Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как детство и окружение влияют на самооценку

Самооценка и коварные прилагательные, изменившие ее. Что говорят психологи?

Слушать новость
Как детство и окружение влияют на самооценку. Самооценка и коварные прилагательные, изменившие ее. Что говорят психологи?.

Для многих станет настоящим открытием знание о том, что прилагательные оказывают большое влияние на самооценку. Как это происходит? По мнению психологов, ощущение собственного «Я» у человека полностью формируется к 7-10 годам. За это время ребенок внимательно впитывает то, как воспринимает его социум и главным образом – родители, близкие люди.

При чем тут прилагательные? Давайте представим, что мама, собирая вас утром в детский сад, очень часто выражает недовольство тем, что вы не можете самостоятельно надеть шапку, завязать ботинки, аккуратно сложить вещи и т. д. В своем диалоге любимая вами женщина частенько повторяет слова «криворукий», «неуклюжий», «несамостоятельный» и подобные.

В ответ на это внешне малыш просто обижается или плачет, но наш информационный центр – мозг – все аккуратно переводит в память и формирует у нас представление о себе через слова родителя.

Во взрослом возрасте подобные оценочные слова способны приводить к неуверенности в делах. Человек может считать, что лишен таланта что-то делать руками, либо он просто не будет доводить начатое до конца, бросая задуманное. Таким образом, прокладывается один из путей к формированию самостоятельного оценивания себя как личности.

Фото Сергея Куликова

Ведущий психолог регионального центра «Семья» Наталья Филимонцева подчеркивает, что главным образом на самооценку влияют значимые для ребенка люди и его окружение. Когда человек взаимодействует с окружающим миром, он развивает в себе самовосприятие, самопознание, самонаблюдение и самоанализ.

Это все входит в знакомое многим понятие «Я-концепции» – когда мнение о себе формируется не только из того, как на человека реагирует социум, но и какое он складывает о себе представление, опираясь на слова своего окружения. Все это говорит о том, что восприятие своего «Я» очень субъективно. В конце статьи мы докажем данное утверждение с помощью эксперимента под названием «Почувствуй время».

А пока давайте вместе с психологом разберемся в самооценке и узнаем, чем она отличается и как связана с самоценностью.

Как и когда в человеке развивается самооценка?

С этим качеством люди не рождаются. Это личностное качество, которое формируется у нас через наше взаимодействие с окружением. Самооценка развивается с детства. При этом среда, в которой находится ребенок, может быть не всегда поддерживающей – напротив, травматичной для самооценки в том числе. В определенном возрасте восприятие собственного «Я» проходит несколько этапов формирования.

Сравним это со строительством дома, где по всем правилам принято заливать фундамент летом, чтобы он был надежным. Так и в нашей психике есть определенные периоды, когда человек готов к развитию субъективного взгляда на себя. Впервые это происходит с 2 до 2,5 лет, когда дети начинают сравнивать себя с другими.

При этом базис самооценки закладывается уже к 7 годам. Именно в этот момент ребенок слышит много оценочных суждений от взрослых. Ближе к 10 годам самооценка оттачивается и уже имеет тенденцию к индивидуальному проявлению.

Каким образом это происходит в семье?

Наверняка в юном возрасте вы слышали, например, такие травмирующие фразы: «Откуда у тебя растут руки? У всех нормальные, а у тебя корявые» или «Посмотри, как у Машеньки хорошо все получается, а ты что? Не можешь так?» Это сравнение или навешивание ярлыков приводит к тому, что внутренняя оценка ребенка словно подгоняется под услышанное от родителей.

В детстве у нас всегда есть желание соответствовать требованиям, которые выдвигают взрослые. Получается, когда вы совпадаете с родительскими требованиями, только тогда удовлетворяете свои эмоциональные потребности. Но не у всех получается им отвечать. В ответ на такие замечания, будучи детьми, мы стараемся доказать, что можем выполнить установки.

Однако не учитываем тот факт, что требования у родителей могут расти и расти, и в какой-то момент мы придем к мысли, что до них «не допрыгнуть». Тогда из-за разочарования в себе опускаются руки: человек уже не хочет ничего делать. Самооценка падает, появляется неуверенность.

Фото Екатерины Христозовой

Какая самооценка складывается к моменту взросления?

Принято считать, что самооценка бывает «адекватной» и «неадекватной» . Первая говорит о том, что человек умеет соизмерять свои способности и возможности, вторая больше известна под понятиями «завышенной» или «заниженной». Но данное разделение очень формально. Это такое деление на черное и белое, а ведь есть другие цвета и оттенки.

Нельзя забывать и то, что самооценка тесно связана с нашим характером. Он проявляется в отношении к себе, другим людям, деятельности и, в целом, в мировоззрении: как и что я делаю, в личностных ценностях. В частности, в отношении к самому себе.

Чувство собственного «Я» может быть и ситуативным, в зависимости от того, в какой среде находится человек, что он делает и кто в его жизни присутствует на данный момент, какая есть поддержка от значимых людей. Это не значит, что восприятие своего образа зависит от ситуации.

Но говорит о том, что в одной сфере человек может проявлять себя так, как присуще адекватной самооценке – ставить перед собой реалистичные цели, которые может достичь, например, а в другой обстановке, предположим, в общении с людьми, у него есть сложности в коммуникации, могут проявляться черты заниженной самооценки: робость, неуверенность, стыд. Получается так, что окружающая поддерживающая среда для ребенка может способствовать проявлению его сильных сторон, а также тех качеств, которые требуют внимания.

Есть ли различия для мужчины и женщины? Правда, что у сильного пола самооценка завышена от природы?

У мужчины социальное и гендерное поведение нацелено на социум. Из-за этого во внешнем мире он более заметен. Он строит карьеру, добивается поставленных целей. Социум лучше видит его достижения, поэтому и складывается такой стереотип о твердой самооценке. А женщины с детства нацелены стать успешными в доме.

Они должны хорошо готовить, воспитывать детей, поддерживать порядок в доме. Женщина тоже успешна. Но сколько людей замечает ее главную работу? Меньше, чем у мужчин. Поэтому может показаться, что слабый пол более робкий по жизни.

Самооценка – это социальный атрибут личности . И пока в социуме считается, что успех женщины формируется в доме, а у мужчины признание его окружением происходит во внешнем мире, то и будет сохраняться убеждение, что представители мужского пола от природы более уверены в себе. Кстати, именно поэтому отношение к женщинам, которые выбирают карьеру, несколько предвзятое. Я уже говорила, что самооценка формируется в детстве, и зависит она не от пола в большей степени, а от среды, где мы воспитываемся.

Можно ли самостоятельно определить уровень самооценки? Нужно ли это понимать, копаться в себе?

Предлагаю сразу: копаться лучше в земле. Я бы предложила человеку начать с изучения себя . Научиться замечать, какие у него качества, способности, без критериев оценки «сильные» или «слабые». Рекомендую посмотреть, какие из них приводят к успеху в той или иной сфере, и как черты характера еще можно развивать, или принимать такими, какие они есть.

Я бы не рекомендовала в этом самопознании обращаться к развлекательным тестам из интернета. Наподобие проективных опросников, которые сейчас популярны – «Посмотри на картинку, ответь, что ты увидел первым, и я скажу, кто ты».

Представьте ситуацию, что вам предложили прочитать медицинский справочник, где очень детально без излишних терминов описываются болезни. Если книгой зачитаться, то можно заподозрить у себя немало заболеваний, убедив себя: «Ой, это точно про меня».

В тестах подобного плана вы увидите то, что хотите видеть. Только психолог или психотерапевт способен вам показать себя в зеркале так, чтобы это было не предвзято, а как оно есть на самом деле.

Фото Сергея Куликова

Завышенная самооценка: это признак эгоизма?

Здоровый эгоизм должен быть нормой для человека. Эгоизм – это понимание того, что мои границы заканчиваются там, где начинаются границы другого человека. Это выглядит примерно так: «Я могу заботиться о себе, исходя их своих личностных побуждений, и помогаю себе так, что это не нарушает права и психологические границы другого». Это и есть здоровый эгоизм «равно» забота о себе.

Когда ситуация протекает иначе, это уже токсичное поведение. Что касается завышенной самооценки, то за этим скрывается не эгоист, а травмированный человек и его жизненный опыт. Из-за этого он часто ведет себя высокомерно, но лишь для того, чтобы не ранить себя в общении.

Почему мы ждем одобрения от других?

На этапе формирования самооценки – в детском возрасте без мнения окружающих невозможно. В 3 года ребенок переживает нормативный возрастной кризис «Я сам». Именно в этот период рождается личность, происходит очередная сепарация. И для ребенка оценки взрослых в этом возрасте и есть опора, которая помогает сформировать свое «Я».

То же самое происходит у людей в его другие кризисные периоды, например, в 5 лет, когда девочке важно слышать, что она симпатичная, красивая, а мальчику, что он сильный и смелый.

К 7 годам мы хотим знать, что уже стали самостоятельными. А если подростку в 12-14 лет не объяснять, что в его возрасте быть импульсивным, конфликтным – это нормально, то какое представление о себе может сформировать ребенок?

Хочу подчеркнуть, что прилагательные в отношении нас – это всегда оценка , поэтому их нельзя просто взять и убрать из жизни. Устойчивые черты самооценки, которые входят в характер, отвечают на вопрос: «Какой?», «Ты (Я) какой?»

В той или иной степени мы все ожидаем одобрения. Это происходит от того, что нам нужна обратная связь, отклик окружения на наши действия.

Как сделать так, чтобы мы могли гордиться собой без оглядки на чье-то мнение?

Если в детстве вы не получили здоровую способность признавать и одобрять себя, давать себе поддержку, доверять собственным чувствам и понимать их, то этому можно учиться. Лучше приобрести навыки принятия обратной связи, как положительной, так и отрицательной.

Постараюсь объяснить, как это формируется. Например, для нас очень важна интонация, когда нас оценивают, и если фразу: «Ты такой общительный» сопроводить нотками издевки, презрения и упрека, то в голове она прозвучит примерно так: «Да, ты такой общительный, куда деваться, лучше бы вообще молчал». Из-за возникших эмоций, а за ними и чувств, человек может закрыться и испугаться. Но это еще не значит, что самооценка уже низкая.

Психологически здоровый взрослый, в отличие от ребенка, умеет перестраивать свое поведение в зависимости от среды, в которой он находится, и ситуации, в которую попадает. Он понимает: во время представления в театре не стоит вести беседы, хотя и любит общаться.

Мы не всегда понимаем истинную природу слов, сказанных другими людьми. Оценки в наш адрес могут быть очень субъективны. Когда этого умения нет, ему можно научиться, поняв, почему так происходит. Если самоанализ не дал ожидаемого результата, психолог поможет разобраться.

Сейчас модно направление лайф-коучинг. Имеет ли смысл ходить на тренинги?

То, о чем вы говорите, – это сопровождение клиента к определенному результату. Любой навык у нас формируется как последовательность действий, которые приводят к определенной способности, результату, успеху. Схема основана на принципе: «Делай раз, делай два, делай три, и будет тебе счастье».

Например, в детстве мама учила вас чистить зубы – она коуч. Мать в этом случае диктует последовательность действий: возьми пасту, выдави на щетку, поднеси к зубам и определенными движениями чисти зубы. Все мы знаем, что привычка формируется за 21 день, и по завершению этого срока или раньше ребенок будет проводить эту процедуру самостоятельно.

Также можно получить информацию и развить способности в плане развития определенных личностных качеств. Но будет ли этот навык полезен для всей жизнедеятельности человека?

Может быть, вы примените его на работе, но один навык не сможет изменить вашу жизнь кардинально, это способны сделать только вы сами. И если человек будет проходить терапию, то тогда изменится качество жизни в целом.

Что такое самоценность? Зачем нам нужно это понимать?

Это одно из составляющих «Я-концепции». Проще говоря, это как пазл в общем представлении о себе. Там же есть и такие понятия, как самооценка, «Я-идельный (ая)», «Я-реальный (ая)»; когда все эти детали собираются воедино, то и получается представление о себе. С одной стороны, самоценность где-то рядом с субъективной оценкой себя, но есть и различие . Самоценность — это про то, как и в чем я вижу свою значимость и для других людей.

Понимание того, почему человек важен самому себе, в каких конкретно делах и качествах, делает его более устойчивым в психологическом плане. Данные ценности переданы человеку через общение, воспитание, коммуникацию, значимых для него людей. Они приходят из внешнего мира во внутренний и в дальнейшем транслируются социуму.

Осознанные ценности – это опорные точки, на которые человек полагается для самого себя, чтобы поддержать свое «Я» самостоятельно и быть уверенным в себе и своих решениях, поступках. Самоценность – это стержень личности, который можно сравнить с позвоночником. Она закладывается в более осознанном возрасте, когда есть и самооценка, и уровень притязаний, личностное самоопределение, а также уже произошла самоидентификация.

Более подробно о самоценности и самооценке можно прочитать в книге Брене Брауна «Все из-за меня».

Все описанные выше процессы, несмотря на то, что приходят из внешнего мира, оцениваются нами очень субъективно. И сколько на планете Земля людей, столько и будет взглядов на одну ситуацию. И это можно доказать простым тестом.

В идеале его выполняют с несколькими людьми, но можно и самостоятельно. Задача почувствовать время – 1 минуту , с закрытыми глазами. Сядьте на стул поудобнее, закройте глаза и откройте их, когда поймете, что минута прошла. Не считая в уме секунды!

В норме люди открывают глаза на 50-70 секунде , но показатели у всех очень разные. Кто-то может и вовсе впасть в ступор, поскольку так и не осознает, какие ему надо задействовать функции, чтобы это понять. Часть людей откроет глаза на 30-40 секунде – это сигнал о тревожности человека.

Будут и те, кто дотерпит до 1 минуты 20 секунд , это значит, что человек живет по принципу «пусть весь мир подождет». Этот эксперимент показывает: все, что происходит, мы ощущаем и воспринимаем очень субъективно, поэтому стоит отличать токсичные суждения социума от здоровой критики. Владеть навыками «Я-концепции» и стремиться к самопознанию. Всему этому можно научиться с психологом.

В тюменском региональном центре «Семья» психологи принимают по предварительной записи.

Фото Сергея Куликова Фото Сергея Куликова

Для многих станет настоящим открытием знание о том, что прилагательные оказывают большое влияние на самооценку. Как это происходит? По мнению психологов, ощущение собственного «Я» у человека полностью формируется к 7-10 годам. За это время ребенок внимательно впитывает то, как воспринимает его социум и главным образом – родители, близкие люди.

При чем тут прилагательные? Давайте представим, что мама, собирая вас утром в детский сад, очень часто выражает недовольство тем, что вы не можете самостоятельно надеть шапку, завязать ботинки, аккуратно сложить вещи и т. д. В своем диалоге любимая вами женщина частенько повторяет слова «криворукий», «неуклюжий», «несамостоятельный» и подобные.

В ответ на это внешне малыш просто обижается или плачет, но наш информационный центр – мозг – все аккуратно переводит в память и формирует у нас представление о себе через слова родителя.

Во взрослом возрасте подобные оценочные слова способны приводить к неуверенности в делах. Человек может считать, что лишен таланта что-то делать руками, либо он просто не будет доводить начатое до конца, бросая задуманное. Таким образом, прокладывается один из путей к формированию самостоятельного оценивания себя как личности.

Фото Сергея Куликова

Ведущий психолог регионального центра «Семья» Наталья Филимонцева подчеркивает, что главным образом на самооценку влияют значимые для ребенка люди и его окружение. Когда человек взаимодействует с окружающим миром, он развивает в себе самовосприятие, самопознание, самонаблюдение и самоанализ.

Это все входит в знакомое многим понятие «Я-концепции» – когда мнение о себе формируется не только из того, как на человека реагирует социум, но и какое он складывает о себе представление, опираясь на слова своего окружения. Все это говорит о том, что восприятие своего «Я» очень субъективно. В конце статьи мы докажем данное утверждение с помощью эксперимента под названием «Почувствуй время».

А пока давайте вместе с психологом разберемся в самооценке и узнаем, чем она отличается и как связана с самоценностью.

Как и когда в человеке развивается самооценка?

С этим качеством люди не рождаются. Это личностное качество, которое формируется у нас через наше взаимодействие с окружением. Самооценка развивается с детства. При этом среда, в которой находится ребенок, может быть не всегда поддерживающей – напротив, травматичной для самооценки в том числе. В определенном возрасте восприятие собственного «Я» проходит несколько этапов формирования.

Сравним это со строительством дома, где по всем правилам принято заливать фундамент летом, чтобы он был надежным. Так и в нашей психике есть определенные периоды, когда человек готов к развитию субъективного взгляда на себя. Впервые это происходит с 2 до 2,5 лет, когда дети начинают сравнивать себя с другими.

При этом базис самооценки закладывается уже к 7 годам. Именно в этот момент ребенок слышит много оценочных суждений от взрослых. Ближе к 10 годам самооценка оттачивается и уже имеет тенденцию к индивидуальному проявлению.

Каким образом это происходит в семье?

Наверняка в юном возрасте вы слышали, например, такие травмирующие фразы: «Откуда у тебя растут руки? У всех нормальные, а у тебя корявые» или «Посмотри, как у Машеньки хорошо все получается, а ты что? Не можешь так?» Это сравнение или навешивание ярлыков приводит к тому, что внутренняя оценка ребенка словно подгоняется под услышанное от родителей.

В детстве у нас всегда есть желание соответствовать требованиям, которые выдвигают взрослые. Получается, когда вы совпадаете с родительскими требованиями, только тогда удовлетворяете свои эмоциональные потребности. Но не у всех получается им отвечать. В ответ на такие замечания, будучи детьми, мы стараемся доказать, что можем выполнить установки.

Однако не учитываем тот факт, что требования у родителей могут расти и расти, и в какой-то момент мы придем к мысли, что до них «не допрыгнуть». Тогда из-за разочарования в себе опускаются руки: человек уже не хочет ничего делать. Самооценка падает, появляется неуверенность.

Фото Екатерины Христозовой

Какая самооценка складывается к моменту взросления?

Принято считать, что самооценка бывает «адекватной» и «неадекватной» . Первая говорит о том, что человек умеет соизмерять свои способности и возможности, вторая больше известна под понятиями «завышенной» или «заниженной». Но данное разделение очень формально. Это такое деление на черное и белое, а ведь есть другие цвета и оттенки.

Нельзя забывать и то, что самооценка тесно связана с нашим характером. Он проявляется в отношении к себе, другим людям, деятельности и, в целом, в мировоззрении: как и что я делаю, в личностных ценностях. В частности, в отношении к самому себе.

Чувство собственного «Я» может быть и ситуативным, в зависимости от того, в какой среде находится человек, что он делает и кто в его жизни присутствует на данный момент, какая есть поддержка от значимых людей. Это не значит, что восприятие своего образа зависит от ситуации.

Но говорит о том, что в одной сфере человек может проявлять себя так, как присуще адекватной самооценке – ставить перед собой реалистичные цели, которые может достичь, например, а в другой обстановке, предположим, в общении с людьми, у него есть сложности в коммуникации, могут проявляться черты заниженной самооценки: робость, неуверенность, стыд. Получается так, что окружающая поддерживающая среда для ребенка может способствовать проявлению его сильных сторон, а также тех качеств, которые требуют внимания.

Есть ли различия для мужчины и женщины? Правда, что у сильного пола самооценка завышена от природы?

У мужчины социальное и гендерное поведение нацелено на социум. Из-за этого во внешнем мире он более заметен. Он строит карьеру, добивается поставленных целей. Социум лучше видит его достижения, поэтому и складывается такой стереотип о твердой самооценке. А женщины с детства нацелены стать успешными в доме.

Они должны хорошо готовить, воспитывать детей, поддерживать порядок в доме. Женщина тоже успешна. Но сколько людей замечает ее главную работу? Меньше, чем у мужчин. Поэтому может показаться, что слабый пол более робкий по жизни.

Самооценка – это социальный атрибут личности . И пока в социуме считается, что успех женщины формируется в доме, а у мужчины признание его окружением происходит во внешнем мире, то и будет сохраняться убеждение, что представители мужского пола от природы более уверены в себе. Кстати, именно поэтому отношение к женщинам, которые выбирают карьеру, несколько предвзятое. Я уже говорила, что самооценка формируется в детстве, и зависит она не от пола в большей степени, а от среды, где мы воспитываемся.

Можно ли самостоятельно определить уровень самооценки? Нужно ли это понимать, копаться в себе?

Предлагаю сразу: копаться лучше в земле. Я бы предложила человеку начать с изучения себя . Научиться замечать, какие у него качества, способности, без критериев оценки «сильные» или «слабые». Рекомендую посмотреть, какие из них приводят к успеху в той или иной сфере, и как черты характера еще можно развивать, или принимать такими, какие они есть.

Я бы не рекомендовала в этом самопознании обращаться к развлекательным тестам из интернета. Наподобие проективных опросников, которые сейчас популярны – «Посмотри на картинку, ответь, что ты увидел первым, и я скажу, кто ты».

Представьте ситуацию, что вам предложили прочитать медицинский справочник, где очень детально без излишних терминов описываются болезни. Если книгой зачитаться, то можно заподозрить у себя немало заболеваний, убедив себя: «Ой, это точно про меня».

В тестах подобного плана вы увидите то, что хотите видеть. Только психолог или психотерапевт способен вам показать себя в зеркале так, чтобы это было не предвзято, а как оно есть на самом деле.

Фото Сергея Куликова

Завышенная самооценка: это признак эгоизма?

Здоровый эгоизм должен быть нормой для человека. Эгоизм – это понимание того, что мои границы заканчиваются там, где начинаются границы другого человека. Это выглядит примерно так: «Я могу заботиться о себе, исходя их своих личностных побуждений, и помогаю себе так, что это не нарушает права и психологические границы другого». Это и есть здоровый эгоизм «равно» забота о себе.

Когда ситуация протекает иначе, это уже токсичное поведение. Что касается завышенной самооценки, то за этим скрывается не эгоист, а травмированный человек и его жизненный опыт. Из-за этого он часто ведет себя высокомерно, но лишь для того, чтобы не ранить себя в общении.

Почему мы ждем одобрения от других?

На этапе формирования самооценки – в детском возрасте без мнения окружающих невозможно. В 3 года ребенок переживает нормативный возрастной кризис «Я сам». Именно в этот период рождается личность, происходит очередная сепарация. И для ребенка оценки взрослых в этом возрасте и есть опора, которая помогает сформировать свое «Я».

То же самое происходит у людей в его другие кризисные периоды, например, в 5 лет, когда девочке важно слышать, что она симпатичная, красивая, а мальчику, что он сильный и смелый.

К 7 годам мы хотим знать, что уже стали самостоятельными. А если подростку в 12-14 лет не объяснять, что в его возрасте быть импульсивным, конфликтным – это нормально, то какое представление о себе может сформировать ребенок?

Хочу подчеркнуть, что прилагательные в отношении нас – это всегда оценка , поэтому их нельзя просто взять и убрать из жизни. Устойчивые черты самооценки, которые входят в характер, отвечают на вопрос: «Какой?», «Ты (Я) какой?»

В той или иной степени мы все ожидаем одобрения. Это происходит от того, что нам нужна обратная связь, отклик окружения на наши действия.

Как сделать так, чтобы мы могли гордиться собой без оглядки на чье-то мнение?

Если в детстве вы не получили здоровую способность признавать и одобрять себя, давать себе поддержку, доверять собственным чувствам и понимать их, то этому можно учиться. Лучше приобрести навыки принятия обратной связи, как положительной, так и отрицательной.

Постараюсь объяснить, как это формируется. Например, для нас очень важна интонация, когда нас оценивают, и если фразу: «Ты такой общительный» сопроводить нотками издевки, презрения и упрека, то в голове она прозвучит примерно так: «Да, ты такой общительный, куда деваться, лучше бы вообще молчал». Из-за возникших эмоций, а за ними и чувств, человек может закрыться и испугаться. Но это еще не значит, что самооценка уже низкая.

