Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Стандартизация студентов в вузах: в Тюмени обсудили необходимость дипломов

Весомый аргументы – в этом материале

Общество, 21:03, 22 сентября 2022, Артемий Романов
Слушать новость
Стандартизация студентов в вузах: в Тюмени обсудили необходимость дипломов. Весомый аргументы – в этом материале.

Представители образования и нефтегазовой сферы обсудили, как вузы снижают мотивацию своих же студентов, а также подискутировали о необходимости дипломов о высшем образовании. Диалог состоялся в рамках сессии «Человеческий капитал. Молодежь как стратегический ресурс развития промышленности России». Мероприятие стало частью форума TNF.

Тема молодежи актуальна всегда, отметил модератор площадки, ректор корпоративного университета ПАО «Газпром нефть» Илья Дементьев. Он напомнил определение Карла Маннгейма о том, что молодежь – это резерв, который появляется или выступает тогда, когда в обществе вдруг происходят срочные или необратимые изменения или когда у общества появляется запрос сделать то, что ранее никто не делал.

Студенты выходят из вуза менее компетентными, чем они были

Сессия началась с оглашения результатов социологического исследования в вузах. Его представил руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля. Выборка большая – 143 тысячи студентов из 53 университетов, то есть охватывались самые разные направления и курсы. В результате были выявлены три большие группы, на которые делятся студенты.

– Первая – это «звезды». Это лидеры, на которых всегда обращают внимание и всегда делают ставки. Их достаточно много, четверть от всех студентов, – рассказал Дмитрий Гужеля. – «Сбалансированные» – те, за кем обычно гоняются работодатели. Это ребята, которые умеют думать стратегически, при этом не тянут на себя одеяло, готовы работать вторыми и четко отрабатывают свои задачи.

Самая многочисленная группа, 40%, получила название «педанты».

– Это те ребята, которым куда сказали, туда они и пошли. Они тоже пользуются популярностью у работодателей в определенной мере, но от них инициативности ждать не приходится, – сообщил спикер.

Скриншот трансляции

Он поделился серьезным выводом: от первого курса к четвертому по результатам работы университетов численность «педантов» возрастает.

– Университеты губят лидерство, губят «сбалансированных» и работают на то, чтобы производить «педантов». К сожалению, все те активности, которые проводят авторы молодежной политики, если они работают по площадям, они работают на эту самую третью группу. Которым сказали участвовать – они участвуют. А работодатели же не получают доступа к первой и второй группам, – заявил Дмитрий Гужеля.

Следом были проведены глубинные интервью студентов. У них спросили, чего им не хватает, почему у них теряется мотивация и почему они скатываются в третью группу.

– Самый главный ответ – это то, что фактически им не хватает внятных задач, целей и целеполагания во всех отраслях их деятельности внутри университета. Уже ко второму курсу они резко теряют мотивацию и перестают понимать, зачем они учатся.

Скриншот трансляции

Успешным выходом из этой ситуации мог бы стать «подхват» со стороны работодателей, которые бы привлекли студентов к практической деятельности.

– За время обучения в университете растет всего две компетенции. Первая – анализ информации и выработка решений. Она формируется за счет того, что ребята работают с учебниками. Вторая – следование правилам и процедурам. Все остальные падают. Мы сами продуцируем на выходе ребят безынициативных, ничего не желающих. Именно поэтому многие работодатели говорят, что хорошо работать со вторым и третьим крусом. Они адекватные и их еще можно подхватить, – прокомментировал спикер.

Не во всех университетах такая картина. В отдельных технических и медицинских вузах наоборот растут все компетенции, но это происходит именно за счет каких-то уникальных управленческих решений и выстраивания процесса обучения с упором на практику.

– Самая плохая ситуация у педагогов. Они приходят с низкими компетенциями, и уходят с еще более низкими, – обратил внимание Дмитрий Гужеля.

Скриншот трансляции

Диплом нужен, и эту дискуссию следует прекратить

Директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер согласился с изложенными в исследовании выводами. Сделал он это в целях объективности и пояснил, что «диагнозы» нужно ставить себе верные, иначе «лечения» не произойдет. Тем не менее на вопрос нужен ли диплом, спикер ответил однозначно – нужен.

– Я считаю, что эту дискуссию нужно прекращать. И важна не раскраска диплома, можно не смотреть на оценки – что не делают уже многие работодатели. Но наличие диплома исторически (и не только в нашей стране) – это подтверждение, что человек оформил картину мира. Универсальное университетское образование – в том числе об этом, – подчеркнул Алексей Райдер.

Вместе с тем, по его мнению, вузы должны меняться. Беспристрастно, постоянно и высокотребовательно к себе.

– Сколько бы мы не осуждали всякие показатели, индикаторы, параметры, всех все равно надо чем-то мерить, – отметил директор департамента. – А о том, что к выпуску человек «стандартизируется»... Он все равно становится – не скажу, что законопослушным, – но по крайней мерее адекватным к предъявляемым в его будущей жизни и работе регламентам. И он готов к трудовой дисциплине, а ведь многие действительно пойдут в наемный труд. И эта задача в том числе стоит перед системой подготовки кадров.

Управленцам в сфере образования и работодателям, по словам Алексея Райдера, надо найти потенциал и возможность вытягивания «педантов» в «звезды».

– Никто не сказал, что им это не дано. Они, может, со школьной скамьи уже пришли более сжатыми. Уже сформированными с точки зрения «не вылазить, не заявлять себя, и поэтому выжить». Вообще мимикрия – это нормальный признак любого человека. И мы тоже мимикрируем по мере жизни, – поделился мнением спикер.

Он добавил, что ключевая задача сейчас состоит в том, чтобы переподчинить цель реализации образовательных программ под то, чтобы средний потенциал среднестатистического учащегося выводить в более «звездное» состояние.

– «Мягким» навыкам можно доучить. В корпоративных законах и культуре всегда можно всех докультурить. Но если человек не знает матчасти – для каждой отрасли своей, – то это все бессмысленно и бесперспективно, – резюмировал Алексей Райдер.

В обсуждении также приняли участие представители крупного бизнеса и ректор ТИУ Вероника Ефремова. Посмотреть полную запись трансляции дискуссионной сессии вы можете ниже.

Скриншот трансляции Скриншот трансляции

Представители образования и нефтегазовой сферы обсудили, как вузы снижают мотивацию своих же студентов, а также подискутировали о необходимости дипломов о высшем образовании. Диалог состоялся в рамках сессии «Человеческий капитал. Молодежь как стратегический ресурс развития промышленности России». Мероприятие стало частью форума TNF.

Тема молодежи актуальна всегда, отметил модератор площадки, ректор корпоративного университета ПАО «Газпром нефть» Илья Дементьев. Он напомнил определение Карла Маннгейма о том, что молодежь – это резерв, который появляется или выступает тогда, когда в обществе вдруг происходят срочные или необратимые изменения или когда у общества появляется запрос сделать то, что ранее никто не делал.

Студенты выходят из вуза менее компетентными, чем они были

Сессия началась с оглашения результатов социологического исследования в вузах. Его представил руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля. Выборка большая – 143 тысячи студентов из 53 университетов, то есть охватывались самые разные направления и курсы. В результате были выявлены три большие группы, на которые делятся студенты.

– Первая – это «звезды». Это лидеры, на которых всегда обращают внимание и всегда делают ставки. Их достаточно много, четверть от всех студентов, – рассказал Дмитрий Гужеля. – «Сбалансированные» – те, за кем обычно гоняются работодатели. Это ребята, которые умеют думать стратегически, при этом не тянут на себя одеяло, готовы работать вторыми и четко отрабатывают свои задачи.

Самая многочисленная группа, 40%, получила название «педанты».

– Это те ребята, которым куда сказали, туда они и пошли. Они тоже пользуются популярностью у работодателей в определенной мере, но от них инициативности ждать не приходится, – сообщил спикер.

Скриншот трансляции

Он поделился серьезным выводом: от первого курса к четвертому по результатам работы университетов численность «педантов» возрастает.

– Университеты губят лидерство, губят «сбалансированных» и работают на то, чтобы производить «педантов». К сожалению, все те активности, которые проводят авторы молодежной политики, если они работают по площадям, они работают на эту самую третью группу. Которым сказали участвовать – они участвуют. А работодатели же не получают доступа к первой и второй группам, – заявил Дмитрий Гужеля.

Следом были проведены глубинные интервью студентов. У них спросили, чего им не хватает, почему у них теряется мотивация и почему они скатываются в третью группу.

– Самый главный ответ – это то, что фактически им не хватает внятных задач, целей и целеполагания во всех отраслях их деятельности внутри университета. Уже ко второму курсу они резко теряют мотивацию и перестают понимать, зачем они учатся.

Скриншот трансляции

Успешным выходом из этой ситуации мог бы стать «подхват» со стороны работодателей, которые бы привлекли студентов к практической деятельности.

– За время обучения в университете растет всего две компетенции. Первая – анализ информации и выработка решений. Она формируется за счет того, что ребята работают с учебниками. Вторая – следование правилам и процедурам. Все остальные падают. Мы сами продуцируем на выходе ребят безынициативных, ничего не желающих. Именно поэтому многие работодатели говорят, что хорошо работать со вторым и третьим крусом. Они адекватные и их еще можно подхватить, – прокомментировал спикер.

Не во всех университетах такая картина. В отдельных технических и медицинских вузах наоборот растут все компетенции, но это происходит именно за счет каких-то уникальных управленческих решений и выстраивания процесса обучения с упором на практику.

– Самая плохая ситуация у педагогов. Они приходят с низкими компетенциями, и уходят с еще более низкими, – обратил внимание Дмитрий Гужеля.

Скриншот трансляции

Диплом нужен, и эту дискуссию следует прекратить

Директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер согласился с изложенными в исследовании выводами. Сделал он это в целях объективности и пояснил, что «диагнозы» нужно ставить себе верные, иначе «лечения» не произойдет. Тем не менее на вопрос нужен ли диплом, спикер ответил однозначно – нужен.

– Я считаю, что эту дискуссию нужно прекращать. И важна не раскраска диплома, можно не смотреть на оценки – что не делают уже многие работодатели. Но наличие диплома исторически (и не только в нашей стране) – это подтверждение, что человек оформил картину мира. Универсальное университетское образование – в том числе об этом, – подчеркнул Алексей Райдер.

Вместе с тем, по его мнению, вузы должны меняться. Беспристрастно, постоянно и высокотребовательно к себе.

– Сколько бы мы не осуждали всякие показатели, индикаторы, параметры, всех все равно надо чем-то мерить, – отметил директор департамента. – А о том, что к выпуску человек «стандартизируется»... Он все равно становится – не скажу, что законопослушным, – но по крайней мерее адекватным к предъявляемым в его будущей жизни и работе регламентам. И он готов к трудовой дисциплине, а ведь многие действительно пойдут в наемный труд. И эта задача в том числе стоит перед системой подготовки кадров.

Управленцам в сфере образования и работодателям, по словам Алексея Райдера, надо найти потенциал и возможность вытягивания «педантов» в «звезды».

– Никто не сказал, что им это не дано. Они, может, со школьной скамьи уже пришли более сжатыми. Уже сформированными с точки зрения «не вылазить, не заявлять себя, и поэтому выжить». Вообще мимикрия – это нормальный признак любого человека. И мы тоже мимикрируем по мере жизни, – поделился мнением спикер.

Он добавил, что ключевая задача сейчас состоит в том, чтобы переподчинить цель реализации образовательных программ под то, чтобы средний потенциал среднестатистического учащегося выводить в более «звездное» состояние.

– «Мягким» навыкам можно доучить. В корпоративных законах и культуре всегда можно всех докультурить. Но если человек не знает матчасти – для каждой отрасли своей, – то это все бессмысленно и бесперспективно, – резюмировал Алексей Райдер.

В обсуждении также приняли участие представители крупного бизнеса и ректор ТИУ Вероника Ефремова. Посмотреть полную запись трансляции дискуссионной сессии вы можете ниже.



В России начнут печатать мебель из отходов на 3D-принтерах

17 июля

Руководитель тюменской школы прошла в финал конкурса «Директор года России – 2024»

17 июля