Дети и гаджеты: польза для дошкольников и телефонный этикет для первоклассника
Советы психолога, как безопасно познакомить ребенка с гаджетами и не допустить зависимости
Современные дети быстро и легко осваивают гаджеты. Даже трехлетние малыши на интуитивном уровне без помощи родителей учатся пользоваться простыми программами на телефонах и планшетах. Гаджет поможет малышу в развитии когнитивных процессов, но также может стать источником проблем для всей семьи.
Нужен ли первокласснику телефон, как не допустить зависимости от техники еще в раннем возрасте и воспитать в ребенке самостоятельность – на эти и многие другие вопросы ответила психолог тюменского регионального центра «Семья» Наталья Филимонцева в беседе с корреспондентом издания «Тюменская область сегодня».
Дошкольники и гаджеты: безопасное знакомство и общение
Сегодня гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни. Это признают и детские психологи, допуская пользование малышами телефоном и другой техникой. Тем не менее психологи и педагоги не рекомендуют знакомить с гаджетами деток до трех лет. В этом возрасте у них слабо сформированы физиологические процессы, такие как зрение, восприятие и моторика, а картинки в смартфонах сменяются очень быстро, что приводит к перенасыщению информацией и эмоциями в психике ребенка.
— С двух, двух с половиной лет у детей начинается процесс самоидентификации. Ребенок формирует собственную идентичность за счет наблюдения за родителями и своим близким окружением. Естественно, что он начинает копировать поведение взрослых, в том числе в потребности использования гаджетов. Однако время (независимо от возраста), которое ребенок проводит с телефоном или планшетом, должно быть нормированным, — объясняет Наталья Филимонцева.
Для детей в возрасте 3-4 лет предельно допустимое время пользования гаджетом – 30 минут в день. При этом не за раз – подчеркивают специалисты – а в сумме. То, как будет распределено это время, зависит уже только от родителей. С момента, когда малышу исполняется 4-6 лет, родители могут постепенно увеличивать время, которое он проводит за пользованием гаджетами. С этого этапа на первый план выходит не количество проведенного времени со смартфоном, а его качество.
Взрослым также важно не забывать, что маленьким детям не рекомендуется играть в телефоне за 2-2,5 часа до сна. Просмотр быстро сменяющихся картинок может привести к перенасыщению эмоциональными переживаниями и возбуждению, а ребенок в это время наоборот должен успокаиваться, готовиться ко сну.
Польза гаджетов для дошкольника
Фото Екатерины Христозовой
В процессе знакомства малыша 4-6 лет со смартфоном или планшетом родителям следует уделить внимание программам, которые помогают развивать у ребенка познавательные процессы: внимание, память, речь, мышление и воображение. Специалисты рекомендуют классические игры «найди 10 отличий» или программы, в которых нужно собирать фигуры, различать цвета и так далее.
— При всем этом важно помнить, что у дошкольника должны активно развиваться моторика, двигательная активность и коммуникативные навыки, — предостерегает психолог. — Это не должно подменяться гаджетом. Когда ребенок держит телефон – это одно статичное движение, которое, конечно же, не идет ни в какое сравнение с пользой от игр во дворе на свежем воздухе, когда ребенок бегает с лопаткой, мячиком или играет с мамой и папой.
Специалист подчеркивает, что в этих процессах задача родителей сделать так, чтобы в жизни их ребенка присутствовало все в балансе: активные игры, общение со сверстниками, развивающие занятия, спорт и, конечно же, гаджеты (как неотъемлемая часть современной жизни). Маленькие дети могут проявлять истеричность и капризность, когда родители забирают у них телефон. Однако это не будет считаться зависимостью, а лишь яркой эмоциональной реакцией на то, что у них забрали очень хорошую игрушку. Чтобы не допускать этого, родителям необходимо учить ребенка обращаться с гаджетом, объяснять его суть, пользу и вред. Перераспределять внимание на какие-то другие вещи в таком раннем возрасте несложно.
Не навреди
Фото Сергея Куликова
Иногда родители дают маленьким детям телефон или планшет, чтобы занять их, отвлечь от чего-то неприятного или успокоить капризные слезы. По мнению специалистов, за этой тактикой нередко скрывается родительская усталость.
— Когда ребенок капризничает, а родитель не знает, что с этим делать, он дает малышу телефон, просто чтобы избавить себя от этого чувства. И это те самые первые «легкие» родительские шаги, когда мы сами формируем у ребенка зависимость от гаджета, — объясняет Наталья Филимонцева.
Психолог не рекомендует поступать подобным образом с детьми до 4-6 лет. У дошкольников очень много познавательной активности, которую можно и нужно направлять на социум, спортивные и творческие секции. Решая все вопросы техникой, родитель сужает познавательную активность ребенка до размеров телефона.
Гаджеты могут нанести серьезный вред не только психике, но и осанке, а также зрению. Специалисты Тюменского областного офтальмологического диспансера советуют соблюдать простое известное правило «20-20-20». Каждые 20 минут, когда ребенок смотрит в экран, напоминать ему сделать паузу на 20 секунд, чтобы отвести глаза и посмотреть на предмет, который находится на расстоянии 20 футов (около шести метров).
Первоклассники: этикет пользования телефоном в школе
Фото Екатерины Христозовой
Совсем скоро начнется новый учебный год, и вчерашние дошколята впервые сядут за парты. В их рюкзаках новенькая канцелярия, учебники и смартфон. И если обращаться с тетрадками и ручками научат преподаватели, то об этике пользования телефоном в школе следует рассказать родителям. И сделать это нужно заблаговременно.
Первый класс – сложный переломный момент для ребенка и его родителей. Малыш находится в состоянии стресса в период адаптации, перехода к новым условиям и социальному окружению. Ребенок испытывает колоссальное давление, и телефон для него становится «поддерживающей» игрушкой, посредством которой он старается снять напряжение. Уходя в гаджет, он просто не замечает, что творится вокруг, и меньше переживает. Тем не менее, по мнению специалистов, телефон для первоклассника – это исключительно средство связи с родителями.
Как же подготовить будущего первоклассника к школе и объяснить нормы пользования смартфоном во время учебы?
— В летний период родитель может начать каждый день понемножку объяснять, проговаривать с ребенком одно и то же. Например: «При помощи телефона мы с тобой общаемся. Ты мне звонишь – я тебя встречаю» и так далее. Нужно прийти к пониманию с ребенком, что телефон – это средство передачи информации, а не способ снижения стресса, — советует Наталья Филимонцева.
Первокласснику оптимально объяснить не более трех правил пользования телефоном в школе: что можно и нельзя. Больше малыш просто не запомнит и только больше будет нервничать, стараясь вспомнить все советы и ограничения. Например, родитель может донести до малыша, что нельзя звонить во время урока, нужно включать на этот период беззвучный режим, а после окончания занятий позвонить маме, папе или другому встречающему родственнику. Набор таких правил, конечно, будет индивидуальным для каждого ребенка и семьи, однако самые общие правила он должен знать.
Кроме того, специалисты рекомендуют не давать первокласснику телефон с большим количеством функций. Он должен быть максимально простым, чтобы ребенок меньше играл, а сам телефон выполнял только функцию звонков и сообщений.
— Если ребенок видит, что у одноклассников телефон «лучше» и «круче» и, возвращаясь домой, жалуется на это родителям, то это звонок для взрослых обратить внимание на самооценку малыша и его эмоциональные переживания. В таких ситуациях суть не в гаджете, а в самоценности ребенка. И задача родителя эту самоценность подчеркнуть. Как именно – зависит от фантазии взрослых и умений эффективно общаться с ребенком. Главное – сформировать у ребенка понимание, что не телефон красит человека, а человек красит сам себя, — объясняет психолог.
Если ребенок часто звонит во время уроков
Фото Екатерины Христозовой
Когда первоклассник начинает часто звонить родителям во время учебного дня, он делает он это не из баловства, а с целью получить эмоциональную поддержку: одобрение, внимание, похвалу или просто в надежде, что его выслушают. Задача родителей в такой ситуации не отмахнуться, а действительно позволить ребенку высказаться, обсудить то, что сейчас его беспокоит, дать совет или просто поддержать – в зависимости от того, в чем именно он сейчас нуждается.
— При этом с ребенком заранее можно обговорить моменты, когда, к примеру, ему не стоит звонить родителю. Бывают ситуации, когда первоклассник очень тревожится и начинает звонить через каждые пять минут в то время, когда родитель не может подойти к телефону. Это тоже важно проговорить. «Если я не отвечаю тебе на звонок, то…» и найти оптимальный вариант, который будет снижать тревожность ребенка. Но это все очень индивидуально, — резюмировала Наталья Филимонцева.