Поездка на Ямал: северная экзотика для тюменцев
Отправляемся на Ямал, чтобы пожить в чуме, покататься на оленьих упряжках и отведать арктической рыбки
Тем, кто никогда не был на Севере, небезынтересно будет посетить этот край мужественных людей и суровой природы. Солнце Ямала, отраженное от бескрайних снегов, неповторимо яркое и слепящее. В путешествии пригодятся солнцезащитные очки.
С размахом!
Однозначно в поездке по Ямалу стоит посетить День оленевода, иначе праздник называют «Ямал-Яля», или по‑русски «Ямал-Солнце». Событие, как и аборигены-тундровики, кочующее. Праздник «передвигается» из поселка в поселок. В минувшие выходные он с размахом прошел в Салехарде – окружной столице ЯНАО.
Фото Екатерины Христозовой
Самобытные песни и пляски, лыжные соревнования, гонки на оленьих упряжках и скоростных снегоходах – лишь малая часть развлекательной программы. Здесь можно вполне подробно познакомиться с национальным костюмом, культурой и бытом коренных тундровиков. На берегу реки Полябта ставят демонстрационные чумы, хозяева которых радушно встречают гостей и рассказывают о своей жизни.
По заветам предков
Кочевые ямальцы, как и их предки, так же каслают (передвигаются) по тундре, меняя зимнюю стоянку на весеннюю, а потом и на летнюю, когда у оленей заканчивается корм. Живут рыбалкой и охотой. По традиции хозяйка в чуме – женщина. Она его разбирает и ставит, обустраивает, создает уют. Мужчина ведет оленей, охотится. Вся его деятельность – вне дома.
Цивилизация не обошла кочевые народы стороной. К примеру, в центре чума уже не очаг, а современная печь, тундровики ездят не только на оленьих упряжках, но и на снегоходах, закупаются раз в пару месяцев продуктами из магазина, пользуются смартфонами. Дети учатся в школах, а если родители уходят со стадом далеко от населенных мест, то и в интернатах.
Фото Екатерины Христозовой
Местные жители говорят, что оленеводу теперь непросто найти спутницу. После жизни в городе не каждая женщина готова отправиться за любимым в тундру. Оксана Вэненго не испугалась трудностей. Она, дочь рыбака из поселка, вышла замуж за потомственного оленевода и ведет с ним кочевую жизнь. В семье около 400 оленей.
История любви Евгения и Оксаны Вэненго вполне современна. Молодые люди познакомились на просторах Интернета. На праздник женщина привезла чум с места их зимней стоянки, что за сто километров от Салехарда – в Приуральском районе. В семье трое детей: Роман, Иосиф и Диана. Самому старшему – восемь лет, младшей – два года.
Пока молодая женщина общается с туристами, Евгений участвует в лыжных гонках. На Оксане – нарядное сверкающее платье, такое же на маленькой дочери Диане.
- Шью сама. Для нарядных платьев ткани покупаю, а национальную теплую одежду сшиваю из шкур оленей, нитки делаю из сухожилий. В обычной жизни ношу платье покороче и теплое, из мягких натуральных тканей. В синтетических, атласных очень холодно , – рассказывает женщина.
На празднике в Салехарде ее чум выглядит точно так же, как на стоянке. Сверху – шкуры оленя, изнутри – брезентовое покрытие. В центре – печка, по обеим сторонам он нее – многослойные постели, обеденный стол, у входа – дрова. Все очень просто, скромно, чисто.
– Зимой в минус сорок в чуме тепло – градусов 20. Еду готовлю обычную: суп, каши, макароны, жаркое из мяса, солю рыбу, – делится Оксана.
Ловкость, скорость и маневренность
На улице звучит громкая музыка, на сцене выступают популярные артисты Ямала. Они играют на местных музыкальных инструментах, поют на родном языке, а по площади витает аромат еды. В День оленевода салехардцы провели гастрономический фестиваль: жарили рыбу, угощали гостей олениной и другими местными яствами.
Салехард даже попал в Книгу рекордов России. У всех на глазах здесь одновременно пожарили 161 кг ряпушки на 25 мангалах. В конкурсе «Строганина» приняли участие семейные пары. Они на скорость разделывали рыбу и готовили строганину по-ямальски.
Одно из обязательных событий праздника – парад нарт (саней). В нем участвуют и женщины, и мужчины. Нарты у них разные. Женские – с яркими красными бортиками, за которыми могут спрятаться от ветра и холода маленькие дети. У мужчин нарты простые, их назначение – скорость, легкость, маневренность.
Фото Екатерины Христозовой
В женские нарты запрягают спокойных тягловых бычков, ведь женщины перевозят с места на место чум и детей. Пока тундровички идут, демонстрируя красоту своих саней, ведущий рассказывает об их достижениях, о количестве ребятишек в семье.
А рядом проходят гонки на оленьих упряжках. Олени – сильные, быстрые – мчат нарты по берегу реки. Судьи замеряют время и после определяют самых скоростных. Кстати, за победу в гонках округ выделяет хорошие призы: снегоходы, моторные лодки и другие ценные для оленеводов подарки. На празднике много спортивных состязаний: перетягивание палки, лыжные гонки, прыжки через нарты.
Самобытный туризм
Многие салехардцы на время праздника надевают малицу – верхнюю национальную одежду из шкуры оленя. В ней очень тепло и комфортно.
– Я русский, живу в Салехарде 33 года. Когда малицу надеваю, чувствую праздник и единение с коренными жителями, лучше понимаю их, – отмечает житель Салехарда Владимир.
Добавим, что на Ямал уже организуют туры выходного дня. Туристы могут пожить в чуме и прочувствовать жизнь тундровиков. День оленевода – своеобразный концентрат этой культуры.
Регионы – юг Тюменской области и ЯНАО – объединяют усилия и разрабатывают чартерную программу для перевозки туристов из Тюмени в Салехард. День оленевода, по словам заместителя губернатора Тюменской области и директора департамента по потребительскому рынку и туризму Андрея Пантелеева, – полноценный туристический маршрут.
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.