Все инвесторы – туристы: в Тюмени обсудили экономическое позиционирование региона
Бренд – это больше, чем просто логотип
В современном мире в эпоху Интернета интенсивность связей увеличивается, что усиливает конкуренцию между территориями – борьбу за ресурсы, за туристов, за экономику и в целом за социально-экономическое развитие. В Тюменской области уже несколько лет успешно действует туристический бренд Visit Tyumen. И буквально в этом месяце у региона появился новый, инвестиционный бренд под названием Invest Tyumen. Во вторник, 28 декабря, он стал объектом общественного обсуждения.
Встреча-дискуссия с заместителем губернатора региона Андреем Пантелеевым прошла в амфитеатре Музейного комплекса им. Словцова. На мероприятие собрались общественники, журналисты, представители власти, бизнеса и креативных индустрий.
Для выбора единого логотипа авторы изучили мировой и российский опыт, разработав в результате около полусотни концепций и более полутысячи вариантов логотипов. Однако, проанализировав их, инвестиционная команда Тюменской области решила не плодить малоузнаваемые символы и выбрала уже известное за пределами региона изображение соболя. Авторы объяснили, что животное символизирует успех, благополучие, богатство, красоту, скорость, самостоятельность и справедливость, является древним символом Сибири.
Слайд из презентации Инвестиционного агентства Тюменской области
Между тем в самом начале мероприятия модератор Кристина Смирнова напомнила собравшимся, что бренд – это не просто логотип. Это ощущение и восприятие. Это первые ассоциации, которые возникают при упоминании того или иного объекта. Для Тюменской области собственный инвестиционный бренд необходим для глобального позиционирования инвестиционно-привлекательной территории, формирования образа передового региона, повышение известности, в том числе за рубежом, а также для привлечения новых инвесторов.
В начале 2021 года по заказу департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области под руководством доктора психологических наук, профессора ТюмГУ Евгения Доценко было проведено исследование среди предпринимателей и региональных руководителей на темы: «С кем вы себя идентифицируете?» и «Каким для вас является инвестиционный бренд Тюменской области?». Для этого были созданы 10 фокус-групп и опрошено свыше тысячи бизнесменов юга региона. Замгубернатора Андрей Пантелеев сравнил результаты с опросами 2017 года при создании туристического Visit Tyumen.
– Исследования в 2017 году выявили в тюменцах некую медлительность, которую в итоге была оцифрована как консерватизм. Это значит, что люди у нас на земле привыкли из года в год делать одни и те же вещи. Зима не прощает ошибок, «сани надо готовить летом», и поэтому сибиряк «укоренен». Он исполняет те обязательные традиции, которые присущи этой территории, но при этом ее очень любит, – сообщил спикер. – В рамках исследования по предпринимателям мы тоже увидели большую любовь к своей территории, но она начинает граничить с оседлостью: мы капитально вкладываемся, строим дома, и прыгать с места на место нам не присуще. Для этого должны быть другие факторы, чтобы начать двигаться: чаще всего это связано либо с нехваткой рынка, либо с амбициями – на этой территории больше некуда расти.
Андрей Пантелеев пояснил, что тюменские предприниматели «смотрят под ноги», не заглядывая далеко вперед, но тяжелы на подъем.
Фото Екатерины Христозовой
В рамках нового исследования Евгений Доценко также выявил глубинные связи и неочевидные закономерности в инвестиционном образе Тюменской области.
В качестве привлекательных черт региона были названы сравнительно высокое качество жизни, хорошая покупательская способность населения, благоприятный инвестклимат, который также включает внутреннюю веру местных предпринимателей и властей в свой регион. В качестве непривлекательных: запрос на новые достижения и низкая культурно-событийная повестка, которая особенно ярко контрастирует с другими крупными городами – Москвой, Санкт-Петербургом, Казанью и Екатеринбургом.
В жителях нашего региона присутствует внутренняя самоуспокоенность – тюменцы в целом удовлетворены условиями своей жизни, а потому не стремятся ее улучшать, пока на горизонте не появятся действительно крупные проекты. Таким образом, главные цели, которые стоят перед Тюменской областью, претворять в жизнь большие амбициозные инициативы, объединяющие предпринимательское сообщество, повышать культурную привлекательность региона и развивать креативные кластеры, вовлекая в них молодое поколение.
– Нам некуда вести гостей: два дня ты поводил их туда-сюда, плюс еще день – отвез в Тобольск. И все. Когда туриста спросят, зачем он ездил в Тюмень, ему нужно что-то ответить. А ответить не всегда есть что, – заявил в ходе выступления Евгений Доценко. – А потому одной из первых вещей, которую нам надо сделать, это собрать «Золотую сотню легенд о Тюмени». Которые будут начинаться от Чингисхана и завершатся тем, как строился этот комплекс им. Словцова. Легенд очень много, и я знаю, как потом выполнить их сгущение, чтобы понять, какие переменные люди закладывают. И уже вокруг этих переменных нам впоследствии и нужно строить инвестиционную политику.
Размещение регионов в пространстве двух основных факторов от Евгения Доценко | Фото Артемия Романова
Доктор психологических наук пояснил, что у каждого события есть своя мораль, которую нужно зафиксировать и пропустить через экспертное мнение. Это даст понять, как люди мыслят применительно к культурной привлекательности, и что нужно сделать, чтобы повысить ее у Тюменской области.
Каждый инвестор является туристом. Он прибывает в регион, на малознакомую территорию. И его нужно увлечь, чтобы он захотел на такой земле остаться. В этом плане туристическая и инвестиционная деятельность прочно сплетаются друг с другом, что нашло отражение и в разработанных брендах у Тюменской области.
Слайд из презентации Инвестиционного агентства Тюменской области
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter.