Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как скорая помощь работала 50 лет назад: интервью с ветераном службы и с молодым фельдшером

Помогать людям – это призвание

Слушать новость
Как скорая помощь работала 50 лет назад: интервью с ветераном службы и с молодым фельдшером. Помогать людям – это призвание.

Сегодня, 8 ноября 2021 года, тюменская скорая помощь отмечает знаменательное событие – 100-летний юбилей с момента своего создания. Началось все в далеком 1911 году, когда при амбулатории появился прообраз экстренной службы. Первые выезды в дома на карете осуществлял врач Нестор Николаевич Русских.

Информация о работе выездных бригад того времени запечатлена в более чем трех тысячах страниц уникальных архивных документов. Первое упоминание о пункте скорой помощи при городской больнице Тюмени встречается 8 ноября 1921 года. Работали в нем три фельдшера: Казанцева, Виноградова и Квитко. Такими сведениями поделились в пресс-службе региональной станции скорой медицинской помощи.

В преддверии юбилейной даты изданию «Тюменская область сегодня» удалось пообщаться с двумя медиками, олицетворяющими по-настоящему разные эпохи системы здравоохранения.

Так, представителем молодого поколения выступила фельдшер общепрофильной выездной бригады Юлия Мехрякова, а ветераном службы – старший фельдшер подстанции №4 скорой медицинской помощи Тюмени Зоя Петроченко, чей стаж в профессии достигает 50 лет. Специалисты рассказали, как устроена их работа, почему в общении с пациентами необходимы навыки психолога, почему важна внутренняя мотивация и как выстроено общение между друг другом.

Капельницы в «Волгах»

Кто еще может рассказать о том, как с течением времени изменился принцип работы службы тюменской скорой помощи, если не тот человек, кто застал ровно половину от ее общего существования? А потому начать следует с истории Зои Петроченко. Свое стремление работать на скорой помощи и помогать людям она пронесла через всю жизнь.

– Я сама тюменская. Изначально хотела работать на скорой, что делаю уже 48 лет. До этого еще полтора года трудилась в фельдшерско-акушерском пункте в деревне Солоновка Омутинского района. После выпуска нас по распределению отправили в деревню, нужно было отработать три с половиной года, но ввиду обстоятельств смогла вернуться пораньше, – рассказала Зоя Георгиевна. – В деревне были свои трудности, учитывая, что мы сами были городскими. Главная проблема – отсутствие как такового транспорта. Мы работали сразу на три населенных пункта, все в разных концах. Приходилось ходить пешком, добираться на лошадях, на тракторах.

По возвращении в Тюмень, по словам медика, трудности сменили свой характер, но не исчезли.

– Раньше были «УАЗики» и «Волги». Это было очень неудобно, не было таких дорог, как сейчас. Например, в сторону поселка Парфеново нигде не было проложено асфальта, бригада не могла доехать, а потому приходилось идти пешком. И в самих «Волгах», представляете, даже капельницу держать тяжелее. Там ее просто некуда было прицепить. Одной рукой держали флакон, в другой – пациента. Сейчас комфортабельно все. Сейчас и дороги есть, и машины прекрасные, и аппаратура, – отметила специалист.

Можно предположить, что развитие технологий, появление асфальта и современного транспорта должно увеличить скорость обслуживания пациентов. Однако здесь все оказалось не так просто.

– В первые годы моей работы нагрузка составляла от 11 до 15 пациентов в сутки. Она все время росла. Сейчас суточные бригады принимают около 17-18 пациентов. Не могу сказать, что скорость обслуживания стала заметно быстрее. Доезд – да. Однако сейчас на вызове проводится диагностика, используется очень много аппаратуры. У нас не было ни кардиографов, ни дефибрилляторов, ни глюкометров, ни небулайзеров. Только руки и голова. Сейчас же аппаратуры стало больше – больше и времени отводится на пациентов, – сообщила Зоя Петроченко. – Мы шли к этому постепенно, выстраивали учебный процесс. Обучение медиков лежало в том числе на моих плечах. Когда к нам пришел первый кардиограф, люди говорили: «Ой, Зоя Георгиевна, вы извините, но у нас никогда такого не будет». А я говорила – будут. Прогресс не стоит на месте.

Последний раз Зоя Петроченко выезжала на бригаду в 61 год. Женщина не смогла продолжить работу ввиду возраста, призналась, что для нее было тяжело отказаться от любимого дела. Сейчас ветеран службы продолжает трудиться на скорой, но уже с бумагами, отмечая, что всецело поддерживает электронный документооборот и не испытывает с этим трудностей.

Фото предоставлено станцией скорой медицинской помощи Тюменской области

Адреналин и неизвестность

Молодой специалист Юлия Мехрякова окончила Тюменский медицинский колледж в 2018 году. До практики она не знала, куда именно пойдет после учебы, чего хочет на самом деле. Но отработав буквально несколько смен, еще будучи студенткой, она поняла, что ее место – на скорой помощи.

– Адреналин, неизвестность, этот ритм работы – это захватывает дух. И самое главное, когда видишь результат своего труда – спасенную жизнь, – это непередаваемые чувства. Сомнений не оставалось, и только получив диплом, я сразу пришла сюда, – поделилась медик.

По ее словам, новобранцев всегда ставят работать на бригаду к более опытным фельдшерам, оттачивать навыки, набираться практического опыта, учиться взаимодействовать с пациентами.

– Большинство старших коллег готовы учить, объяснять, для них это тоже большая ответственность. Мне всегда везло с наставниками, еще с практики мне разрешали выполнять все обязанности второго фельдшера на бригаде, конечно, под контролем. И я очень рано стала работать старшим бригады, без поддержки коллег было бы сложно, я им очень благодарна, – отметила Юлия Мехрякова.

Сами же пациенты относятся к молодым медикам спокойно и без предубеждений.

– Иногда приходится слышать: «Молодые такие, студенты еще, наверное». Но никто не относится к нам предвзято. Главное – уметь общаться с пациентом, вызвать у него доверие, правильно объяснить необходимость манипуляций, чтоб у него не оставалось сомнений, что ему окажут всю необходимую квалифицированную помощь, несмотря на молодой возраст специалистов, – добавила фельдшер.

В ходе разговора Юлия Мехрякова также поделилась одним из наиболее запоминающихся случаев в ее работе:

– Это было не так давно. Поступил вызов с поводом «боли в груди», мужчина около 50 лет. Когда мы прибыли, пациент встретил нас и постарался убедить, что с ним все хорошо и нам лучше успокоить его жену. Мы с коллегой спокойно ответили: «Жену-то мы успокоим, но сначала вас полечим». Пациент вообще хотел отказаться от осмотра, уверял нас, что такие боли у него бывали и раньше, и сейчас «само пройдет».

Подробнее расспросив пациента о жалобах, записав ЭКГ, медикам стало понятно, что жена волновалась не зря.

– Диагностировали острый инфаркт миокарда. Мы начали оказывать экстренную помощь, работали быстро и слаженно, хотя убедить пациента в необходимости всех манипуляций и госпитализации в стационар было сложно. Мужчина был уверен, что «само пройдет» и никакого инфаркта у него нет. Катетер, система, инъекции, носилки – все за считанные минуты. Уже в приемном отделении пациент поблагодарил нас и пообещал внимательнее относится к своему здоровью, – рассказала Юлия Мехрякова.

В иной раз сотрудникам скорой приходится быть настоящими психологами. По словам Зои Петроченко, благодарностей от пациентов поступает не так много, как может показаться.

– Есть негативные моменты, но иногда люди в них попросту не виноваты. Нам неприятно, что нас фотографируют с порога, без разрешения, нам это очень не нравится, ведь нам надо оказывать помощь. С какой целью – я не могу сказать. Но это очень часто на вызовах это бывает. Очень много телефонов, – посетовала специалист. – И врач, и фельдшер должны быть хорошими психологами, чтобы избегать конфликтных ситуаций.

Зоя Петроченко – первая справа | Фото предоставлено станцией скорой медицинской помощи Тюменской области

Нельзя желать «спокойной ночи»

Ритуалов или особых традиций у работников скорой помощи как таковых не бывает. Однако есть пара шуточных примет.

– Когда я работала на бригаде, мне водители и медработники в начале смены говорили: «Ну что, Зоя Георгиевна, поехали в страну сказок». И я отвечала: «Да, сказки сейчас начнутся: и носилочных соберем, и всех тяжелых». Просто бывают такие сотрудники, которые притягивают сложных больных. И поэтому им говорят: «Лучше мы вам будем доплачивать, только вы не садитесь на бригаду». Конечно, это все на уровне шутки. Каждый пациент интересен сам по себе, так и должно быть, – рассказала Зоя Петроченко.

Самая главная примета для Юлии Мехряковой – нельзя перед работой желать «спокойной смены» или «спокойной ночи».

