Скорая и неотложка: в чем разница и кого вызывать
Звонки принимаются по номерам 03, 103 и 112
Ситуации, когда человек испытал повышение температуры, вызывал скорую помощь, но медики к нему не спешили, нередки. Как и нередки случаи последующих конфликтов пациентов с диспетчерами, от которых те требуют объяснений. Но здесь все просто. Скорая помощь, время прибытия которой строго ограничено, на повышение температуры приезжать не обязана. Для этого существует система неотложной помощи. В чем их главные различия, изданию «Тюменская область сегодня» рассказали в региональном департаменте здравоохранения.
Главное правило зафиксировано Законом «Об основе охраны граждан в РФ». И экстренная (скорая), и неотложная виды помощи оказываются при внезапных острых заболеваниях, состояниях обострения хронических заболеваний. Только в первом случае они должны представлять реальную угрозу для жизни пациента.
Это означает, что скорая приезжает на те вызовы, в которых человек с большой долей вероятности может погибнуть в ближайшее время. А потому время доезда скорой имеет четкую норму – до 20 минут. В исключительных случаях оно может быть скорректировано с учетом транспортной доступности.
– Нарушения сознания, дыхания, системы кровообращения, внезапный болевой синдром, внезапные нарушения функции какого-либо органа или системы органов, травмы любой этиологии, термические и химические ожоги, внезапные кровотечения – при условии, что эти обстоятельства представляют угрозу для жизни, – перечислила экстренные поводы приезда к пациентам пресс-секретарь департамента здравоохранения Анастасия Ергина. – Сюда же относятся роды, угрозы прерывания беременности и психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими опасность для него или других лиц.
Медики скорой также дежурят при угрозе возникновения ЧС, в том числе оказывают медицинскую эвакуацию.
– Это две разные службы. Скорую медицинскую помощь оказывают бригады специализированного медицинского учреждения – станции скорой медицинской помощи. Неотложную же помощь гражданам оказывают выездные бригады поликлиник, – пояснили в департаменте.
Скорая не выезжает на поводы, которые не несут жизнеугрожающих состояний – на повышение температуры или артериального давления, на головную боль, на одышку, сыпь, рвоту, боли в пояснице. Здесь-то и появляется неотложка. Если пациент не готов ее ждать, он может самостоятельно посетить медицинское учреждение.
Кстати, нужно понимать, что специалисты неотложной помощи определяют состояние пациента, но не увозят его в больницу. Если человеку потребуется госпитализация, то прибывшие на место медики вызовут бригаду скорой помощи. Сотрудники же скорой, в свою очередь, не выдают пациентам документы временной нетрудоспособности, не выписывают рецепты, не назначают последующего лечения заболевания. Это прерогатива неотложки.
Обе службы работают в круглосуточном режиме. Они вызываются по единым номерам телефона – 03 (со стационарного) и 103 (с мобильного). Звонок примут и в 112. Диспетчеры хорошо подготовлены и не будут спрашивать лишнего. При этом от того, насколько точно вы опишете симптомы пациента, зависит то, какую бригаду вам направят.
Если диспетчер свободен, то сразу возьмет трубку, и время ожидания на линии займет секунды. Но если все линии заняты, автоответчик попросит дождаться ответа оператора. Сделать это крайне важно. Потому что при повторных наборах 03, 103 вызывающий попадает в конец очереди. И время ожидания для него каждый раз обновляется.
– Обращаемость граждан на станцию скорой медицинской помощи остается на высоком уровне. Нагрузка за последнюю неделю еще возросла – 3,6 тысячи обращений в сутки, – сообщила Анастасия Ергина. – Также увеличилось количество вызовов, переданных диспетчерами 03 в неотложную службу поликлиник – от 2,5 до 3 тысяч в сутки. Во всех случаях состояние пациентов не представляло угрозы для жизни.
Следует отметить, что общепрофильные бригады скорой помощи могут работать в неотложной форме, но только выполнив все экстренные вызовы. Время прибытия в таком случае не регламентировано.
– Всего за минувшие выходные, с 5 по 6 февраля, врачи и фельдшеры скорой оказали помощь 938 жителям областной столицы и Тюменского района. В экстренной форме поступило 570 вызовов, остальные – в неотложной. В стационары доставлены 405 пациентов, – рассказала пресс-секретарь станции скорой помощи Тюменской области Ирина Бердюгина. – Нужно помнить, что скорая – служба экстренная, и ее приоритетная задача – устранение в данный конкретный момент непосредственной угрозы для жизни.
Источник: vk.com/oblzdrav72
Полезные телефоны
– 03, 103 – для вызова медицинской помощи;
– 112 – при возникновении ЧС.
Консультация населения по вопросам оказания скорой медицинской помощи в ситуациях, не требующих выезда бригады, осуществляется по номерам 03 и 103. Также свой вопрос можно задать специалисту в Viber по телефону +7 922-264-33-67 (звонки не принимаются). Ответы по другим вопросам можно получить на горячей линии департамента здравоохранения Тюменской области: 8 (3452) 68-45-65, 8-800-250-30-91.
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter.