Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Зоркое зрение души

Советский и российский поэт Николай Шамсутдинов сегодня с полным основанием относим к признанным писателям-классикам современности

Общество, 19:13, 21 марта 2022,
Слушать новость
Зоркое зрение души. Советский и российский поэт Николай Шамсутдинов сегодня с полным основанием относим к признанным писателям-классикам современности .

Николай Шамсутдинов – исконный северянин, внешней суровостью и глубоко запрятанным лирическим темпераментом, схожим с героями произведений Джека Лондона... Ямал – это великое северное пространство, простирающееся на долгие тысячи верст, вплоть до океана, сформировал эпическую размеренность строфики поэта Шамсутдинова.

Зодчий морозного края

Характер любого человека, а уж тем более человека, занимающегося творческим трудом, проецируется на его судьбу.

Поэт творил свой предметный мир из реалий северного бытия.

Загорел и скуласт,
В белоснежных,
тугих торбасах...
Плотно солнце прижалось
к сатиновой красной рубахе.
Спит забытый кисет
в волосатых тяжелых руках,
шитый ворот коробят
лиловые, алые птахи.
Разметался мороз на окне.
Яркий жар очага.
Бесконечна, как эпос,
великая зимняя тундра.

(«Табунщик Микуль»)

Стихи Шамсутдинова 70–80-х годов прошлого столетия – уникальный творческий дневник молодого рабочего человека, не отделяющего себя от реальности авральных суток, когда на сорокаградусных морозах крошилось железо, но души людские не вымерзали, а приобретали кремневую закалку.

Дисгармоничное на первый взгляд северное пространство обрело наконец своего зодчего.

Поэт открывался читателю как сибиряк – по месту приложения дарования, гражданского темперамента, опыта.

А что герой? Моих кровей –
его тревоги, размышленья.
В нем черт моих – наперечет.
Я вижу: суть его – иная,
хоть от судьбы моей – отсчет
ведет судьба его, мужая,
мою же душу в свой черед
в чужие страсти погружая.

(«Герой»)

Стихи Н. Шамсутдинова той поры полны сопричастности, сотворчества, духовного собеседования с читателем.

Человек – «место встречи времени и пространства». Герой Шамсутдинова, «вспоенный целебным воздухом северных просторов», погружен «в современный урбанизированный мир».

Тревожные мотивы, овладевающие душой российского поэта, составляют психологический стержень того состояния, которое, по словам поэта и критика Станислава Золотцева, можно назвать «социальной экологией души».

В восьмидесятые годы прошлого века Шамсутдиновым была создана поэма «Покорители», ставящая под сомнение целесообразность «покорения нефтяной целины», при котором беспощадно уничтожается природа: «Смысла нет, как и нет правоты, – в поединке / с терпеливой природою! Словно зерно, / в милосердье к безбрежным массивам, к былинке – / милосердие к нам же заключено, / пробиваясь в урочные сроки ко свету, / где наглядна трава, достоверна роса».

Фото из личного архива Николая Шамсутдинова

При обращении Николая Шамсутдинова к проблемам бездумного, хищнического отношения, а вернее, безудержного истребления природы, беззащитной перед лицом слепого индустриального техноса, стиль его становится откровенно жестким соответственно правде, исходящей из самых глубин его неравнодушного и отзывчивого на бытийные перипетии сердца.

В этом уникальном по своему гражданскому накалу и поистине отеческой тревоге за судьбу нашей планеты художественно-литературном произведении заключена квинтэссенция нашего тревожного бытия.

Замечательно, что лирические циклы поэта сохранили для нас неповторимые сибирские ландшафты, необозримые пространства тайги и тундры.

Шамсутдинов стремится понять, каким образом деятельность человека проецируется на судьбу родной земли, а следовательно, и на судьбы людей.

Жанровая полифония поэзии Шамсутдинова могуча не только по объему, но прежде всего по мистическому звучанию многочисленных северных, поистине магических символов.

Голос Шамсутдинова – свободный голос совестливого человека, мудрого мыслителя, выдающегося художника.

Следуя за сердцем

В пятитомнике Николая Шамсутдинова – поэзия, проза, публицистика, сатирические и юмористические произведения, детские стихи, переводы и песенные тексты.

«Избранное» состоит из нескольких самостоятельных тематических разделов. Но главная тема в творчестве автора – любовь между людьми, любовь глобального масштаба.

Поэт не теряет надежды на благой пример как мировой, так и отечественной литературы, ведь «воображенье – самый лучший из гидов» по Дантовым кругам современной реальности, да потому хотя бы, что «мысли следуют, не изменяя себе, за сердцем».

Сегодняшний Н. Шамсутдинов не изменил остроте своего взгляда, не отвлекаясь на выбор – «высокого» или «низкого» ранга. Предмет, избранный им не только для изображения, но и для одушевления бытия этого предмета.

Поэт обладает богатой творческой родословной, исполненной мощью и полифоничностью соседствующих в пантеоне мировой поэзии творцов.

И если, «ввиду Террачина», рвется к морю студеный «эрудированный родник, / еще помня Овидия, Тацита, Ювенала», откроем ему дорогу туда, где его ждут не «пожиратели зрелищ и колы, чьим редким отсутствием облагорожена морская гладь», а хотя бы те, «чьи фантазии жарко вынашивает Сапфо, / под парусящими снами, хрониками Хроноса».

Его поэзия не потеряла в пронзительности прямого высказывания, но приобрела такие черты, как подчеркнутая утонченность лирических характеристик, многослойная, насыщенная цитатами философов и писателей художественная ткань произведений.

Но Шамсутдинов не укрывается за текстом, а отождествляет себя с персонажами своих произведений, предельно автобиографичных.

Поэт далек от публичных деклараций о стремлении жить с народом – его горестями и надеждами. Он и так живет его горестями и надеждами.

Фото из личного архива Николая Шамсутдинова

«Пиршество для гурманов»

Внимание к социальным проблемам или пренебрежение ими, устранение от изучения и разрешения социально-этических вопросов бытия определяют приоритеты каждого из нас. И в силу этого крайне необходимо поднять градус писательского внимания, в частности, к культуре прошлого и настоящего.

У Николая Шамсутдинова есть стихи, прямо-таки излучающие восхищение женщиной (глава «Патрицианка»). Станислав Золотцев написал о них: «Это действительно современный Гимн Любви во всех ее проявлениях. Песнь Песней нынешнего русского поэта». Критик Владимир Рогачев обратил внимание на «трепетное, нежное преклонение перед женщиной, гармонизованное в свободно льющихся образах». Он также сделал акцент на взаимосвязи творчества Н. Шамсутдинова с мировой и европейской культурой, обещая читателям «пиршество для гурманов». Станислав Золотцев отметил: «эллинистическое движение строки, с «переливаниями» групп дактиля, амфибрахия и анапеста, звуковая аллюзия античного движения стоп. Образы и реалии древнегреческого и древнеримского мифов, евангельско-библейский словарь, лексика западных поэзолегенд – все это как-то удивительно и органично смыкается у него с тюркской почвой мелоса». И я уверена, что поэзия его – исключительное явление в современной литературе.

В творчестве его в счастливом симбиозе взаимодействуют тяга автора к обдумыванию главенствующих вопросов человеческого бытия с очевидной тенденцией к изобразительной усложненности. Любовь высшего порядка одухотворяет его поэзию, ведь она долготерпеливая, милосердная, не завистливая и не горделивая.

Поиски подлинного себя – вот лейтмотив его бытия, его творчества.

Диалог с миром? Да! Ведь он ищет себя подлинного – более восприимчивого, более сложного, более утонченного в рефлексиях и мотивах своих произведений. Не замыкается в себе, не отдаляется от мира, а налаживает с ним внутренний диалог – тщательно и продуктивно организует на этой поистине сюрреалистической территории свое лирическое пространство.

Стихи Николая Шамсутдинова последних лет наделяют силами для сопротивления житейским тяготам.

Поэт предъявляет миру свои неоспоримые доводы, характеризуемые им как определенно религиозное чувство, диктующее новые художественные мотивы и коллизии.

Н. Шамсутдинов дает четкие философские определения устройства микро- и макромиров, определяя их бытийную сущность не как сторонний наблюдатель, а как непременный сопереживающий тому, что свершается вокруг него.

Поэт не дистанцируется от своего читателя, не сдает своих позиций правдоискателя, с неутолимой жаждой поисков предельной искренности, истины обетованной.

Труд его, к слову, отмечен многочисленными международными и всероссийскими премиями, среди которых – крупнейшая общенациональная литературная премия им. Максима Горького.

Он делал свои первые шаги в советской литературе в далекие 70-е годы прошлого века, а сегодня с полным основанием относится к когорте российских писателей-классиков.

Фото из личного архива Николая ШАМСУТДИНОВА

Материал перепечатан с сайта «Литературной газеты» lgz.ru/article/38-6801-22-09-2021/zorkoe-zrenie-dushi/

Досье

Николай Миркамалович ШАМСУТДИНОВ – советский и российский писатель, сатирик, переводчик и публицист.

Член Союза писателей СССР с 1982 года и Союза российских писателей с 1991 года, родился на полуострове Ямал 26 августа 1949 года. С 1994 года – председатель правления Тюменского регионального отделения Союза российских писателей (объединивший литераторов трех субъектов Российской Федерации: Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО в единое писательское содружество), с 2019-го – сопредседатель Союза российских писателей по Сибири и Дальнему Востоку. Заслуженный работник культуры РФ, академик Российской академии поэзии, Международной академии литературы, искусства, коммуникаций (Германия). Почетный работник культуры и искусства Тюменской области Н.М. Шамсутдинов в 2009 году становится ПЕРВЫМ в области членом Всемирной ассоциации писателей Международного ПЕН-клуба, а в 2020-м единственным писателем из области, вошедшим в состав Творческого совета Ассоциации союзов писателей и издателей России.

Лауреат более 30 международных и отечественных литературных премий, в том числе: Общенациональной премии им. А.М. Горького, им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, Уральского федерального округа – 2013, губернаторов двух субъектов РФ: Тюменской области – 2015 и Ямало-Ненецкого автономного округа – 2019, им. М.А. Волошина, «Золотое перо», Золотая медаль «ЛиФФт», Всеканадского литконкурса «Взрослые – детям», Германия: фонда «Доминанта» – за выдающиеся открытия и развитие новых эстетических принципов в литературе, им. Нобелевского лауреата Генриха Белля – за выдающиеся достижения в литературе и общественной деятельности, «Творец и Хранитель» – основателю и издателю литературно-художественного альманаха «Гиперборей», дважды «Бриллиантовый дюк» премии им. герцога де Ришелье (Франкфурт-на-Майне – Одесса), Гран-при премии им. А.Г. Сниткиной-Достоевской (Монреаль), Лондонской премии им. лорда Джорджа Ноэля Гордона Байрона в категории «Мегазвезда» (Лондон – Москва).

Автор пятидесяти трех поэтических книг, около четырехсот публикаций в отечественной и зарубежной периодике. Живет и работает в Тюмени.

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.

Фото из личного архива Николая Шамсутдинова Фото из личного архива Николая Шамсутдинова

Николай Шамсутдинов – исконный северянин, внешней суровостью и глубоко запрятанным лирическим темпераментом, схожим с героями произведений Джека Лондона... Ямал – это великое северное пространство, простирающееся на долгие тысячи верст, вплоть до океана, сформировал эпическую размеренность строфики поэта Шамсутдинова.

Зодчий морозного края

Характер любого человека, а уж тем более человека, занимающегося творческим трудом, проецируется на его судьбу.

Поэт творил свой предметный мир из реалий северного бытия.

Загорел и скуласт,
В белоснежных,
тугих торбасах...
Плотно солнце прижалось
к сатиновой красной рубахе.
Спит забытый кисет
в волосатых тяжелых руках,
шитый ворот коробят
лиловые, алые птахи.
Разметался мороз на окне.
Яркий жар очага.
Бесконечна, как эпос,
великая зимняя тундра.

(«Табунщик Микуль»)

Стихи Шамсутдинова 70–80-х годов прошлого столетия – уникальный творческий дневник молодого рабочего человека, не отделяющего себя от реальности авральных суток, когда на сорокаградусных морозах крошилось железо, но души людские не вымерзали, а приобретали кремневую закалку.

Дисгармоничное на первый взгляд северное пространство обрело наконец своего зодчего.

Поэт открывался читателю как сибиряк – по месту приложения дарования, гражданского темперамента, опыта.

А что герой? Моих кровей –
его тревоги, размышленья.
В нем черт моих – наперечет.
Я вижу: суть его – иная,
хоть от судьбы моей – отсчет
ведет судьба его, мужая,
мою же душу в свой черед
в чужие страсти погружая.

(«Герой»)

Стихи Н. Шамсутдинова той поры полны сопричастности, сотворчества, духовного собеседования с читателем.

Человек – «место встречи времени и пространства». Герой Шамсутдинова, «вспоенный целебным воздухом северных просторов», погружен «в современный урбанизированный мир».

Тревожные мотивы, овладевающие душой российского поэта, составляют психологический стержень того состояния, которое, по словам поэта и критика Станислава Золотцева, можно назвать «социальной экологией души».

В восьмидесятые годы прошлого века Шамсутдиновым была создана поэма «Покорители», ставящая под сомнение целесообразность «покорения нефтяной целины», при котором беспощадно уничтожается природа: «Смысла нет, как и нет правоты, – в поединке / с терпеливой природою! Словно зерно, / в милосердье к безбрежным массивам, к былинке – / милосердие к нам же заключено, / пробиваясь в урочные сроки ко свету, / где наглядна трава, достоверна роса».

Фото из личного архива Николая Шамсутдинова

При обращении Николая Шамсутдинова к проблемам бездумного, хищнического отношения, а вернее, безудержного истребления природы, беззащитной перед лицом слепого индустриального техноса, стиль его становится откровенно жестким соответственно правде, исходящей из самых глубин его неравнодушного и отзывчивого на бытийные перипетии сердца.

В этом уникальном по своему гражданскому накалу и поистине отеческой тревоге за судьбу нашей планеты художественно-литературном произведении заключена квинтэссенция нашего тревожного бытия.

Замечательно, что лирические циклы поэта сохранили для нас неповторимые сибирские ландшафты, необозримые пространства тайги и тундры.

Шамсутдинов стремится понять, каким образом деятельность человека проецируется на судьбу родной земли, а следовательно, и на судьбы людей.

Жанровая полифония поэзии Шамсутдинова могуча не только по объему, но прежде всего по мистическому звучанию многочисленных северных, поистине магических символов.

Голос Шамсутдинова – свободный голос совестливого человека, мудрого мыслителя, выдающегося художника.

Следуя за сердцем

В пятитомнике Николая Шамсутдинова – поэзия, проза, публицистика, сатирические и юмористические произведения, детские стихи, переводы и песенные тексты.

«Избранное» состоит из нескольких самостоятельных тематических разделов. Но главная тема в творчестве автора – любовь между людьми, любовь глобального масштаба.

Поэт не теряет надежды на благой пример как мировой, так и отечественной литературы, ведь «воображенье – самый лучший из гидов» по Дантовым кругам современной реальности, да потому хотя бы, что «мысли следуют, не изменяя себе, за сердцем».

Сегодняшний Н. Шамсутдинов не изменил остроте своего взгляда, не отвлекаясь на выбор – «высокого» или «низкого» ранга. Предмет, избранный им не только для изображения, но и для одушевления бытия этого предмета.

Поэт обладает богатой творческой родословной, исполненной мощью и полифоничностью соседствующих в пантеоне мировой поэзии творцов.

И если, «ввиду Террачина», рвется к морю студеный «эрудированный родник, / еще помня Овидия, Тацита, Ювенала», откроем ему дорогу туда, где его ждут не «пожиратели зрелищ и колы, чьим редким отсутствием облагорожена морская гладь», а хотя бы те, «чьи фантазии жарко вынашивает Сапфо, / под парусящими снами, хрониками Хроноса».

Его поэзия не потеряла в пронзительности прямого высказывания, но приобрела такие черты, как подчеркнутая утонченность лирических характеристик, многослойная, насыщенная цитатами философов и писателей художественная ткань произведений.

Но Шамсутдинов не укрывается за текстом, а отождествляет себя с персонажами своих произведений, предельно автобиографичных.

Поэт далек от публичных деклараций о стремлении жить с народом – его горестями и надеждами. Он и так живет его горестями и надеждами.

Фото из личного архива Николая Шамсутдинова

«Пиршество для гурманов»

Внимание к социальным проблемам или пренебрежение ими, устранение от изучения и разрешения социально-этических вопросов бытия определяют приоритеты каждого из нас. И в силу этого крайне необходимо поднять градус писательского внимания, в частности, к культуре прошлого и настоящего.

У Николая Шамсутдинова есть стихи, прямо-таки излучающие восхищение женщиной (глава «Патрицианка»). Станислав Золотцев написал о них: «Это действительно современный Гимн Любви во всех ее проявлениях. Песнь Песней нынешнего русского поэта». Критик Владимир Рогачев обратил внимание на «трепетное, нежное преклонение перед женщиной, гармонизованное в свободно льющихся образах». Он также сделал акцент на взаимосвязи творчества Н. Шамсутдинова с мировой и европейской культурой, обещая читателям «пиршество для гурманов». Станислав Золотцев отметил: «эллинистическое движение строки, с «переливаниями» групп дактиля, амфибрахия и анапеста, звуковая аллюзия античного движения стоп. Образы и реалии древнегреческого и древнеримского мифов, евангельско-библейский словарь, лексика западных поэзолегенд – все это как-то удивительно и органично смыкается у него с тюркской почвой мелоса». И я уверена, что поэзия его – исключительное явление в современной литературе.

