Косторезное искусство: тюменская мастерица развивает древнейший народный промысел
Два года назад она стала лауреатом Международной выставки
Светлана Паянен из Тюмени занимается резьбой по кости и рогу. Она участвует в различных выставках и конкурсах народных промыслов и ремесел. О своем творческом пути она поведала изданию «Тюменская область сегодня».
Мастерица окончила Уральское училище прикладного искусства и дизайна по специальности «техника художественного конструирования народных промыслов» в Нижнем Тагиле. Переехав в Тобольск, начала заниматься резьбой по кости и рогу. Этот город является одним из главных центров промысла с XVII века. Искусство косторезов бывшей столицы Сибири славится издавна. На тот момент у тобольской резьбы еще не было своих характерных черт. Лишь в XIX веке появляется первая косторезная мастерская С.И. Овешковой, в которой формируется самобытный стиль тобольского промысла. Архитектура и пейзажи Тобольска вдохновили Светлану на занятия творчеством, ведь это величественный, белокаменный и, поистине, красивый город...
– Первое изделие я изготовила на косторезной фабрике. Это была простая брошка «Глухарь». Спустя некоторое время захотелось, чтобы мои работы отличались от работ других мастеров. Мне посчастливилось попасть в мастерскую известного костореза Минсалима Тимергазеева. Это невероятно светлый, позитивный и талантливый человек, показавший мне в чем прелесть жизни художника. Шесть лет обучения не прошли даром, это точно, – заявила Паянен.
Чуть позже Светлана окончила художественно-графический факультет Тобольского пединститута и преподавала в детской художественной школе. По словам мастерицы, преподавание было ей не близко и она решила самостоятельно развиваться как художник-косторез.
– У меня часто спрашивают о том, где я беру кость и рог. Долгое время материал мне поставлял хороший друг Анатолий Кондауров. Известен тем, что владеет уникальной коллекцией зубов мамонта и прочих ископаемых животных Сибири, – поделилась мастерица.
Фото Мелис Учунджю
Все изделия Светланы сделаны по мотивам национальных и народных праздников. Людям легче воспринимать искусство, если сюжет для создания взят из фольклора. За каждым, даже небольшим изделием, стоят труд и навыки: усидчивость, аккуратность, терпение, умение доводить работу до совершенства. Не обойтись и без особенного художественного видения.
– Меня привлекают работы многих косторезов: мастера по созданию сувениров из кости и художественных косторезных изделий Сергея Лугинина, тобольских косторезов Михаила и Ольги Турышевых, регулярно посещающих различные выставки-ярмарки и фестивали. В этот список могу отнести и мастерицу Зинаиду Ластовскую. Вообще, о творческих людях можно говорить бесконечно, – добавила Светлана.
Паянен активно сотрудничает с музейным комплексом имени И. Я. Словцова и музеем «Дом Машарова». На выставках она представляет как композиционные работы, так и более мелкие изделия, выполненные из бивня мамонта, лосиного рога, зубов кашалота. В 2020 году мастерица участвовала в Международной выставке косторезного искусства «Душа Севера» в Салехарде и стала лауреатом.
Косторезное искусство – древнейшее ремесло, которое используют почти все народы мира. С его помощью люди транслируют свою национальную идентичность и взгляды. Главное – сохранять и развивать народные художественные промыслы и дальше.
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.