В Тюмени парк-музей под открытым небом приглашает гостей
Гостей ждет четыре этнографические деревни
Природный парк «Юрибей» у деревни Черная речка встречает гостей. Такого наплыва посетителей здесь еще не было: причиной тому – открытие этнографического парка-музея. Отныне список достопримечательностей областного центра пополнился еще одним пунктом, а у тюменцев и гостей города появилась возможность в одном месте познакомиться с культурой сразу нескольких народов, проживающих в нашем крае.
Чтобы попасть в этнопарк, проходим через настоящий зоопарк: по обеим сторонам от дороги вольеры. К гостям тянут носы, клювы, пятаки обитатели зверинца. Но сегодня многие гости здесь впервые, так что пришли не подготовленными к традиционному попрошайничеству мычаще-хрюкающих созданий. Для удобства вольеры подписаны: здесь живут еноты, рядом – лисы. Вот «крупнячки» – яки Цезарь, Центнер и Малышка, верблюды Яков и Дарья, а вот, видимо, особенно уважаемый пони, потому что зовут его не иначе как по имени-отчеству – Адам Сергеевич. Малыши надолго задерживаются у вольера с птицами и клетками с кроликами.
Территория парка достаточно большая, и зон здесь немало – под навесом расположился мини-музей средств передвижения от мопеда до «горбатого» запорожца, чуть поодаль – настоящий самолет. Но сегодня всеобщее внимание привлекают другие объекты – прямо под открытым небом расположился этнографический музей, презентацию которого провел его создатель и идейный вдохновитель Ришат Рахимов.
– Мы открываем наш музей во Всемирный день коренных народов мира. Это уникальный проект: в одном месте мы хотим представить материальную и духовную культуру основных народов Сибири. В четырех этнографических деревнях можно познакомиться с жилищами и хозяйственными постройками, бытом, одеждой, национальной кухней, а также духовной культурой ханты и манси, ненцев, селькупов, казахов и алтайцев, – отмечает этнограф.
Дом без углов
Задумка интересная: музей организован в форме колеса – лучи как спицы делят пространство на доли. Первая – это аул казахов. Гости проходят на территорию через традиционные ворота. Здесь же – качели, которых в городе не увидишь. Оказывается для казахов они – символ первой любви. У коновязи привязана лошадь (как без нее – ведь у народа культ коня).
– Есть выражение – застолбить место. Эта коновязь – как раз тот столб. Звенья-чаши символизируют человеческий век. Каждая – 12-летний этап жизни, а всего человеческий век казахов – 72 года, – рассказывает Ришат Рахимов.
Казахи – народ гостеприимный и хлебосольный, поэтому гостей угощают на славу традиционными блюдами – бешбармаком, баурсаками, копченой кониной, домашней колбасой и халвой.
Все сразу в традиционном жилище кочевников бы не поместились, поэтому в юрту заглядывает по очереди. Здесь очень уютно – на полу ковры ручной работы из войлока, на женской половине – комоды, сундуки, подушки, колыбель. На мужской – оружие, шкуры, инструменты. Разноцветные кисточки из шерсти, свисающие с потолка, добавляют красоты. Слух гостей услаждает игра на домре.
– Это наш национальный инструмент. Испокон веков наши предки играли на нем, передали нам мелодии. У домры всего две струны. Это только с виду кажется, что простой музыкальный инструмент. На самом деле, чтобы научиться играть на нем нужен хотя бы год, – признается Азиза Аугалиева.
Вечные странники тундры
Доедая казахскую халву, гости передвигаются в следующую деревню: у чума их ждут ненцы. Здесь все строже и проще. Жизнь ненцев тяжела – это постоянная работа: все время нужно пасти оленей. Олень для северного человека – все. Он дает еду, одежду, транспорт, жилище. Поэтому, как бы сложна не оказалась задача, в замыслах создателей парка поселить на территории настоящего северного оленя.
Под песни хора «Ямалочка» гостей угощают строганиной из муксуна, на сладкое северное чудо–ягода-морошка.
– Рыбу ненцы едят каждый день. Но строганину готовят обычно для гостей. Для себя делают колотушку: замороженную рыбу не строгают, а колотят о что-то твердое. Рыба разлетается на кусочки – блюдо готово. У ненцев нет традиции делать много заготовок – они кочевники, а запасы придется возить с собой, – рассказывает этнограф, за плечами которого более 50 научных экспедиций по русскому Северу.
– Морошку не ела лет десять, и столько же строганину. Уже и вкус забывать стала. Раньше жила на севере, в Надымском районе. Прямо как дома побывала, – признается Надежда Бурякова.
Таежные люди
Жилище селькупов тоже отличается аскетизмом – это полуземлянка, изнутри обшитая деревом. Обстановка спартанская: лавки, накрытые шкурами, посередине очаг, вверху окно для выхода дыма (топилось жилище по-черному). Традиционная еда селькупов – рыба, поэтому гостей потчуют ухой и чопсами (окунь или язь насаживается на палку и готовится над костром).
– В традиционную уху не кладется ни лук, ни картошка, только рыба, вода и соль. Когда у щуки глаза побелеют – уха готова, – рассказывает Светлана Рахимова.
Обские люди
Прежде чем зайти в хантыйское стойбище, гости проходят обряд окуривания – очищения при помощи дыма от злых мыслей и помыслов. На территории деревни расположилась большая хантыйская изба, лобаз для сохранения припасов и зимней одежды, маленький священный лобаз, где хранятся предметы культа, традиционная хлебная печь, летняя кухня и даже три конуры для собак. Это все своими руками изготовили ханты с реки Демьянка и Сургутского района.
– У народа ханты богатая культура, необходимо сохранить песни, танцы, обряды, традиции, национальную кухню. Стараемся нашим детям передать знания. Язык забывается, но если не будет языка, не будет и культуры, – считает председатель общественной организации финно-угорских народов Любовь Собянина.
Музей под открытым небом поможет в деле сохранения и популяризация культуры народов Сибири. Это еще один шаг и в развитии внутреннего и въездного туризма в области.
– Мы стараемся, чтобы у нас появлялось как можно больше туристических объектов. Постепенно этот парк становится жемчужиной туристической отрасли Тюменского района. Очень востребованы сейчас комплексные локации, где интересно всем членам семьи: и взрослым, и детям. Поэтому у «Юрибея» большие перспективы для развития, – считает заместитель главы Тюменского района Сергей Ивченко.
Не собираются останавливаться на достигнутом и создатели проекта. Уже в следующем году в этнопарке появятся сибирско-татарское, русское подворье и украинский хутор. В конце лета на территории также будет открыт уникальный музей, посвященный голубям.
Гостей этнопарк ждет по пятницам, субботам, воскресеньям с 11 утра до 19 часов вечера. Предусмотрено как свободное посещение, так и проведение экскурсий, в том числе с дегустацией национальных блюд и мастер-классами. Создатели парка-музея считают, что здесь, в особых условиях приобщения к традиционной культуре, особенно зрелищным и запоминающимся будет проведение национальных праздников и даже школьных уроков.
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.