Время святочных чудес: коляда-коляда, отворяй ворота
История возникновения традиции
После Рождества у православных начинаются зимние святки, которые продлятся вплоть до Крещения. Первую неделю святок называют святые вечера, а вторую – страшные вечера. Об истории возникновения этой традиции рассказывает заведующая фольклорным отделением детской школы искусств «ЭТЮД», руководитель детского фольклорного ансамбля «ЯрецЪ» и фольклорной студии «Славица» Ярослава Мельникова.
Она обращает внимание, что в новогодней обрядности много мотивов, связанных с весенне-летними крестьянскими работами. Именно поэтому во время колядования в доме бросают зерно – как бы посевают его. Это отголоски того времени, когда Новый год встречали 1 марта.
Новый год отмечают 1 января с 1700 года. Это было нововведение Петра Первого. Ранее, до 1348 года, его праздновали 1 марта, а с 1348 до 1700 года – 1 сентября. Сентябрь связан с временем уборки урожая, а март – с подготовкой к севу.
Изначально все древние праздники были связаны с земледельческим календарем, с движением луны и солнца. Ведь как и сегодня, люди очень зависят от природы и урожая. Зимние святки вбирают в себя как языческие отголоски, так и более поздние, христианские традиции.
Христославы и ряженые
По традиции в первую неделю после Рождества по домам и улицам ходили христославельщики (святые вечера). Они пели о том, что родился Иисус Христос и зажглась Вифлеемская звезда, а также рождественские тропари.
Во вторую неделю христославельщиков сменяли ряженые. Эта ватага была шумной и веселой. Люди надевали маски, шубы наизнанку, меняли голос и походку, пели коляду, овсень, виноградье, таусень и баусень. Их не должны были узнать, – поясняет Ярославна Олеговна.
Вообще рядиться – более древняя традиция, чем христославить, так как православные обряды и традиции накладывались на уже установившиеся в народе языческие праздники.
Сейчас, когда многие древние традиции утеряны, не все правильно понимают, что такое святки, колядки и зачем ходят ряженые.
Фото Валерия Бычкова
Ответ простой: они приносят в ваш дом праздник, поздравляют с началом года и славят вас. Наши предки верили: как год начнется, так и продолжится.
– Колядовщики пели песни всем живущим в доме. Славили хозяина, хозяйку, каждого ребенка и даже домашних животных. В песнях использовался гротеск – все заслуги и качества преувеличивали. Хозяину говорили, какой он красивый, богатый, какой у него крепкий и большой дом. Например, что стоит он на 70 столбах и на каждом столбе по жемчужинке горит. Таким способом ряженые зазывали в семью благополучие. За это колядовщиков одаривали вкусной едой и деньгами, – добавляет фольклорист.
Кстати, если ряженых обижали, они могли наказать хозяев: заваливали поленницу, закидывали сани на крышу, желали, к примеру, расти вдоль и поперек толстеть.
Если почитать научные труды по фольклору и глубже копнуть в историю, становится понятно, что колядовщики – персонажи, которые передавали живущим привет от предков. Именно поэтому они становились неузнаваемыми, обезличенными, переодевались и изменяли голоса. Ряженые являли собой связь с потусторонним миром. Наши предки верили, что в святочный период открывается дверь в другое измерение. Именно поэтому это время гаданий. Люди пытались заглянуть в будущее.
Колядки сегодня
В семье Мельниковых возрождают святочные традиции. Николай и Ярослава живут в селе Червишево. Вместе со своими кумовьями они уже начали заглядывать с песнями к соседям.
– Заметили, что многие воспринимают колядовщиков как попрошаек, которым нужна подачка. И это в корне неверно. Не нужно бежать за деньгами и конфетами, чтобы поскорей отделаться от незваных гостей. Нужно порадоваться и послушать. Колядовщики пропоют, чтобы в хозяйстве уродились цыплята, был богатый урожай. Мы как современные люди желаем, чтобы вклад в банке стал больше, поскорее закрывались кредиты и ипотека. И только потом, за то, что в ваш дом принесли богатство, гостей нужно одарить, – делится Ярослава.
К слову, и к Мельниковым в дом уже прибегали ряженые – мальчишки 13–14 лет.
– Забежали молодые ребята и читали рэп: «коляда-коляда, дайте рубль, дайте два». Потом мы разговорились, и я спросила у них, о чем на самом деле нужно петь? Зачем этот праздник? Им стало интересно, тут же начали искать ответы в интернете. В нас генетически заложены традиции предков, но их нужно оживить и понять. Иногда достаточно лишь направить человека в нужную сторону, и он сам дойдет до сути. Пример тому – эти мальчишки, – считает Ярослава.
Возрождением народных традиций супруги Мельниковы занимаются уже много лет. По их мнению, в России достаточно широкое фольклорное движение, и народные ансамбли транслируют правильные ориентиры.
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter.