Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как научить ребенка финансовой грамотности

Нужно ли поощрять его за хорошую учебу и помощь по хозяйству?

Общество, 18:01, 03 сентября 2022,
Слушать новость
Как научить ребенка финансовой грамотности. Нужно ли поощрять его за хорошую учебу и помощь по хозяйству?.

С нового учебного года в школах вводятся занятия по финансовой грамотности для детей. Знакомиться с основными понятиями курса ребята начнут на уроках математики, географии и обществознания.

Однако основное воспитание по теме финансов дети получают в семье, когда наблюдают за поведением родителей. Увы, сами взрослые не всегда финансово подкованы, поэтому часто сомневаются: давать ли ребенку карманные деньги и сколько? Нужно ли поощрять его за хорошую учебу и помощь по хозяйству?

Финансовый консультант Елена Степанова поделилась мнением о том, как прививать ребенку финансовую грамотность. Она считает, что разговоры о деньгах можно начинать с детьми младшего дошкольного возраста, год от года усложняя темы. Ребенок должен понимать, что деньги не появляются из ниоткуда, что это результат труда и что неграмотные траты приводят к безденежью.

– В три-четыре года малыш через игру осваивает товарно-денежные отношения. Играйте с ним в парикмахерскую или магазин. Можно уже подарить кошелек, ведь деньги должны храниться в специальном месте, – рекомендует эксперт.

В пять-шесть лет дошколенку пора знакомиться с номиналом монет и банкнот, играть в сортировку – когда в одну стопочку складываются деньги одного номинала. В такой игре малыши быстро обучатся счету.

– Чтобы избежать несмолкаемого детского «купи», в магазине можно дать ребенку деньги и предоставить право выбора покупки, подсказать альтернативные варианты трат. Можно объяснить, что, отказавшись от покупки какой-то сладости, через время можно приобрести что-то более существенное, например, игрушку. Такие упражнения помогут сформировать способность к накоплениям, – считает Елена Степанова.

Карманные деньги

По ее словам, карманные деньги можно давать ребенку лет с семи-девяти. Не так важна сумма – она может быть небольшой, сколько оговоренная заранее регулярность. Например, раз в неделю. В этом случае маленький гражданин научается планировать свои траты, чтобы денег хватило до следующей выдачи. Кто-то уже сможет откладывать на нечто особенно желанное.

В 10–12 лет подростки еще не могут адекватно оценить соотношение расходов и доходов. Им может казаться, что родители зарабатывают очень много. Но не учитывают многообразные необходимые платежи: налоги, кредитные выплаты, услуги ЖКХ, связи, плату за образовательные, медицинские услуги и другие.

– На данном этапе самое время вовлекать ребенка в обсуждение финансовых вопросов и планирование семейного бюджета. Период между выдачей карманных денег стоит увеличить до месяца. Так появится дисциплина, ведь сумму нужно будет разделить на весь месяц, а еще отложить на мечту, если ребенок уже копит, – рекомендует эксперт.

Если же денег не хватило, можно дать их вне графика, уменьшив при этом сумму при очередной выдаче.

– Пусть лучше такая ситуация произойдет с карманными деньгами, чем во взрослой жизни, когда все будет потрачено задолго до получения зарплаты, – уверена финансовый консультант.

Не нужно ругать ребенка, если у него не сразу получается грамотно распоряжаться карманными деньгами, считает Елена. Он еще учится, и задача родителей – спросить ребенка о причинах сложившейся ситуации, помочь выйти из нее. В конечном итоге важнее всего выстроить с ним доверительные отношения.

Ценность заработка

В 13–15 лет подросток уже вполне может справиться с планированием и накоплением, а с 14 лет начать работать. Тогда у него есть хороший шанс понять ценность заработанных денег. В этом возрасте можно познакомить несовершеннолетнего с простейшими финансовыми инструментами: кэшбэк, накопительный счет, завести планеры или приложения для учета личных финансов. Не лишним будет рассказ о налогах, трудовых и договорных отношениях.

Вознаграждать детей деньгами за хорошую учебу или выполнение домашних обязанностей нежелательно, уверена Елена Степанова.

– По учебе не должна сложиться денежная мотивация, так же и с домашними  обязанностями. Их выполняют потому, что живут вместе, являются семьей и ведут общее хозяйство. Можно вознаграждать детей лишь за то, что сделано сверх этих обязанностей, – говорит эксперт.

Если предыдущие этапы не пропущены, то в 16–18 лет уже можно ставить личные финансовые цели и строить планы по их достижению. Многие в этом возрасте уже активно работают в свободное от учебы время.

– Работать полезно не только с точки зрения понимания ценности труда, но и профориентации. Какая профессия манит? Что интересно? Молодые люди в этом возрасте уже могут вести диалог с потенциальными работодателями. Главное – освоить азы безопасности  и  отличать ответственных работодателей от мошенников, – считает Елена Степанова.

Полезно получать дополнительные знания помимо школьной программы. Основам и тонкостям финансовой грамотности можно обучиться как с помощью специалистов-финансистов, так и самостоятельно. Существует немало ресурсов для этого – приложения, планеры, игры, книги и курсы.

