Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Клара у Карла украла QR-код: тюменский логопед – о секретах профессии

Красивая и грамотная речь – залог будущего успеха вашего ребенка

Слушать новость
Клара у Карла украла QR-код: тюменский логопед – о секретах профессии. Красивая и грамотная речь – залог будущего успеха вашего ребенка.

Элла Ефимова работает логопедом в реабилитационном центре и руководителем нейрологопедического центра в Тюмени. Специалист трудится в этой профессии более шести лет. За это время она получила ценный опыт, занимаясь с детьми, имеющими разные речевые и когнитивные нарушения.  Об особенностях своей профессии коррекционный педагог рассказала изданию «Тюменская область сегодня».

– Как вы стали логопедом?

– К профессии пришла осознанно, потому что хотела заниматься с детьми с особенностями. После опыта работы в сфере коммуникаций и маркетологии получила второе образование по специальности «Логопедия» на дефектологическом факультете ТюмГУ. Для эффективной работы логопедом этого оказалось мало, поэтому много различных курсов, такие как «Работа с неговорящими детьми», «Логопедический массаж», «Основы нейропсихологии», «АВА-терапия» и многие другие проходила в Москве. Это необходимо для того, чтобы глубже понимать все системные нарушения, потому как сейчас мы все чаще и чаще сталкиваемся с тяжелыми нарушениями речи у детей.

– Как работают специалисты в этой сфере в Тюмени?

– Здесь мы видим логопедов в бюджетной сфере, то есть в детских садах, школах, реабилитационных центрах, а также логопедов частных коммерческих детских развивающих центров либо занимающихся частной практикой. Соответственно, первые оказывают услуги бесплатно, вторые – на платной основе. И как распространенный вариант – совмещение логопедом двух этих вариантов.

– Влияет ли такое распределение на качество услуг?

– Однозначно нет. Если специалист уверен в своем профессионализме, правильно распределяет нагрузку и дорожит репутацией, то всегда будет стремиться к высокому качеству оказываемых услуг. Во-первых, коррекционный педагог осознает, что работает с детьми и несет ответственность за это. Конкретно меня учили так: работаешь, не понимая сути проблемы, – «отбираешь» у ребенка 10 лет полноценной жизни. Время очень важно в нашей работе. Логопед максимально быстро должен формировать навыки в сензитивный период развития ребенка, потому как, затянув процесс в дальнейшем, мы можем так и не получить возможный результат. Такой пример, дошкольник, который пришел в школу с нескорректированными логопедическими проблемами, однозначно будет иметь трудности чтения и письма. Логопедические проблемы потянут за собой целый ворох других, которых можно было избежать, вовремя начав коррекционную работу с логопедом еще в детском саду.

– На какой срок коррекции произношения звуков у детей могут рассчитывать родители?

– Этот вопрос нам часто задают. Срок коррекции очень индивидуален и может быть приблизительно озвучен только после проведения логопедической диагностики. Если речь идет об отсутствии или искажении одного и двух звуков, то скорее всего это 2–3 месяца. При более тяжелых нарушения речи  – продолжительность не менее 3–4 лет. На сроки влияет три фактора: профессионализм логопеда, сложность дефекта и слаженная работа всех участников процесса. Совместная работа специалиста, ребенка и родителя приводит к более быстрым результатам.

– Много ли в Тюмени центров развития речи и логопедических кабинетов в образовательных учреждениях?

– С каждым годом их становится больше. В настоящее время заметно, что проблеме увеличения детей с тяжелыми нарушениями речи уделяется большое внимание, и государство оказывает большую поддержку таким семьям. Сегодня практически в любом общеобразовательном учреждении есть логопед. Сеть государственных логопунктов растет, растет и число коммерческих центров.

– Произношение каких звуков вызывает у детей трудности?

–  В возрасте 4-5 лет свистящие или шипящие звуки. 6-7 лет – трудности произношения звуков «л» и «р». Важно понимать, что любой звук может быть нарушен в любом возрасте. Взрослые тоже обращаются к нам за помощь, хотя и значительно реже.

– Какие методики используют в работе логопеды?

– Как российские, так и зарубежные. Наука логопедия существует давно, и наработан огромный опыт, но методики постоянно обновляются. Так, год назад наш центр первый в Тюмени внедрил достаточно новую методику логофасциального массажа, созданную в Санкт-Петербурге. Применяя ее, мы видим хорошие результаты на практике. Коррекция идет быстрее и эффективнее, что очень важно. Логопед в России - всегда универсал, владеющий методиками от запуска речи до работы с проблемами письменной речи. А в США логопед имеет узкую специализацию, например, только работа с дисфагией, то есть расстройством акта глотания.

– С какими проблемами речи обращаются чаще?

– К сожалению, с тяжелыми нарушениями речи. Все меньше запросов на звукопроизношение. Если говорить о дошкольном возрасте, то сейчас много неговорящих детей, а также детей с недостаточной сформированностью средств языка, здесь нарушения лексики и грамматики, связной речи. В школьном возрасте больше трудностей с письмом и чтением. Еще раз повторюсь, что их можно избежать, вовремя обратившись к логопеду.

– Что самое трудное в работе логопеда?

– Переключаемость. Втереться в доверие и разговорить двухлетнего «молчуна» получится только у позитивного взрослого ребенка, коим обязан стать логопед. А выйдя к родителю, ты уже должен быть одновременно понимающим, наставляющим и понятным для взрослого человека. При этом в профессиональном смысле постоянно необходимо учиться и развиваться.

– Как вы относитесь к шуткам про логопедов – про «фефекты фикции»?

– Очень хорошо и с удовольствием сами про себя шутим. В своих социальных сетях ввели рубрику «Нескучные скороговорки». Вот из последнего: «Саша сама – само совершенство, а еще самосовершенствуется!», а всем известная история про Карла и Клару теперь звучит так: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла QR-код».

– Как оцениваете эффективность работы логопеда?

– Ее сразу слышно! Говорю родителям так: «Если ребенок, придя на занятие, поприветствует меня четким «Здравствуйте, Элла Владимировна!», работа сделана, пора прощаться.  Если серьезно, то во время коррекции, особенно длительной, каждый месяц у ребенка должен появляться новый речевой навык. Если этого нет, необходимо менять тактику либо специалиста.

– Что можете посоветовать родителям, озабоченным трудностями речи?

– Во-первых, при первых подозрениях записаться на логопедическую диагностику. Только логопед-специалист по речи может определить нарушение, степень его сложности и необходимость коррекции. Во-вторых, если уже имеем речевые трудности, найти своего специалиста. Сейчас легко можно навести справки, почитать отзывы и получить рекомендации. Всегда интересуйтесь образовательными документами специалиста. И помните: красивая и грамотная речь – залог будущего успеха вашего ребенка!

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.

Фото из архива Эллы Ефимовой Фото из архива Эллы Ефимовой

Элла Ефимова работает логопедом в реабилитационном центре и руководителем нейрологопедического центра в Тюмени. Специалист трудится в этой профессии более шести лет. За это время она получила ценный опыт, занимаясь с детьми, имеющими разные речевые и когнитивные нарушения.  Об особенностях своей профессии коррекционный педагог рассказала изданию «Тюменская область сегодня».

– Как вы стали логопедом?

– К профессии пришла осознанно, потому что хотела заниматься с детьми с особенностями. После опыта работы в сфере коммуникаций и маркетологии получила второе образование по специальности «Логопедия» на дефектологическом факультете ТюмГУ. Для эффективной работы логопедом этого оказалось мало, поэтому много различных курсов, такие как «Работа с неговорящими детьми», «Логопедический массаж», «Основы нейропсихологии», «АВА-терапия» и многие другие проходила в Москве. Это необходимо для того, чтобы глубже понимать все системные нарушения, потому как сейчас мы все чаще и чаще сталкиваемся с тяжелыми нарушениями речи у детей.

– Как работают специалисты в этой сфере в Тюмени?

– Здесь мы видим логопедов в бюджетной сфере, то есть в детских садах, школах, реабилитационных центрах, а также логопедов частных коммерческих детских развивающих центров либо занимающихся частной практикой. Соответственно, первые оказывают услуги бесплатно, вторые – на платной основе. И как распространенный вариант – совмещение логопедом двух этих вариантов.

– Влияет ли такое распределение на качество услуг?

– Однозначно нет. Если специалист уверен в своем профессионализме, правильно распределяет нагрузку и дорожит репутацией, то всегда будет стремиться к высокому качеству оказываемых услуг. Во-первых, коррекционный педагог осознает, что работает с детьми и несет ответственность за это. Конкретно меня учили так: работаешь, не понимая сути проблемы, – «отбираешь» у ребенка 10 лет полноценной жизни. Время очень важно в нашей работе. Логопед максимально быстро должен формировать навыки в сензитивный период развития ребенка, потому как, затянув процесс в дальнейшем, мы можем так и не получить возможный результат. Такой пример, дошкольник, который пришел в школу с нескорректированными логопедическими проблемами, однозначно будет иметь трудности чтения и письма. Логопедические проблемы потянут за собой целый ворох других, которых можно было избежать, вовремя начав коррекционную работу с логопедом еще в детском саду.

– На какой срок коррекции произношения звуков у детей могут рассчитывать родители?

– Этот вопрос нам часто задают. Срок коррекции очень индивидуален и может быть приблизительно озвучен только после проведения логопедической диагностики. Если речь идет об отсутствии или искажении одного и двух звуков, то скорее всего это 2–3 месяца. При более тяжелых нарушения речи  – продолжительность не менее 3–4 лет. На сроки влияет три фактора: профессионализм логопеда, сложность дефекта и слаженная работа всех участников процесса. Совместная работа специалиста, ребенка и родителя приводит к более быстрым результатам.

– Много ли в Тюмени центров развития речи и логопедических кабинетов в образовательных учреждениях?

– С каждым годом их становится больше. В настоящее время заметно, что проблеме увеличения детей с тяжелыми нарушениями речи уделяется большое внимание, и государство оказывает большую поддержку таким семьям. Сегодня практически в любом общеобразовательном учреждении есть логопед. Сеть государственных логопунктов растет, растет и число коммерческих центров.

– Произношение каких звуков вызывает у детей трудности?

–  В возрасте 4-5 лет свистящие или шипящие звуки. 6-7 лет – трудности произношения звуков «л» и «р». Важно понимать, что любой звук может быть нарушен в любом возрасте. Взрослые тоже обращаются к нам за помощь, хотя и значительно реже.

– Какие методики используют в работе логопеды?

– Как российские, так и зарубежные. Наука логопедия существует давно, и наработан огромный опыт, но методики постоянно обновляются. Так, год назад наш центр первый в Тюмени внедрил достаточно новую методику логофасциального массажа, созданную в Санкт-Петербурге. Применяя ее, мы видим хорошие результаты на практике. Коррекция идет быстрее и эффективнее, что очень важно. Логопед в России - всегда универсал, владеющий методиками от запуска речи до работы с проблемами письменной речи. А в США логопед имеет узкую специализацию, например, только работа с дисфагией, то есть расстройством акта глотания.

– С какими проблемами речи обращаются чаще?

– К сожалению, с тяжелыми нарушениями речи. Все меньше запросов на звукопроизношение. Если говорить о дошкольном возрасте, то сейчас много неговорящих детей, а также детей с недостаточной сформированностью средств языка, здесь нарушения лексики и грамматики, связной речи. В школьном возрасте больше трудностей с письмом и чтением. Еще раз повторюсь, что их можно избежать, вовремя обратившись к логопеду.

– Что самое трудное в работе логопеда?

– Переключаемость. Втереться в доверие и разговорить двухлетнего «молчуна» получится только у позитивного взрослого ребенка, коим обязан стать логопед. А выйдя к родителю, ты уже должен быть одновременно понимающим, наставляющим и понятным для взрослого человека. При этом в профессиональном смысле постоянно необходимо учиться и развиваться.

– Как вы относитесь к шуткам про логопедов – про «фефекты фикции»?

– Очень хорошо и с удовольствием сами про себя шутим. В своих социальных сетях ввели рубрику «Нескучные скороговорки». Вот из последнего: «Саша сама – само совершенство, а еще самосовершенствуется!», а всем известная история про Карла и Клару теперь звучит так: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла QR-код».

– Как оцениваете эффективность работы логопеда?

– Ее сразу слышно! Говорю родителям так: «Если ребенок, придя на занятие, поприветствует меня четким «Здравствуйте, Элла Владимировна!», работа сделана, пора прощаться.  Если серьезно, то во время коррекции, особенно длительной, каждый месяц у ребенка должен появляться новый речевой навык. Если этого нет, необходимо менять тактику либо специалиста.

– Что можете посоветовать родителям, озабоченным трудностями речи?

– Во-первых, при первых подозрениях записаться на логопедическую диагностику. Только логопед-специалист по речи может определить нарушение, степень его сложности и необходимость коррекции. Во-вторых, если уже имеем речевые трудности, найти своего специалиста. Сейчас легко можно навести справки, почитать отзывы и получить рекомендации. Всегда интересуйтесь образовательными документами специалиста. И помните: красивая и грамотная речь – залог будущего успеха вашего ребенка!

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.