Победителем фотоконкурса имени Ефремова стал фотограф из Москвы Илья Питалев
В главной номинации конкурса «Федеральный репортаж» отметили серию фотографий «Мариуполь: напряжение»
В конце прошлой недели в Тобольске прошли мероприятия финала XXI форума репортажной фотографии «Сибирьфотофест – Тобол, имени Александра Ефремова», посвященного тюменскому фотокорреспонденту, погибшему 12 мая 2000 года в Грозном. В музейном комплексе «Дворец наместника» состоялось награждение победителей и призеров фотоконкурса и открытие итоговой фотовыставки. В номинации «Федеральный репортаж» победителем стал Илья Питалев из Москвы за серию фотографий «Мариуполь: напряжение». После церемонии награждения победитель конкурса ответил на вопросы корреспондента газеты «Тюменская область сегодня».
– Как восприняли известие о победе во Всероссийском фотоконкурсе?
– Для меня это очень важно, поскольку то, что происходит на территории Украины – необычайно значимая тема, которая волнует весь мир. Мы в этой ситуации живем, и она вокруг нас. Для меня очень важно, что эти фотографии будут смотреть люди.
– Жуткие кадры… Можете рассказать, когда и как они были сделаны?
– Тяжелые для восприятия снимки, согласен. У меня была обычная служебная командировка, причем вторая с начала специальной военной операции. Работаю специальным фотокорреспондентом в международном информационном агентстве «Россия сегодня». Был в Мариуполе практически весь апрель, когда там развивались военные события и город стал главной точкой противостояния.
Фото Илья Питалева
– Как впечатления больше всего запомнились?
– Самые важные впечатления связаны с темой человеческих взаимоотношений – несмотря ни на что люди оставались людьми в любой ситуации. В моей серии есть фотография, на которой бойцы народной милиции ДНР эвакуируют из больницы раненых, которые не могли передвигаться самостоятельно. Казалось бы, люди из другого города, не имеющие к раненым никакого отношения, пришли на помощь и спасали этих людей.
– Как реагировали на увиденное в Мариуполе? Сопереживали?
– Каждый реагирует по-своему. Некоторые пытаются абстрагироваться от происходящего. Но на мой взгляд, абстрагироваться невозможно, и ты живешь с этим каждый день. Если не сопереживать тому, что ты видишь, как жить? С героями фотографий этой серии я не знаком, но ко мне обращаются знакомые, которые ищут своих родственников.
Фото Илья Питалева
– Находиться в таких местах опасно. Почему вы решились на поездку?
– В некотором смысле мы снимаем историю – историю своей страны, и на мой взгляд, очень важно оставлять свидетельства.
– Как вы оцениваете фотоконкурс имени Александра Ефремова и представленные на выставке во Дворце наместника работы?
– К сожалению, в стране осталось не так много работ, связанных с журналистикой и документальной фотографией. Этот конкурс – один из немногих, которые держат марку не только на региональном, но и на федеральном уровне. Люди, занимающиеся документальной фотографией, заинтересованы в том, чтобы он развивался.
На конкурсе есть прекрасные работы. Меня поразили фотографии Павла Волкова из «Известий» – это две истории, которые были отмечены в двух номинациях. Одна называется «Миграционный кризис», вторая – «История про Анну». Думаю, все более или менее свежие истории пересекаются, потому что они несут общий посыл и гуманистическую составляющую.
Фото Илья Питалева
– Сколько серий сделали за годы работы? Какие цели перед собой ставите во время работы?
– Даже боюсь предположить – тысячи и тысячи фотографий. Мы – новостные фотографы, которые показывают то, что происходит на самом деле. Мы фиксируем для истории то, что мы видим. Внести коррективы можно, лишь показывая свое отношение как автора. От мастера требуется сопереживание, а не только фиксация увиденного.
– Довольны ли результатами работы?
– Всегда есть куда двигаться дальше. Доделывая серию, всегда понимаешь, что не все сделано и можно было сделать лучше. Когда собираешь снимки, испытываешь сожаление, но получилось так, как нужно было сделать. В каждую историю в фотографиях автор вкладывает свое сердце, иначе получится обычная фотография.
Фото Илья Питалева
– Считаете ли вы занятие фотографией искусством?
– Хорошая документальная фотография – это произведение искусства. Посмотрев работы Павла Волкова и других участников фотоконкурса, понимаешь, что видишь визуальное искусство очень высокого уровня. Для фотографа также важны интерес к работам коллег и «насмотренность», чтобы не оставаться на периферии профессии.
– Поздравляем с победой в фотоконкурсе и желаем новых творческих свершений!
О фотоконкурсе
На фотоконкурс имени Александра Ефремова, учрежденный Союзом журналистов России и правительством Тюменской области при поддержке депутатской фракции «Единая Россия» в Тюменской областной Думе и компании «ЗапСибНефтехим», поступили 423 заявки авторов со всей России и зарубежья в шести номинациях.
Жюри в составе фотожурналиста Валерия Мельникова, стрит-фотографа Леси Ким и фоторедактора Натальи Ударцевой назвало имена победителей в день рождения Александра Ефремова, 29 июля, на его родине в Тобольске.
Дипломами почетного упоминания жюри награждены Михаил Лебедев из Санкт- Петербурга за серию фото «Dark site», Павел Волков из Москвы за серию фото «Миграционный кризис», Анастасия Пентюхина из Королева за серию фото «Игра вслепую», Алексей Мальгавко из Омска за серию фото «Закат таежной жизни».
В номинации «Региональный репортаж – Человек труда» первое место завоевал наш коллега Сергей Елесин за серию фото «Промышленное». Второе место у Владимира Попова из Тобольска за фото «Деревянных дел мастер», третье – у Евгения Бушуева из Тюмени за серию фото «Человек труда».
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.