Безбарьерное общество: эксперт по этикету дала советы для общения с особыми людьми
Как научиться взаимодействовать с инвалидами, не опасаясь обидеть человека
Жители Тюменской области замечают, как в регионе развивается безбарьерная среда. Людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в бытовом плане становится проще, ведь общественное пространственно организуется с учетом особенности таких граждан. Транспорт приспособлен для подъема колясок, у входа в социальные учреждения – пандусы, светофоры со звуковыми сигналами, на тротуарах – разметка для слабовидящих.
Однако по-настоящему безбарьерной среда станет в том случае, если общество будет уметь тактично взаимодействовать с людьми с инвалидностью. Ведь им нужно понимание, только тогда они смогут почувствовать, что они действительно нужны, что их уважают, и им открыты все пути для самореализации, ведь многие из них очень талантливы: они пишут стихи, достигают успехов в спорте, поют, рисуют, играют на музыкальных инструментах.
– Среди многочисленных проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья, на первый план выступает отношение окружающих. Люди с инвалидностью часто воспринимаются обществом как существенно отличающиеся «не в лучшую сторону», не имеющие больших возможностей, и это порождает у окружающих либо жалость по отношению к ним, либо страх общения, – отметила специалист по деловому и светскому этикету Надежда Харланова в разговоре с корреспондентом издания «Тюменская область сегодня».
Как себя вести с людьми с ограниченными возможностями, как поддержать корректно и не обидеть – многим непонятно от незнания особенностей, касающихся людей, испытывающих трудности разного характера. В чем суть нюансов общения с инвалидами, рассказала собеседница.
Фото Екатерины Христозовой
Основные рекомендации
Одно из главных правил – уважайте их личное пространство – подходите на комфортное для каждого из них расстояние. Не смущайтесь, если допустили оплошность. Чтобы избежать неловкости с обеих сторон, будьте открыты к общению и обсуждению сложившейся ситуации, проговаривайте свои возможные ошибки. Если переживаете, что можете сказать обидные или неловкие слова, попросите вас поправить.
– При общении с человеком с инвалидностью, обращайтесь к нему, а не к сопровождающему или к присутствующему при разговоре, которого вы посчитали сопровождающим. В случае, когда вам помогает общаться переводчик жестового языка, смотрите прямо на своего собеседника и поддерживайте зрительный контакт, чтобы быть вежливым. Говорите непосредственно с ним («Что бы Вы хотели?»), а не с переводчиком («Спросите ее, что бы она хотела», «Я Вам расскажу, Вы потом переведете»). Так вы выкажете уважение собеседнику. Задача – выстроить эффективную коммуникацию непосредственно с вашим собеседником, – объяснила Надежда Харланова.
К примеру, люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата частично или полностью ограничены в произвольных движениях, у людей в креслах-колясках ограничена зона досягаемости, поэтому им трудно наклониться к нижней полке или дотянуться до верхней, взять кофе в торговом автомате или билет в кассе. Также и люди, которые используют опору (ходунки, костыли, трость и т.д.), ограничены в использовании своих рук. Помня об этом, можно заметить, что человек находится в затруднительной ситуации, подойти и спросить, нужна ли помощь. Для людей, которые используют трости, костыли, ходунки, палки, опора является личным предметом, без спроса трогать их и переставлять нельзя. Эти люди нуждаются в опоре на руки, чтобы удержать равновесие, поэтому не следует хватать их за руки.
При общении со слепыми и слабовидящими людьми нужно учесть такие особенности: когда предлагается незрячему человеку сесть, его руку направляют на спинку стула или подлокотник.
– Предупреждение об опасности должно быть конкретным. Например, слово «осторожно» не говорит человеку, должен ли он остановиться, бежать, пригнуться или прыгнуть. Кстати, для человека с нарушением зрения слова: «смотреть...», «читать...» звучат вполне приемлемо, – обратила внимание на важный момент специалист по этикету.
При взаимодействии и общении с людьми с нарушениями слуха необходимо помнить, что для них очень важен визуальный контакт, то есть контакт «глаза – в глаза». Если собеседник пользуется слуховым аппаратом, то особенно важно не повышать голос и во время разговора не менять дистанцию – человеку с нарушениями слуха это может помешать понять сказанное, громкость голоса не поможет услышать, а человеку со слуховым аппаратом может просто причинить боль. Нельзя резко менять тему разговора: даже тот, кто идеально может читать по губам, понимает не все, что ему говорят, многое он угадывает по контексту. Лучше словосочетания заменять на более короткие слова «вы можете воспользоваться» – на «можно», «внимательно рассмотрите» – на «смотрите», «информационные материалы» – на «книга», «записи».
– Чтобы привлечь внимание человека с потерей слуха, нужно назовать его по имени. Если он не отвечает или не смотрит в вашу сторону, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой, но не близко перед лицом, – уточняет Надежда Харланова.
Как найти золотую середину?
Нужно понимать, что признавая особенность людей с инвалидностью, навязывать свою помощь и излишнее внимание – признак дурного тона. Не надо думать, что люди с ограниченными возможностями требуют какого-то специального обхождения. Выстраивать отношения на равных – это умелое достижение баланса.
– Главное на пути к взаимопониманию: от нас они должны видеть желание предложить помощь и сопереживать искренне, они не хотят снисходительности. Люди с особенностями должны быть включены в процесс принятия решений по вопросам, которые затрагивают их, мы не должны решать за них, – подчеркнула Надежда Харланова.
Для этого не следует покровительствовать, открыто сострадать и выказывать чувство жалости. Важно понимать и помнить, что жизнь многих людей с инвалидностью полна впечатлений, насыщена радостями и заботами. Поэтому перед тем, как оказать помощь, предварительно нужно предложить ее. Если получили согласие, что ее принимают - спросить, что конкретно и как нужно сделать, чтобы помочь в данной ситуации.
Знание и соблюдение правил вежливости помогает, прежде всего, здоровым людям принять человека с особенностями, какой он есть, не бояться оказывать внимание там, где это необходимо, а инвалиду это помогает адаптироваться в социальной среде. Корректное поведение по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья помогает выстраивать эффективные коммуникации. Перечисляя такие конкретные рекомендации, специалист отметила, что этикет ситуативен. Но эти советы помогут преодолеть неловкость, которая неизбежно возникает, когда люди сталкиваются с чем-то незнакомым.
– Поступайте так, как велит ваше сердце, общайтесь, формируя эмпатию к человеку с ограниченными возможностями здоровья, – дала главный совет Надежда Харланова.
Фото: из личного архива Татьяны Полетаевой, автор неизвестен
Истории из жизни
Татьяна Полетаева, член спортивного клуба инвалидов «Шанс», не так давно научилась жить без ноги, пережив онкологию. Она поделилась своим мнением по поводу взаимодействия с людьми с инвалидностью.
– Больше всего раздражают родители, которые одергивают своих детей, когда те громким шепотом спрашивают, что у тети с ногой. Вы, наверно, делаете это из лучших побуждений, чтобы не смущать меня лишний раз. Ох уж эти благие намерения… Допускаю еще, что вы просто не знаете, как правильно это ребенку объяснить. Но позвольте мне дать вам совет. Можно спокойно сказать, что у тети нет ноги, поэтому она ходит на протезе. В половине случаев этого достаточно, но если уж ребенку стало любопытно почему, то не стройте догадок, а предложите спросить непосредственно у тети. Мне очень нравится, когда дети спрашивают у меня, минуя взрослых. Они, в отличие от них, открыты всему новому. Я не против, чтобы смотрели и обсуждали. Я против нарушения личных границ, – рассказала Татьяна.
На вопрос, как же найти подход, чтобы случайно не обидеть такого человека, тюменка ответила:
– Мы все такие разные. Инвалиды тоже бывают вредными и капризными, на некоторых не угодишь, как ни старайся. Все равно найдут повод для обид и жалости к себе. Просто общайтесь с нами, как с обычными людьми, но при этом помните, что иногда нам нужна помощь... деликатная, не агрессивная, ненавязчивая. Это как раз про двери, про уступить место и так далее.
Елизавета Меркушина, специалист по связям с общественностью в Тюменской областной региональной организации Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), которая не раз становилась героем публикаций издания «Тюменская область сегодня», дала совет людям, которые хотят наладить контакт с особым человеком, но опасаются ему нечаянно сделать больно.
– Не сомневаться и не бояться! Здесь важно понимать, что люди с инвалидностью – такие же люди, они абсолютно ничем не отличаются от других, только каким-то физическим недугом: они также получают образование, трудятся, создают семьи, участвуют в конкурсах, пишут книги, встречаются с друзьями, путешествуют, водят машины. Это я могу по себе и своему мужу сказать, который родился здоровым ребенком, а в 25 лет сел в коляску после аварии, – говорит Елизавета.
Напомним, «Тюменская область сегодня» писала о знаменитом дрессировщике Виталии Смолянце, который спасая людей, попавших в ДТП, потерял обе ноги, но нашел в себе мужество вернуться в профессию и продолжил воспитывать львиц.
Официально
По данным департамента социального развития Тюменской области, на 1 июля 2022 года в регионе зарегистрировано 95,5 тысяч инвалидов. Из этого числа – 8,7 тысяч детей. В минувшем году свыше 14 тысяч жителей Тюменской области с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья обратились за социальными услугами. В регионе действует целая сеть организаций социального обслуживания населения, которая позволяет своевременно и качественно помогать пожилым людям, семьям с детьми и инвалидам.
В департаменте здравоохранения отметили, что региональные проекты Тюменской области, входящие в состав национального проекта «Здравоохранение», так или иначе направлены на повышение доступности медицинской помощи инвалидов, как и других пациентов, нуждающихся в лечении.
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.