Тюменцы познакомились с живописью Великой Отечественной войны
Особое внимание уделили творчеству Аркадия Пластова
Сегодня, в День Победы, в мультицентре «Контора пароходства» прошла лекция «Великая Отечественная война и живопись». Подробностями мероприятия с изданием «Тюменская область сегодня» поделилась старший научный сотрудник центра учета, хранения и популяризации музейных фондов ГАУК ТО «Тюменское музейно-просветительское объединение» Елена Рындина. Именно она была лектором.
Во время ВОВ как никогда важно было создавать сильные по воздействию художественные образы, при этом нужно было хорошо знать изображаемый предмет, что требует дополнительной проработки, временной дистанции, однако искусство требовалось «здесь и сейчас». Нужно было найти золотую середину между документальностью и обобщением.
Художники, часть из них, ездили на фронт, чтобы своими глазами увидеть происходящее, делали этюды, зарисовки на месте боевых действий, которые потом использовали при написании картин. Художник Петр Кривоногов настоял на том, чтобы его отправили в Берлин, потому что своими глазами хотел увидеть эмоции наших солдат при взятии рейхстага, и у него получилось перенести эти неподдельные чувства на полотно «Победа».
— Мы говорили об искусстве плаката и живописи как таковой. Военные плакаты меняли свою тематику в ходе войны. Плакаты 1941 года, например, «Родина-мать зовет» Ираклия Тоидзе или «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» творческого объединения КУКРЫНИКСЫ (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов) очень сильно по посылу отличаются от тех, что созданы в 1942-м, когда появилась серия плакатов, содержащая исторические параллели с героями прошлого. В этих плакатах образы советских воинов сопоставлялись с образами Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Невского. Месседж плакатов первого года войны созвучен настроению песни «Священная война». Очень оптимистичны и наполнены неподдельной радостью от близости победы плакаты Леонида Голованова 1944 года: «Дойдем до Берлина!» и 1945-го: «Дошли!», — рассказала Рындина.
Елена выделила творчество Аркадия Пластова. У художника была невероятная способность создавать глубоко трагические по содержанию произведения, не показывая при этом образ врага. Так, к примеру, в картине «Фашист пролетел» можно видеть едва различимый силуэт улетающего самолета, а на первом плане лежит убитый мальчик-пастушок, а рядом сидит и воет его верный Дружок. Картина настолько сильная по эмоциональному накалу, что ее возили на конференцию «Большой тройки» – лидеров СССР, США и Великобритании – в Тегеран в ноябре 1943 года. Возможно, на решение открыть второй фронт повлияло в том числе и то впечатление, которое картина произвела на Рузвельта с Черчиллем.
– Эволюция происходила естественным образом параллельно ходу войны. От живописания ужасов войны, через обращение к образам героев прошлого, создание сильных образов героев настоящего, и, чем ближе к победе, тем больше радости и света, – заключила лектор.
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.