Ансамбль «Туган тел»: 20 лет хранит традиционную культуру сибирских татар
Мелодии родного языка
Фольклорно-этнографический ансамбль «Туган тел» более 20 лет хранит традиционную культуру сибирских татар. В составе творческого коллектива под руководством Асии Сиаутдиновой – 13 человек: трое мужчин и десять женщин в возрасте от 46 до 87 лет. Не менее трех раз в неделю они собираются в сельском клубе деревни Ирек Тобольского района на репетиции.
Баиты и мунаджаты
В репертуаре ансамбля – фольклорные песни, современные эстрадные композиции, задорные частушки: все это исполняется как на татарском, так и русском языках разными способами: акапелла или в музыкальном сопровождении, соло или хором, дуэтом или трио.
– Изюминкой выступлений являются старинные татарские баиты и мунаджаты, – рассказала в беседе с обозревателем издания Асия Сиаутдинова. – Баиты повествуют от первого лица о великих событиях прошлого – войнах, восстаниях – и отличаются драматическим содержанием. Мунаджаты – это разговор с самим собой, идущий от сердца к Богу, наполненный духовным, нравственным смыслом. Мунаджаты философичны, пронизаны грустью после расставания с родными и любимыми людьми, уходом их из жизни.
«Туган тел» в переводе с татарского означает «родной язык». И участницы ансамбля не только знают его в совершенстве, но и обучают татарскому языку своих детей, внуков, правнуков.
Семьи сибирских татар – многодетные. Не редкость, что родители воспитывают семерых и более детей.
– Самостоятельно перевели на татарский язык всенародно любимую песню «Катюша», зрители встречают ее на ура, – рассказывает 67-летняя Нафиса Тузмухаметова. – Исполняем «Мамаев курган», другие патриотические композиции. Рассказываем в песнях не только о любви к Родине, но и семье, нежных и светлых чувствах между мужчиной и женщиной, пробуждении природы.
Не зря любимым орнаментом на национальных татарских нарядах является один из первых весенних цветков – тюльпан. Он считается к тому же одним из символов исламской культуры и искусства.
Смотреть видео Евгении Суворовой:
Тобольский «соловей»
Начиб Тузмухаметов, артист фольклорно-этнографического ансамбля, с детства обладает редким талантом. Он умеет играть на березовой бересте.
– Верхней губой втягиваешь в себя воздух, а нижней – словно целуешь «музыкальный инструмент», – шутит артист.
Трели тобольского «соловья» украшают выступления «Туган тела». Соло Начиба переносят слушателей в летний прохладный лес, где светит солнце и птицы радуются новому дню.
– Маленький ходил с отцом на охоту, рыбалку. Там и научился играть на бересте, – вспоминает артист. – В качестве «музыкального инструмента» подходит молодая береста с березы после завершения движения сока в дереве. Это время, когда цветет лесная земляника.
Из липового каркаса и берестяной березовой «кожи» с помощью ниток из липовой коры мастер делает и вместительные туеса для сбора клюквы, черники, голубики. Два ведра ягод входит в такой рюкзак.
Смотреть видео Евгении Суворовой:
Ремнем – на свидание
Недавно в Тобольском районе завершились Дни татарской культуры. Хореографические и вокальные номера ансамбля «Туган тел» в селах и деревнях района собирали полные залы восторженных зрителей.
– Кроме песен и танцев мы показываем обрядовые действа, – говорит руководитель творческого коллектива. – Так, на Днях культуры продемонстрировали старинную национальную игру с мужским ремнем: на кого им указывает ведущий, тот выполняет задание – изображает животного, рассказывает стихотворение и так далее.
В прошлые века даже романтические отношения устраивались с помощью ремня – если парень уронил его возле ног девушки на деревенских посиделках, значит, пригласил на свидание.
В здании сельского Дома культуры хранится много удивительных вещей: предметы быта, расшитые национальными орнаментами полотенца, коврики, колыбель для младенца, поделки и рисунки из жизни сибирских татар.
Одна из участниц ансамбля – Халида Багишева – может за ночь связать теплый детский плед (у нее 13 внуков и четверо правнуков!) или коврик на пол из подручных материалов: пластиковых пакетов, старых тканей и лоскутов.
Берегут женщины и концертные костюмы. Их несколько, для каждого выхода на сцену – свои платья и головные уборы. Самые нарядные – зеленые. Считается, что это цвет весны, природы, новой жизни.
Еще один древний обычай, о котором поведала Асия Сиаутдинова, – наречение именем новорожденного.
– В срок до семи дней необходимо дать младенцу имя, иначе шайтан напугает малыша, и он будет расти плаксивым и непослушным, – говорит она. – Наречение именем – настоящий праздник у татар. Новорожденного купают в воде с настоем трав, с пожеланиями крепкого здоровья и долгих лет. Затем мальчика или девочку укладывают в колыбель, украшенную бусами из маленьких тряпичных кармашков. В них гости кладут деньги, золото.
Мулла читает молитву и трижды в каждое ухо младенца шепчет выбранное родителями имя. Допустим, мальчик родился в пост, значит его можно назвать Рамазаном.
После наречения именем наступает черед угощений, плясовых песен. Молодые родители каждому пришедшему на праздник обязательно вручают подарок в честь знакового события.
На столе у сибирских татар – эчпочмаки, беляши, чак-чак. А главным блюдом являются зур-баурсаки, похожие по форме на тюбетейку. Рецепт приготовления зур-баурсаков жительницы района передают из поколения в поколение.
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники». Подписывайтесь на Telegram-канал и TikTok.