Психологически здоровый взрослый, в отличие от ребенка, умеет перестраивать свое поведение в зависимости от среды, в которой он находится, и ситуации, в которую попадает. Он понимает: во время представления в театре не стоит вести беседы, хотя и любит общаться.

Мы не всегда понимаем истинную природу слов, сказанных другими людьми. Оценки в наш адрес могут быть очень субъективны. Когда этого умения нет, ему можно научиться, поняв, почему так происходит. Если самоанализ не дал ожидаемого результата, психолог поможет разобраться.

Сейчас модно направление лайф-коучинг. Имеет ли смысл ходить на тренинги?

То, о чем вы говорите, – это сопровождение клиента к определенному результату. Любой навык у нас формируется как последовательность действий, которые приводят к определенной способности, результату, успеху. Схема основана на принципе: «Делай раз, делай два, делай три, и будет тебе счастье».

Например, в детстве мама учила вас чистить зубы – она коуч. Мать в этом случае диктует последовательность действий: возьми пасту, выдави на щетку, поднеси к зубам и определенными движениями чисти зубы. Все мы знаем, что привычка формируется за 21 день, и по завершению этого срока или раньше ребенок будет проводить эту процедуру самостоятельно.

Также можно получить информацию и развить способности в плане развития определенных личностных качеств. Но будет ли этот навык полезен для всей жизнедеятельности человека?

Может быть, вы примените его на работе, но один навык не сможет изменить вашу жизнь кардинально, это способны сделать только вы сами. И если человек будет проходить терапию, то тогда изменится качество жизни в целом.

Что такое самоценность? Зачем нам нужно это понимать?

Это одно из составляющих «Я-концепции». Проще говоря, это как пазл в общем представлении о себе. Там же есть и такие понятия, как самооценка, «Я-идельный (ая)», «Я-реальный (ая)»; когда все эти детали собираются воедино, то и получается представление о себе. С одной стороны, самоценность где-то рядом с субъективной оценкой себя, но есть и различие . Самоценность — это про то, как и в чем я вижу свою значимость и для других людей.

Понимание того, почему человек важен самому себе, в каких конкретно делах и качествах, делает его более устойчивым в психологическом плане. Данные ценности переданы человеку через общение, воспитание, коммуникацию, значимых для него людей. Они приходят из внешнего мира во внутренний и в дальнейшем транслируются социуму.

Осознанные ценности – это опорные точки, на которые человек полагается для самого себя, чтобы поддержать свое «Я» самостоятельно и быть уверенным в себе и своих решениях, поступках. Самоценность – это стержень личности, который можно сравнить с позвоночником. Она закладывается в более осознанном возрасте, когда есть и самооценка, и уровень притязаний, личностное самоопределение, а также уже произошла самоидентификация.

Более подробно о самоценности и самооценке можно прочитать в книге Брене Брауна «Все из-за меня».

Все описанные выше процессы, несмотря на то, что приходят из внешнего мира, оцениваются нами очень субъективно. И сколько на планете Земля людей, столько и будет взглядов на одну ситуацию. И это можно доказать простым тестом.

В идеале его выполняют с несколькими людьми, но можно и самостоятельно. Задача почувствовать время – 1 минуту , с закрытыми глазами. Сядьте на стул поудобнее, закройте глаза и откройте их, когда поймете, что минута прошла. Не считая в уме секунды!

В норме люди открывают глаза на 50-70 секунде , но показатели у всех очень разные. Кто-то может и вовсе впасть в ступор, поскольку так и не осознает, какие ему надо задействовать функции, чтобы это понять. Часть людей откроет глаза на 30-40 секунде – это сигнал о тревожности человека.

Будут и те, кто дотерпит до 1 минуты 20 секунд , это значит, что человек живет по принципу «пусть весь мир подождет». Этот эксперимент показывает: все, что происходит, мы ощущаем и воспринимаем очень субъективно, поэтому стоит отличать токсичные суждения социума от здоровой критики. Владеть навыками «Я-концепции» и стремиться к самопознанию. Всему этому можно научиться с психологом.

В тюменском региональном центре «Семья» психологи принимают по предварительной записи.