В творчестве его в счастливом симбиозе взаимодействуют тяга автора к обдумыванию главенствующих вопросов человеческого бытия с очевидной тенденцией к изобразительной усложненности. Любовь высшего порядка одухотворяет его поэзию, ведь она долготерпеливая, милосердная, не завистливая и не горделивая.

Поиски подлинного себя – вот лейтмотив его бытия, его творчества.

Диалог с миром? Да! Ведь он ищет себя подлинного – более восприимчивого, более сложного, более утонченного в рефлексиях и мотивах своих произведений. Не замыкается в себе, не отдаляется от мира, а налаживает с ним внутренний диалог – тщательно и продуктивно организует на этой поистине сюрреалистической территории свое лирическое пространство.

Стихи Николая Шамсутдинова последних лет наделяют силами для сопротивления житейским тяготам.

Поэт предъявляет миру свои неоспоримые доводы, характеризуемые им как определенно религиозное чувство, диктующее новые художественные мотивы и коллизии.

Н. Шамсутдинов дает четкие философские определения устройства микро- и макромиров, определяя их бытийную сущность не как сторонний наблюдатель, а как непременный сопереживающий тому, что свершается вокруг него.

Поэт не дистанцируется от своего читателя, не сдает своих позиций правдоискателя, с неутолимой жаждой поисков предельной искренности, истины обетованной.

Труд его, к слову, отмечен многочисленными международными и всероссийскими премиями, среди которых – крупнейшая общенациональная литературная премия им. Максима Горького.

Он делал свои первые шаги в советской литературе в далекие 70-е годы прошлого века, а сегодня с полным основанием относится к когорте российских писателей-классиков.

Фото из личного архива Николая ШАМСУТДИНОВА

Материал перепечатан с сайта «Литературной газеты» lgz.ru/article/38-6801-22-09-2021/zorkoe-zrenie-dushi/

Досье

Николай Миркамалович ШАМСУТДИНОВ – советский и российский писатель, сатирик, переводчик и публицист.

Член Союза писателей СССР с 1982 года и Союза российских писателей с 1991 года, родился на полуострове Ямал 26 августа 1949 года. С 1994 года – председатель правления Тюменского регионального отделения Союза российских писателей (объединивший литераторов трех субъектов Российской Федерации: Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО в единое писательское содружество), с 2019-го – сопредседатель Союза российских писателей по Сибири и Дальнему Востоку. Заслуженный работник культуры РФ, академик Российской академии поэзии, Международной академии литературы, искусства, коммуникаций (Германия). Почетный работник культуры и искусства Тюменской области Н.М. Шамсутдинов в 2009 году становится ПЕРВЫМ в области членом Всемирной ассоциации писателей Международного ПЕН-клуба, а в 2020-м единственным писателем из области, вошедшим в состав Творческого совета Ассоциации союзов писателей и издателей России.

Лауреат более 30 международных и отечественных литературных премий, в том числе: Общенациональной премии им. А.М. Горького, им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, Уральского федерального округа – 2013, губернаторов двух субъектов РФ: Тюменской области – 2015 и Ямало-Ненецкого автономного округа – 2019, им. М.А. Волошина, «Золотое перо», Золотая медаль «ЛиФФт», Всеканадского литконкурса «Взрослые – детям», Германия: фонда «Доминанта» – за выдающиеся открытия и развитие новых эстетических принципов в литературе, им. Нобелевского лауреата Генриха Белля – за выдающиеся достижения в литературе и общественной деятельности, «Творец и Хранитель» – основателю и издателю литературно-художественного альманаха «Гиперборей», дважды «Бриллиантовый дюк» премии им. герцога де Ришелье (Франкфурт-на-Майне – Одесса), Гран-при премии им. А.Г. Сниткиной-Достоевской (Монреаль), Лондонской премии им. лорда Джорджа Ноэля Гордона Байрона в категории «Мегазвезда» (Лондон – Москва).

Автор пятидесяти трех поэтических книг, около четырехсот публикаций в отечественной и зарубежной периодике. Живет и работает в Тюмени.

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.