В марте в Тюмени состоится премьера спектакля «Вий. Легенда»
О новом взгляде на Гоголя
На сцене молодежного театра имени Загоруйко «Ангажемент» готовятся к показу постановки «Вий. Легенда» по повести Николая Гоголя. Здесь переплетаются романтизм и реализм, тьма и свет, смерть и жизнь. Спектакль планируют представить на зрительский «суд» уже 18 марта. Режиссер постановки Ринат Кияков рассказал изданию «Тюменская область сегодня» о новом взгляде на классическую драматургию.
– Почему за основу своего спектакля вы взяли именно повесть Гоголя?
– Я считаю, что произведения Гоголя – это попытка понять русскую душу и русский народ. Что касается повести "Вий", то в ней автор предупреждает об оскудении человеческой натуры, о потере нравственности и совести. В мире исчезают честность и стыд. Проблемы, которые поднимаются в его произведениях характерны и для современного общества. Гоголевских героев можно встретить и сейчас. Они лишь выглядят по-другому.
– Что нового вы предлагаете зрителю?
– Современный театр активно принимает на вооружение достижения технологического прогресса. "Ангажемент" – не исключение. Мы используем различные компьютерные и звуковые эффекты и мультимедийное оборудование. Помимо этого создается уникальная хореография, которая органично вписывается в ткань спектакля. Ею занимается молодой хореограф Альфия Агишева. Я давно не встречал такого интереса у человека к своей работе. Альфия присутствует почти на каждой репетиции и «сочиняет постановку» вместе с нашей командой.
– В повести затрагивается тема противостояния добра и зла. Как вы решили обыграть ее в своей постановке?
– Наша история про простого человека, который пытается выжить в нелегкие времена. Тьма – это не только внешнее зло, но и зло внутри человека. Если не уметь правильно обходиться с ним, то силы тьмы могут одержать победу. Мы решили в очередной раз показать, что стоит прислушиваться к собственным ощущениям и чувствам, к своему внутреннему голосу. Хома Брут не желает присоединяться к темной стороне, но ее власть все же сильнее. Тут то и проверяется твердость веры.
Фото предоставлено актрисой театра Ангажемент Юлией Шек
– Вы акцентировали внимание на элементах символизма в постановке?
– Конечно, символизм присутствует. Образы, имеющие символическое значение, как правило, неоднократно повторяются: гробы, круги, свечи, мрак, петушиный крик... Задача современного театра – не проиллюстрировать мысли автора, а суметь расшифровать их. Сегодняшняя интерпретация требует нового осмысления и понимания.
– Почему местом смерти главного героя стала именно церковь?
– Гоголь глубоко изучал церковное богослужение. Почти во всех его произведениях присутствует религиозная составляющая. Думаю, что церковь в повести «Вий» – это нечто символическое: она отпугивает и нагоняет ужас на людей. Повсюду человеческие пороки: жадность, прелюбодеяние, пьянство, невежество, ложь. Самый опасный порок – безверие, нежелание считаться с Богом. Мне кажется, что герой неспроста умирает в церкви: невозможно спасение души вне ее стен.
– Гибель Хомы Брута – закономерный итог?
– Есть мнения, что его смерть бессмысленна. Я же считаю, что это ритуальная гибель: чтобы победить нечисть и выстоять, нужно пожертвовать жизнью.
– Охарактеризуйте образ Панночки. Каков он в вашей постановке?
– Это довольно неоднозначный персонаж. Мы постарались посмотреть на ее внутреннюю сущность с другой стороны. Выяснить, как она пришла к тому, что начала губить молодых юношей, пить человеческую кровь и совершать другие дьявольские проказы.
– Каким вам представляется современный театр?
– Гениальный режиссер Питер Брук как-то сказал: «Театр может быть только живым или мертвым». Современный театр должен идти в ногу со временем. Надо развиваться и экспериментировать. Особенно сейчас, когда у режиссеров огромное количество возможностей и путей решения. Новым ритмам жизни должны соответствовать и новые приемы режиссуры.
Фото предоставлено актрисой театра Ангажемент Юлией Шек
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter.