Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как в Тюмени раньше невест выбирали

Сто лет назад современных красавиц замуж бы не взяли

Общество, 13:01, 17 сентября 2022, Татьяна Тихонова
Слушать новость
Как в Тюмени раньше невест выбирали. Сто лет назад современных красавиц замуж бы не взяли.

Если оглянуться вглубь веков, то еще лет так сто назад после сбора урожая начинался сезон свадеб. Православные свадебные обряды имели свой цикл: сватовство, смотрины, сговор, девичник и молодечник, венчание да свадебный пир.

Орешек для невесты

Тюменский экскурсовод Марина Сафина с удовольствием рассказывает о том, как женихи выбирали себе невест. Она достает из сумочки грецкий орех, кладет его на скамейку и игриво улыбается.

– По многовековому укладу со времен Ивана Грозного и семибоярщины русскую девушку на выданье выбирали по дородности. Сев на орех, барышня должна была расколоть его. У татар был другой обычай. Девушку просили присесть на скамью или сундук и смотрели, где у нее живот. Если он лежит не на коленях, значит девица плохо питается, семья ее бедная и замуж такую брать не стоит, – рассказывает Марина.

Худая – все равно что больная, несчастная, несостоятельная. В наши дни при стандарте женской красоты «90x60x90» такие обычаи кажутся нереальными. Но вспомните пышнотелых красавиц на полотнах художников – сомнений поубавится. Уж как ценили раньше в женщинах объем и мягкость! Марина Сафина говорит, что на экскурсиях всегда находятся желающие присесть на орешек, но расколоть его тюменкам удается крайне редко.

А еще женихи оценивали барышень по наличию украшений. Тюменки надевали на себя все и сразу. Наряжались, блестели, словно новогодние елки.  Этим показывали – я из зажиточной семьи, совсем не бедняжка.

Давайте познакомимся

В наш век молодой человек может пригласить понравившуюся девушку в ночной клуб, кино или кафе. Раньше такое было невозможно. Молодежь встречалась на специальных вечеринках – вечорках. К слову, ныне фольклорные коллективы инсценируют подобные.  Рекомендуем побывать: очень увлекательное и веселое событие. Настроение точно улучшится. Вечорки собирали в праздничные или выходные даты. Заканчивались они за
час до полуночи.

Очень важен был принцип сословности. Крестьяне собирались в большом деревенском доме, чтобы песни петь, танцевать, играть, пить чай. В купеческих семьях рассылали витиеватые приглашения для молодых людей, вскладчину покупали угощения. На вечеринках обязательно присутствовала сваха и кто-то из старших, чтобы  присматривать за молодежью и не допустить лишнего: нескромных прикосновений, поцелуев. Во время общения молодые присматривались друг к другу.


Кстати, разница в 10-20 лет между женихом и невестой была приемлемой. Мужчины долго служили в армии, а когда возвращались, их ровесницы уже были замужем. Поэтому часто брали в жены девушек гораздо младше. Если молодые приглянулись друг другу, начиналась подготовка к сватовству.  Роль свахи в этом процессе была незаменимой. Сводни вели картотеки, в которых содержались сведения как о девицах, так и потенциальных женихах. Они знали о положении дел в семьях, величине приданого невесты, капиталах жениха. Сваха считалась тем лучше, чем больше у нее кашемировых платков – платок был своего рода платой за удачную женитьбу. После знакомства она вела торги. Общалась с отцом невесты по поводу приданого. Заведомо зная, насколько богата семья, доводила его размер до максимума.

– Приданое невесты имело большое значение. Бывало, что семьи не договаривались, на торгах все и заканчивалось, сватовство отменялось, –добавляет экскурсовод.


Брачный контракт?

Если же торги прошли удачно, то в доме невесты устраивались смотрины. Это был званый обед, на который приходили родители, родственники, крестные. Во время обеда совершали обрядовый торг. В простых семьях делали опись приданого, а в дворянских составляли брачный контракт. Записывали, что отдадут вместе с невестой: какой денежный капитал, размер движимого и недвижимого имущества.

После этого договаривались о дате сговора. Он назначался спустя две-три недели после смотрин. В тюменской купеческой среде во время сговора молодых благословляли родители, приглашался священник. Батюшка присутствовал и при передаче денежного приданого невесты семье жениха. Если сказать на современный лад, он выполнял роль нотариуса. Сговор завершался публичным рукобитием. Отцы семейств били по рукам – значит договорились. С этого момента у молодых не было пути назад – только в супружество. Иначе все затраты на приготовление к свадьбе нужно будет возместить.

Невеста выходила на крыльцо, кланялась семь раз и сообщала собравшимся, что она просватана, называла имя суженого. По такому прекрасному поводу гостей угощали пряниками, которые пекла мать жениха. О запланированной свадьбе жених и невеста обязательно сообщали священнику в своем приходе. В течение трех недель после воскресной службы священнослужитель объявлял прихожанам имена жениха и невесты.  Это делалось для того, чтобы выяснить – нет ли помех, препятствий к браку. Если таковых не оказывалось, то брачующимся выдавался билет на женитьбу. Священник указывал в нем возраст, сословие, регулярность исповеди, причастия и разрешение на брак.

Марина Сафина рассказала удивительный случай, когда священник не разрешил бракосочетание. В 1901 году в газете «Русское слово» от 5 сентября под рубрикой «Эхо провинциальной жизни» опубликовали такую информацию: «В одной из церквей города Тобольска имело место быть совершено бракосочетание неких Черепанова и Маламыгиной. И жених, и невеста – люди не из достаточных и с большим трудом приготовились к свадьбе, было уже сделано оглашение. Но венчание пришлось отложить на неопределенное время по совершенно исключительному, экстраординарному случаю. В метрических книгах невеста оказалась записанной не девицей Александрой, а мальчиком Александром. Теперь невесте надо доказать, что она действительно девица, а не мальчик».
Вроде невидаль, а как современно звучит!

Любовь или расчет?

Накануне венчания в дом жениха перевозили приданое невесты. Так называемый «постельный поезд» мог состоять из пяти подвод. Каждая вещь строго сверялась по описи. Меркантильность же какая… В таком подходе к браку можно было бы усмотреть не столько любовь, сколько выгоду и расчет. Ведь окончательное решение о свадьбе принималось не молодыми, а их родителями или опекунами, церковью и во многом определялось наличием приданого у невесты и обеспеченностью жениха.

Но это не совсем верно, если рассмотреть тему глубже. Можно поинтересоваться и статистикой разводов. Если в дореволюционной России развод был редкостью, то сейчас распадается восемь браков из десяти. И действительно, раньше каждая из сторон рассматривала свою выгоду в брачном союзе. Но это гарантировало обеспеченность и уверенность в завтрашнем дне невесте, а жениху – заботу, ласку и домашний уют. Семьи-то
в итоге получались замечательные.  Не то что современная ипотека, которая тоже скрепляет семью, но в отличие от приданого женщины и капитала мужчины не дает, а забирает из нее.

Фото Екатерины Христозовой Фото Екатерины Христозовой

Если оглянуться вглубь веков, то еще лет так сто назад после сбора урожая начинался сезон свадеб. Православные свадебные обряды имели свой цикл: сватовство, смотрины, сговор, девичник и молодечник, венчание да свадебный пир.

Орешек для невесты

Тюменский экскурсовод Марина Сафина с удовольствием рассказывает о том, как женихи выбирали себе невест. Она достает из сумочки грецкий орех, кладет его на скамейку и игриво улыбается.

– По многовековому укладу со времен Ивана Грозного и семибоярщины русскую девушку на выданье выбирали по дородности. Сев на орех, барышня должна была расколоть его. У татар был другой обычай. Девушку просили присесть на скамью или сундук и смотрели, где у нее живот. Если он лежит не на коленях, значит девица плохо питается, семья ее бедная и замуж такую брать не стоит, – рассказывает Марина.

Худая – все равно что больная, несчастная, несостоятельная. В наши дни при стандарте женской красоты «90x60x90» такие обычаи кажутся нереальными. Но вспомните пышнотелых красавиц на полотнах художников – сомнений поубавится. Уж как ценили раньше в женщинах объем и мягкость! Марина Сафина говорит, что на экскурсиях всегда находятся желающие присесть на орешек, но расколоть его тюменкам удается крайне редко.

А еще женихи оценивали барышень по наличию украшений. Тюменки надевали на себя все и сразу. Наряжались, блестели, словно новогодние елки.  Этим показывали – я из зажиточной семьи, совсем не бедняжка.

Давайте познакомимся

В наш век молодой человек может пригласить понравившуюся девушку в ночной клуб, кино или кафе. Раньше такое было невозможно. Молодежь встречалась на специальных вечеринках – вечорках. К слову, ныне фольклорные коллективы инсценируют подобные.  Рекомендуем побывать: очень увлекательное и веселое событие. Настроение точно улучшится. Вечорки собирали в праздничные или выходные даты. Заканчивались они за
час до полуночи.

Очень важен был принцип сословности. Крестьяне собирались в большом деревенском доме, чтобы песни петь, танцевать, играть, пить чай. В купеческих семьях рассылали витиеватые приглашения для молодых людей, вскладчину покупали угощения. На вечеринках обязательно присутствовала сваха и кто-то из старших, чтобы  присматривать за молодежью и не допустить лишнего: нескромных прикосновений, поцелуев. Во время общения молодые присматривались друг к другу.


Кстати, разница в 10-20 лет между женихом и невестой была приемлемой. Мужчины долго служили в армии, а когда возвращались, их ровесницы уже были замужем. Поэтому часто брали в жены девушек гораздо младше. Если молодые приглянулись друг другу, начиналась подготовка к сватовству.  Роль свахи в этом процессе была незаменимой. Сводни вели картотеки, в которых содержались сведения как о девицах, так и потенциальных женихах. Они знали о положении дел в семьях, величине приданого невесты, капиталах жениха. Сваха считалась тем лучше, чем больше у нее кашемировых платков – платок был своего рода платой за удачную женитьбу. После знакомства она вела торги. Общалась с отцом невесты по поводу приданого. Заведомо зная, насколько богата семья, доводила его размер до максимума.

– Приданое невесты имело большое значение. Бывало, что семьи не договаривались, на торгах все и заканчивалось, сватовство отменялось, –добавляет экскурсовод.


Брачный контракт?

Если же торги прошли удачно, то в доме невесты устраивались смотрины. Это был званый обед, на который приходили родители, родственники, крестные. Во время обеда совершали обрядовый торг. В простых семьях делали опись приданого, а в дворянских составляли брачный контракт. Записывали, что отдадут вместе с невестой: какой денежный капитал, размер движимого и недвижимого имущества.

После этого договаривались о дате сговора. Он назначался спустя две-три недели после смотрин. В тюменской купеческой среде во время сговора молодых благословляли родители, приглашался священник. Батюшка присутствовал и при передаче денежного приданого невесты семье жениха. Если сказать на современный лад, он выполнял роль нотариуса. Сговор завершался публичным рукобитием. Отцы семейств били по рукам – значит договорились. С этого момента у молодых не было пути назад – только в супружество. Иначе все затраты на приготовление к свадьбе нужно будет возместить.

Невеста выходила на крыльцо, кланялась семь раз и сообщала собравшимся, что она просватана, называла имя суженого. По такому прекрасному поводу гостей угощали пряниками, которые пекла мать жениха. О запланированной свадьбе жених и невеста обязательно сообщали священнику в своем приходе. В течение трех недель после воскресной службы священнослужитель объявлял прихожанам имена жениха и невесты.  Это делалось для того, чтобы выяснить – нет ли помех, препятствий к браку. Если таковых не оказывалось, то брачующимся выдавался билет на женитьбу. Священник указывал в нем возраст, сословие, регулярность исповеди, причастия и разрешение на брак.

Марина Сафина рассказала удивительный случай, когда священник не разрешил бракосочетание. В 1901 году в газете «Русское слово» от 5 сентября под рубрикой «Эхо провинциальной жизни» опубликовали такую информацию: «В одной из церквей города Тобольска имело место быть совершено бракосочетание неких Черепанова и Маламыгиной. И жених, и невеста – люди не из достаточных и с большим трудом приготовились к свадьбе, было уже сделано оглашение. Но венчание пришлось отложить на неопределенное время по совершенно исключительному, экстраординарному случаю. В метрических книгах невеста оказалась записанной не девицей Александрой, а мальчиком Александром. Теперь невесте надо доказать, что она действительно девица, а не мальчик».
Вроде невидаль, а как современно звучит!

Любовь или расчет?

Накануне венчания в дом жениха перевозили приданое невесты. Так называемый «постельный поезд» мог состоять из пяти подвод. Каждая вещь строго сверялась по описи. Меркантильность же какая… В таком подходе к браку можно было бы усмотреть не столько любовь, сколько выгоду и расчет. Ведь окончательное решение о свадьбе принималось не молодыми, а их родителями или опекунами, церковью и во многом определялось наличием приданого у невесты и обеспеченностью жениха.

Но это не совсем верно, если рассмотреть тему глубже. Можно поинтересоваться и статистикой разводов. Если в дореволюционной России развод был редкостью, то сейчас распадается восемь браков из десяти. И действительно, раньше каждая из сторон рассматривала свою выгоду в брачном союзе. Но это гарантировало обеспеченность и уверенность в завтрашнем дне невесте, а жениху – заботу, ласку и домашний уют. Семьи-то
в итоге получались замечательные.  Не то что современная ипотека, которая тоже скрепляет семью, но в отличие от приданого женщины и капитала мужчины не дает, а забирает из нее.



Завершается реставрация церкви Спаса в Тюмени

17 сентября

Тюменцы увидят суперлуние и летящую МКС

17 сентября