В Тюмени продолжают дело Артура Ольховского
В регионе сильнейшее поисковое движение в стране
После смерти легендарного командира тюменских поисковиков Артура Ольховского его преемником стал сын Ростислав. Юноша достойно продолжает поисковую и педагогическую деятельность отца и считает, что система, которую выстроил Артур Валерьевич, не требует изменений. О том, как ведется работа без личного участия харизматического лидера, он рассказал в интервью корреспонденту «Тюменской области сегодня».
- Ростислав, вы возглавили Тюменское региональное объединение поисковиков. Пришлось или по зову сердца?
- Я погружался в дело отца с тех пор, как родился. Потому что вся его жизнь была пронизана педагогикой и поиском. И мне всегда было безумно интересно то, чем он занимался. Отец вложил в меня важную идею: династию нужно продолжать. Глупо терять семейный ресурс и отправляться на поиски нового, если тебе передали опыт, базу и профессиональные хитрости. Я всегда знал, что буду продолжать его дело.
- Личные таланты не манили самовыражаться в какой-то иной сфере?
- Мечтал стать артистом, но моя работа позволяет реализовать и актерские способности. Я веду митинги памяти, представительскую деятельность — тоже в своем роде артистизм.
Фото Сергея Куликова
- Мощная система, которую создал Артур Ольховский, легла на твои юношеские плечи. Тяжела ноша? Считаешь ли ты себя ее лидером?
- Придерживаюсь прекрасного инженерного принципа: работает — не трогай. Механизм, который создал отец, продолжает отлично функционировать. Это значит, что все отлажено и устойчиво. Вместе со мной трудится сплоченный дружный коллектив областного поискового центра. Это восемь человек, между которыми распределены обязанности, каждый знает свои задачи. После ухода отца мы добавили в годовой график пару мероприятий и понимаем, что это максимум, что можем себе позволить. Да, я командир организации, но единоличным лидером себя не считаю, мы — команда.
Фото Сергея Куликова
- Какими принципами отца ты руководствуешься?
- В педагогической деятельности, как и отец, придерживаюсь идей Макаренко. Личность воспитывается не индивидуально, а через коллектив. Именно он как бриллиант ограняет внутри себя яркую личность.
- Каким запомнился отец?
- Папа запомнился мне сильным лидером. Его авторитарность не подавляла. Он принимал решения и нес за них ответственность. Не позволял позиции превосходства, общался на равных, не скупился на объяснения. Он был открытым, все делал с душой. Всегда аргументировал, почему поступаем так, а не иначе. Так было и дома, и на работе. А в целом вся семейная жизнь была связана с поисковым движением. Не было такого, что он приходил домой и рабочие моменты оставались за порогом. Например, мама, Татьяна Владимировна Ольховская, впервые побывала в экспедиции только после его смерти. Она всегда была его тылом. Он уезжал, а в это время в Тюмени готовились к 9 мая и 22 июня: митинги памяти, почетные караулы…
- Часто ли внутренне обращаешься к нему за советом?
- Я воспитан на его советах. И поступаю точно так же, как он. А значит, никогда не иду на сделку с совестью. Если как талантливого педагога пол-Тюмени считает его вторым отцом, то что говорить обо мне. Для меня он всегда был авторитетом, у нас была тесная связь. Взрослея, воспитанники Артура Ольховского становились его друзьями. На праздники у нас всегда полно народу. И сейчас на его дни рождения и смерти к нам в дом приходят неравнодушные к его делу люди.
Фото Сергея Куликова
- Чем поисковики занимаются помимо собственно поисковой работы?
- Да экспедиция для нас отпуск! Когда можно посмотреть на мобильный телефон, зафиксировать, что связи нет, и со спокойной совестью заниматься любимым делом. Годовой график забит вплотную. В течение года готовим ребят для экспедиций. Для допуска нужно сдать экзамены по шести дисциплинам: первая медпомощь, история поискового движения в России, история Тюмени в годы Великой Отечественной войны, история Великой Отечественной войны, поисковые работы и туристическая подготовка. Кроме того, проводим экскурсии в нашем музее, просветительские акции... Чтобы заниматься поисковой деятельностью, ребята должны эмоционально погрузиться в тему, гореть делом, иначе нет смысла ехать. Полевые условия покажутся экстремальными и невыносимыми.
- Какие находки во время раскопок сделаны уже без участия Артура Валерьевича? Чем гордитесь?
- Самолет — найден уже после смерти отца. Вручную раскопана яма глубиной в четыре метра. Первый раз нас позвали на помощь, чтобы поднять борт ЛАК-3, с тех пор занимаемся и авиапоиском. Одна из редких находок - пилотка «Эдельвейс». Такие носили элитные части СС, состоящие из горных егерей.
- Артур Валерьевич оставил какой-то посыл своим продолжателям?
- Отец всегда говорил: «Сделай между делом» - и давал поручение. То есть по сути мы все занимались каким-то делом, а поручения выполняли между делом. И недоумевали: а чем же мы тогда занимаемся, если все делаем между делом. Почему-то никто не решался напрямую прояснить этот вопрос. Недавно мама высказала предположение, что основное дело - сама жизнь, которую нужно прожить с достоинством, на взлете, на взрыве. Возможно, "между делом" - это просто присказка отца, но мы придали ей глубину и сакральность. Отец все знал заранее, все понимал. Я уверен, что он поехал бы в экспедицию во время пандемии, и на Украину отправился бы. Пожалуй, жить по совести, а остальное делать между делом — самый правильный его наказ всем нам.
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.