Фото Ольги Боровиковой Фото Ольги Боровиковой

С нового учебного года в школах вводятся занятия по финансовой грамотности для детей. Знакомиться с основными понятиями курса ребята начнут на уроках математики, географии и обществознания.

Однако основное воспитание по теме финансов дети получают в семье, когда наблюдают за поведением родителей. Увы, сами взрослые не всегда финансово подкованы, поэтому часто сомневаются: давать ли ребенку карманные деньги и сколько? Нужно ли поощрять его за хорошую учебу и помощь по хозяйству?

Финансовый консультант Елена Степанова поделилась мнением о том, как прививать ребенку финансовую грамотность. Она считает, что разговоры о деньгах можно начинать с детьми младшего дошкольного возраста, год от года усложняя темы. Ребенок должен понимать, что деньги не появляются из ниоткуда, что это результат труда и что неграмотные траты приводят к безденежью.

– В три-четыре года малыш через игру осваивает товарно-денежные отношения. Играйте с ним в парикмахерскую или магазин. Можно уже подарить кошелек, ведь деньги должны храниться в специальном месте, – рекомендует эксперт.

В пять-шесть лет дошколенку пора знакомиться с номиналом монет и банкнот, играть в сортировку – когда в одну стопочку складываются деньги одного номинала. В такой игре малыши быстро обучатся счету.

– Чтобы избежать несмолкаемого детского «купи», в магазине можно дать ребенку деньги и предоставить право выбора покупки, подсказать альтернативные варианты трат. Можно объяснить, что, отказавшись от покупки какой-то сладости, через время можно приобрести что-то более существенное, например, игрушку. Такие упражнения помогут сформировать способность к накоплениям, – считает Елена Степанова.

Карманные деньги

По ее словам, карманные деньги можно давать ребенку лет с семи-девяти. Не так важна сумма – она может быть небольшой, сколько оговоренная заранее регулярность. Например, раз в неделю. В этом случае маленький гражданин научается планировать свои траты, чтобы денег хватило до следующей выдачи. Кто-то уже сможет откладывать на нечто особенно желанное.

В 10–12 лет подростки еще не могут адекватно оценить соотношение расходов и доходов. Им может казаться, что родители зарабатывают очень много. Но не учитывают многообразные необходимые платежи: налоги, кредитные выплаты, услуги ЖКХ, связи, плату за образовательные, медицинские услуги и другие.

– На данном этапе самое время вовлекать ребенка в обсуждение финансовых вопросов и планирование семейного бюджета. Период между выдачей карманных денег стоит увеличить до месяца. Так появится дисциплина, ведь сумму нужно будет разделить на весь месяц, а еще отложить на мечту, если ребенок уже копит, – рекомендует эксперт.

Если же денег не хватило, можно дать их вне графика, уменьшив при этом сумму при очередной выдаче.

– Пусть лучше такая ситуация произойдет с карманными деньгами, чем во взрослой жизни, когда все будет потрачено задолго до получения зарплаты, – уверена финансовый консультант.

Не нужно ругать ребенка, если у него не сразу получается грамотно распоряжаться карманными деньгами, считает Елена. Он еще учится, и задача родителей – спросить ребенка о причинах сложившейся ситуации, помочь выйти из нее. В конечном итоге важнее всего выстроить с ним доверительные отношения.

Ценность заработка

В 13–15 лет подросток уже вполне может справиться с планированием и накоплением, а с 14 лет начать работать. Тогда у него есть хороший шанс понять ценность заработанных денег. В этом возрасте можно познакомить несовершеннолетнего с простейшими финансовыми инструментами: кэшбэк, накопительный счет, завести планеры или приложения для учета личных финансов. Не лишним будет рассказ о налогах, трудовых и договорных отношениях.

Вознаграждать детей деньгами за хорошую учебу или выполнение домашних обязанностей нежелательно, уверена Елена Степанова.

– По учебе не должна сложиться денежная мотивация, так же и с домашними  обязанностями. Их выполняют потому, что живут вместе, являются семьей и ведут общее хозяйство. Можно вознаграждать детей лишь за то, что сделано сверх этих обязанностей, – говорит эксперт.

Если предыдущие этапы не пропущены, то в 16–18 лет уже можно ставить личные финансовые цели и строить планы по их достижению. Многие в этом возрасте уже активно работают в свободное от учебы время.

– Работать полезно не только с точки зрения понимания ценности труда, но и профориентации. Какая профессия манит? Что интересно? Молодые люди в этом возрасте уже могут вести диалог с потенциальными работодателями. Главное – освоить азы безопасности  и  отличать ответственных работодателей от мошенников, – считает Елена Степанова.

Полезно получать дополнительные знания помимо школьной программы. Основам и тонкостям финансовой грамотности можно обучиться как с помощью специалистов-финансистов, так и самостоятельно. Существует немало ресурсов для этого – приложения, планеры, игры, книги и курсы.