– Все будет наоборот, – поделилась фельдшер. – Это на самом деле работает, хотя я совершенно не суеверный человек, не верю в бытовые приметы, но все в моем окружении уже знают, что мне категорически нельзя говорить такие слова перед сменой.

Подсчет спасенных жизней сотрудники скорой помощи не ведут. Молодой специалист отметила, что это просто невозможно.

– Десятки вызовов в сутки, запоминаются отдельные случаи, но вести счет – нереально, – пояснила Юлия Мехрякова.

По словам Зои Петроченко, ей достаточно знать, что она смогла оказать всю возможную помощь для пациента.

– У тебя дежурство прошло, и ты спокоен за каждого. Вот это остается в душе медработников, – сообщила медик.

Больше, чем профессия

Как отметила Юлия Мехрякова, в период пандемии количество вызовов значительно возросло, в связи с чем чувствуется необходимость в привлечении большего количества молодых специалистов. Но чтобы работать на скорой, необходимо искреннее желание помогать людям.

– Медицина – достойный выбор, и это больше, чем просто профессия. Это призвание. Будет сложно, учить много, но все не так страшно, как иногда рассказывают. Важно не копить долги по учебе, не пропускать занятия, впитывать знания с самого начала, и все обязательно получится, – поделилась фельдшер.

Зоя Петроченко, в свою очередь, обратила внимание всех тех, кто еще только думает пойти в сферу здравоохранения, что исключительно ради заработка здесь трудиться тяжело.

– Работу свою нужно любить. Когда приходишь только деньги зарабатывать, это очень сложно, – сообщила специалист.

В честь праздника медики пожелали своим коллегам терпения, здоровья и успеха.

– Всех благ. Главное, чтобы в семьях все было хорошо, а на работе мы все отрегулируем и все у нас будет складно. Когда мы понимаем друг друга, мы работаем в унисон, – добавила Зоя Георгиевна.

Юлия Мехрякова, фото со страницы во «ВКонтакте» | Зоя Петроченко, фото предоставлено станцией скорой медицинской помощи Тюменской области

Присоединиться к поздравлениям могут все желающие. Для этого свои пожелания можно разместить в социальных сетях с хештегом #100летСкорой72 или же направить добрые слова на официальную электронную почту скорой помощи: ssmp@med-to.ru.

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter.

Фото Валерия Бычкова Фото Валерия Бычкова

Сегодня, 8 ноября 2021 года, тюменская скорая помощь отмечает знаменательное событие – 100-летний юбилей с момента своего создания. Началось все в далеком 1911 году, когда при амбулатории появился прообраз экстренной службы. Первые выезды в дома на карете осуществлял врач Нестор Николаевич Русских.

Информация о работе выездных бригад того времени запечатлена в более чем трех тысячах страниц уникальных архивных документов. Первое упоминание о пункте скорой помощи при городской больнице Тюмени встречается 8 ноября 1921 года. Работали в нем три фельдшера: Казанцева, Виноградова и Квитко. Такими сведениями поделились в пресс-службе региональной станции скорой медицинской помощи.

В преддверии юбилейной даты изданию «Тюменская область сегодня» удалось пообщаться с двумя медиками, олицетворяющими по-настоящему разные эпохи системы здравоохранения.

Так, представителем молодого поколения выступила фельдшер общепрофильной выездной бригады Юлия Мехрякова, а ветераном службы – старший фельдшер подстанции №4 скорой медицинской помощи Тюмени Зоя Петроченко, чей стаж в профессии достигает 50 лет. Специалисты рассказали, как устроена их работа, почему в общении с пациентами необходимы навыки психолога, почему важна внутренняя мотивация и как выстроено общение между друг другом.

Капельницы в «Волгах»

Кто еще может рассказать о том, как с течением времени изменился принцип работы службы тюменской скорой помощи, если не тот человек, кто застал ровно половину от ее общего существования? А потому начать следует с истории Зои Петроченко. Свое стремление работать на скорой помощи и помогать людям она пронесла через всю жизнь.

– Я сама тюменская. Изначально хотела работать на скорой, что делаю уже 48 лет. До этого еще полтора года трудилась в фельдшерско-акушерском пункте в деревне Солоновка Омутинского района. После выпуска нас по распределению отправили в деревню, нужно было отработать три с половиной года, но ввиду обстоятельств смогла вернуться пораньше, – рассказала Зоя Георгиевна. – В деревне были свои трудности, учитывая, что мы сами были городскими. Главная проблема – отсутствие как такового транспорта. Мы работали сразу на три населенных пункта, все в разных концах. Приходилось ходить пешком, добираться на лошадях, на тракторах.

По возвращении в Тюмень, по словам медика, трудности сменили свой характер, но не исчезли.

– Раньше были «УАЗики» и «Волги». Это было очень неудобно, не было таких дорог, как сейчас. Например, в сторону поселка Парфеново нигде не было проложено асфальта, бригада не могла доехать, а потому приходилось идти пешком. И в самих «Волгах», представляете, даже капельницу держать тяжелее. Там ее просто некуда было прицепить. Одной рукой держали флакон, в другой – пациента. Сейчас комфортабельно все. Сейчас и дороги есть, и машины прекрасные, и аппаратура, – отметила специалист.

Можно предположить, что развитие технологий, появление асфальта и современного транспорта должно увеличить скорость обслуживания пациентов. Однако здесь все оказалось не так просто.

– В первые годы моей работы нагрузка составляла от 11 до 15 пациентов в сутки. Она все время росла. Сейчас суточные бригады принимают около 17-18 пациентов. Не могу сказать, что скорость обслуживания стала заметно быстрее. Доезд – да. Однако сейчас на вызове проводится диагностика, используется очень много аппаратуры. У нас не было ни кардиографов, ни дефибрилляторов, ни глюкометров, ни небулайзеров. Только руки и голова. Сейчас же аппаратуры стало больше – больше и времени отводится на пациентов, – сообщила Зоя Петроченко. – Мы шли к этому постепенно, выстраивали учебный процесс. Обучение медиков лежало в том числе на моих плечах. Когда к нам пришел первый кардиограф, люди говорили: «Ой, Зоя Георгиевна, вы извините, но у нас никогда такого не будет». А я говорила – будут. Прогресс не стоит на месте.

Последний раз Зоя Петроченко выезжала на бригаду в 61 год. Женщина не смогла продолжить работу ввиду возраста, призналась, что для нее было тяжело отказаться от любимого дела. Сейчас ветеран службы продолжает трудиться на скорой, но уже с бумагами, отмечая, что всецело поддерживает электронный документооборот и не испытывает с этим трудностей.

Фото предоставлено станцией скорой медицинской помощи Тюменской области

Адреналин и неизвестность

Молодой специалист Юлия Мехрякова окончила Тюменский медицинский колледж в 2018 году. До практики она не знала, куда именно пойдет после учебы, чего хочет на самом деле. Но отработав буквально несколько смен, еще будучи студенткой, она поняла, что ее место – на скорой помощи.

– Адреналин, неизвестность, этот ритм работы – это захватывает дух. И самое главное, когда видишь результат своего труда – спасенную жизнь, – это непередаваемые чувства. Сомнений не оставалось, и только получив диплом, я сразу пришла сюда, – поделилась медик.

По ее словам, новобранцев всегда ставят работать на бригаду к более опытным фельдшерам, оттачивать навыки, набираться практического опыта, учиться взаимодействовать с пациентами.

– Большинство старших коллег готовы учить, объяснять, для них это тоже большая ответственность. Мне всегда везло с наставниками, еще с практики мне разрешали выполнять все обязанности второго фельдшера на бригаде, конечно, под контролем. И я очень рано стала работать старшим бригады, без поддержки коллег было бы сложно, я им очень благодарна, – отметила Юлия Мехрякова.

Сами же пациенты относятся к молодым медикам спокойно и без предубеждений.

– Иногда приходится слышать: «Молодые такие, студенты еще, наверное». Но никто не относится к нам предвзято. Главное – уметь общаться с пациентом, вызвать у него доверие, правильно объяснить необходимость манипуляций, чтоб у него не оставалось сомнений, что ему окажут всю необходимую квалифицированную помощь, несмотря на молодой возраст специалистов, – добавила фельдшер.

В ходе разговора Юлия Мехрякова также поделилась одним из наиболее запоминающихся случаев в ее работе:

– Это было не так давно. Поступил вызов с поводом «боли в груди», мужчина около 50 лет. Когда мы прибыли, пациент встретил нас и постарался убедить, что с ним все хорошо и нам лучше успокоить его жену. Мы с коллегой спокойно ответили: «Жену-то мы успокоим, но сначала вас полечим». Пациент вообще хотел отказаться от осмотра, уверял нас, что такие боли у него бывали и раньше, и сейчас «само пройдет».

Подробнее расспросив пациента о жалобах, записав ЭКГ, медикам стало понятно, что жена волновалась не зря.

– Диагностировали острый инфаркт миокарда. Мы начали оказывать экстренную помощь, работали быстро и слаженно, хотя убедить пациента в необходимости всех манипуляций и госпитализации в стационар было сложно. Мужчина был уверен, что «само пройдет» и никакого инфаркта у него нет. Катетер, система, инъекции, носилки – все за считанные минуты. Уже в приемном отделении пациент поблагодарил нас и пообещал внимательнее относится к своему здоровью, – рассказала Юлия Мехрякова.

В иной раз сотрудникам скорой приходится быть настоящими психологами. По словам Зои Петроченко, благодарностей от пациентов поступает не так много, как может показаться.

– Есть негативные моменты, но иногда люди в них попросту не виноваты. Нам неприятно, что нас фотографируют с порога, без разрешения, нам это очень не нравится, ведь нам надо оказывать помощь. С какой целью – я не могу сказать. Но это очень часто на вызовах это бывает. Очень много телефонов, – посетовала специалист. – И врач, и фельдшер должны быть хорошими психологами, чтобы избегать конфликтных ситуаций.

Зоя Петроченко – первая справа | Фото предоставлено станцией скорой медицинской помощи Тюменской области

Нельзя желать «спокойной ночи»

Ритуалов или особых традиций у работников скорой помощи как таковых не бывает. Однако есть пара шуточных примет.

– Когда я работала на бригаде, мне водители и медработники в начале смены говорили: «Ну что, Зоя Георгиевна, поехали в страну сказок». И я отвечала: «Да, сказки сейчас начнутся: и носилочных соберем, и всех тяжелых». Просто бывают такие сотрудники, которые притягивают сложных больных. И поэтому им говорят: «Лучше мы вам будем доплачивать, только вы не садитесь на бригаду». Конечно, это все на уровне шутки. Каждый пациент интересен сам по себе, так и должно быть, – рассказала Зоя Петроченко.

Самая главная примета для Юлии Мехряковой – нельзя перед работой желать «спокойной смены» или «спокойной ночи».

– Все будет наоборот, – поделилась фельдшер. – Это на самом деле работает, хотя я совершенно не суеверный человек, не верю в бытовые приметы, но все в моем окружении уже знают, что мне категорически нельзя говорить такие слова перед сменой.

Подсчет спасенных жизней сотрудники скорой помощи не ведут. Молодой специалист отметила, что это просто невозможно.

– Десятки вызовов в сутки, запоминаются отдельные случаи, но вести счет – нереально, – пояснила Юлия Мехрякова.

По словам Зои Петроченко, ей достаточно знать, что она смогла оказать всю возможную помощь для пациента.

– У тебя дежурство прошло, и ты спокоен за каждого. Вот это остается в душе медработников, – сообщила медик.

Больше, чем профессия

Как отметила Юлия Мехрякова, в период пандемии количество вызовов значительно возросло, в связи с чем чувствуется необходимость в привлечении большего количества молодых специалистов. Но чтобы работать на скорой, необходимо искреннее желание помогать людям.

– Медицина – достойный выбор, и это больше, чем просто профессия. Это призвание. Будет сложно, учить много, но все не так страшно, как иногда рассказывают. Важно не копить долги по учебе, не пропускать занятия, впитывать знания с самого начала, и все обязательно получится, – поделилась фельдшер.

Зоя Петроченко, в свою очередь, обратила внимание всех тех, кто еще только думает пойти в сферу здравоохранения, что исключительно ради заработка здесь трудиться тяжело.

– Работу свою нужно любить. Когда приходишь только деньги зарабатывать, это очень сложно, – сообщила специалист.

В честь праздника медики пожелали своим коллегам терпения, здоровья и успеха.

– Всех благ. Главное, чтобы в семьях все было хорошо, а на работе мы все отрегулируем и все у нас будет складно. Когда мы понимаем друг друга, мы работаем в унисон, – добавила Зоя Георгиевна.

Юлия Мехрякова, фото со страницы во «ВКонтакте» | Зоя Петроченко, фото предоставлено станцией скорой медицинской помощи Тюменской области

Присоединиться к поздравлениям могут все желающие. Для этого свои пожелания можно разместить в социальных сетях с хештегом #100летСкорой72 или же направить добрые слова на официальную электронную почту скорой помощи: ssmp@med-to.ru.

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter.