Секрет успеха: Екатерина Костылева о том, каким должен быть педагог XXI века
Любой педагог должен заниматься самоанализом, находить стороны и грани, которые нужно усиливать
14 октября вся Россия узнала имя Екатерины Костылевой - абсолютного победителя конкурса «Учитель года России — 2021». В нем участвовали 85 сильнейших педагогов России. Впервые за 30 лет Большой хрустальный пеликан «прилетел» в Тюмень. Гостем встречи клуба «От первого лица» на площадке издания «Тюменская область сегодня» стала абсолютный победитель конкурса. Екатерина Костылева рассказала, каким должен быть современный педагог, почему важно внедрять цифровые технологии в учебный процесс, как в ее жизни пересеклись два важных события — конкурс и свадьба, и о том, как путешествия, живопись и занятия спортом помогают стать гармоничной личностью.
- Екатерина Сергеевна, расскажите о вашей победе в конкурсе «Педагог года — 2021». Впервые за 30 лет в Тюмень приехал Большой хрустальный пеликан, это абсолютная победа.
- Конкурсные испытания были достаточно длительными, напряженными. Все началось еще 8 января 2021 года. Сначала был городской этап конкурса, после - областной. В конце апреля объявили победителя регионального этапа. Так далеко пройти в мои планы не входило. Было очень волнительно, когда в августе проходил первый установочный семинар для 85 финалистов со всех регионов страны.
Очные конкурсные испытания состоялись на гостеприимной донской земле, в Ростове-на-Дону. А после объявили пятерку призеров конкурса. Самый эмоциональный момент, когда 5 октября мы пришли на площадку ВДНХ. Знали, что в этот день будут объявлять победителя. Я не думала о том, что назовут мое имя. Чем ближе к победе, тем дальше уходила конкурсная составляющая. Те условия и мероприятия, которые мы проживали, рождали профессиональное взаимодействие, когда педагоги поддерживали друг друга абсолютно искренне.
Когда мы с коллегами готовились к последнему испытанию, думали, что кто-то из нас сейчас победит, и мы просто будем рады. Были смешанные эмоции — это волнение и ответственность. Главное чувство, которое не покидало меня, — большая благодарность. То ощущение поддержки со стороны Тюменской области, от моих коллег, наставников, друзей, учителей — это дорогого стоит. Это сыграло большую роль в момент конкурсных испытаний.
- Самая важная часть конкурса — пресс-конференция в РИА Новости, в ходе которой вам предстояло общение с министром образования, общественностью. Расскажите, как вы проявили себя, ведь именно эта пресс-конференция привела к победе?
- Каждое испытание раскрывало разные грани педагога: методика, воспитательная деятельность, внеурочная деятельность. А пресс-конференция позволила рассказать о своих мыслях, помогла раскрыться с человеческой стороны, показать себя как личность. Именно на этой площадке была возможность взаимодействия с родительской общественностью, ученическим жюри. Здесь я общалась с членами большого жюри и знаменитостями, которые задавали свои вопросы. Это был интереснейший опыт. Мне кажется, что мы получили удовольствие, размышляя над этими вопросами. На этапе «пятерки» это была решающая часть конкурса. Но не могу сказать, что самая важная.
Фото Екатерины Христозовой
- Как удалось работать в режиме нон-стоп? Что мотивировало?
- Конкурсный формат требует большой концентрации и в то же время нужно быть гибким и решать какие-то рабочие задачи. Этот режим продолжается и сейчас. Я убеждена, что главная мотивация для меня — моя группа поддержки. Те слова радости, сопереживание, когда я была там, и то, как меня встретили на тюменской земле — бесценно. Я на следующий день после прилета вышла на уроки к детям, потому что чувствую, что они ждали.
- С каким багажом инсайтов, методов, приемов, подходов и информации вы прилетели из Москвы? Лично для вас победа в конкурсе что значит?
- Вопрос про победу требует времени. Должно прийти окончательное осознание и принятие. А вот инсайты действительно есть. Тот опыт, который представляли коллеги, бесценен. Мы все обменялись лучшими практиками. Через некоторое время каждый из нас адаптирует эти методы и начнет применять в повседневной работе.
Отметила для себя преподавание истории с погружением в ту эпоху, о которой идет речь, истории повседневности. Или например когда на математике учитель использует различные упражнения и задачи с учетом того, что ребенок визуал, кинестетик или аудиал, чтобы ему был более понятен материал. Множество интересных способов, приемов, методик, которые можно адаптировать и использовать. Ведь мы все про одно — мы хотим, чтобы наши дети были востребованными специалистами и счастливыми людьми, чтобы они получали удовольствие от процесса обучения уже сейчас. Хочется, чтобы ученикам было комфортно и интересно, они хотели развиваться и учиться.
- В августе, когда начался конкурсный отбор, вы вышли замуж. Это помогло прийти к победе?
- Поддержка близких — это очень важно. Мой муж меня очень поддерживал. Если бы по каким-то обстоятельствам дата свадьбы перенеслась, я думаю, степень его поддержки не изменилась бы. Все мы знаем, что в прошлом году было много переносов свадебных торжеств. У нас получилось реализовать еще это важное событие. Мы очень счастливы. Это были две такие очень важные, параллельные и пересекающиеся истории. Два жизненно важных этапа совпали: подготовка к конкурсу и подготовка к свадьбе.
- В один из дней конкурса муж прилетел из командировки лично поддержать вас.
- Он прилетел и когда было объявление результатов. Приехал на площадку и был в этот важный момент со мной рядом. В день вручения Большого хрустального пеликана в Кремле со мной были муж, лучшие подруги и родители. Достаточно большая делегация.
- Ваш новый статус — советник министра просвещения РФ на общественных началах. Что это значит для вас? Какие обязанности включает этот статус? Какие инициативы вы намерены предложить?
- В этом году было объявлено, что победитель станет советником министра просвещения РФ на общественных началах. На пресс-конференции Сергей Сергеевич (Кравцов, министр просвещения РФ. - Прим.ред.) спросил нас: «Что бы вы посоветовали, получив эту должность?» На ответ было несколько секунд. И мы говорили об организации взаимодействия всех участников учебного процесса, про создание среды для комфортного обучения, индивидуализации, самореализации, формирования познавательной активности, обсуждали условия работы учителя. Мыслей много.
В пятерку вошли учителя из Казани, Ставрополя, Москвы, Хабаровска и Тюмени. Это достаточно отдаленные регионы России. Мы попытались сложить этот пазл и получить общую картину того, что нужно внести в систему образования страны. Было принято решение, что все учителя из «пятерки» в этом году становятся советниками. Считаю это отличным решением, поскольку наша страна очень большая и во всех регионах есть свои особенности.
- Конкурс «Педагог года» называют самым эффективным способом повышения квалификации? Согласны ли вы с этим утверждением?
- Во время конкурса происходит интенсивное профессиональное взаимодействие. Есть возможность посмотреть на лучшие практики и получить профессиональную оценку своих наработок, своих взглядов. Есть возможность пообщаться с членами жюри, а это профессионалы с большой буквы. Поэтому — да. Это рост. Я считаю, что любой педагог должен заниматься самоанализом, находить стороны и грани, которые нужно усиливать.
Фото Екатерины Христозовой
- Теперь вы гордость Тюменской области. Расскажите о себе. Где и в какой семье родились? Расскажите о вашем становлении как педагога.
- Я родилась в Тюмени. Живу здесь с самого рождения. У меня замечательная семья, чудесные родители. Они стали для меня лучшими учителями и продолжают быть ими до сих пор. У меня есть старший брат, который тоже всегда был рядом и поддерживал меня. В старших классах принимала участие в различных коллективных делах, мероприятиях Тюмени. Состояла в школьном самоуправлении, в том числе стала комиссаром в педагогическом отряде «Неугомонные». Всегда любила участвовать в различных выездных сборах, в поисковых экспедициях по местам сражения Великой Отечественной войны.
В студенчестве я увлеклась наукой. Я окончила ТюмГУ по направлению «Фундаментальная физика». Тогда меня заинтересовал один из предметов - преподавание физики. Поэтому мое второе высшее образование - педагогическое, его я получила в институте психологии и педагогики. Моя любовь к коллективным делам, детям, науке вылилась в то, что будучи студенткой, я начала вести дополнительные занятия на базе своей родной 16-й гимназии. И вот уже 8 лет как я там работаю.
Сейчас параллельно являюсь заместителем руководителя центра молодежного инновационного творчества ФабЛаб Тюменского государственного университета. Здесь мы с ребятами занимаемся проектной деятельностью, к нам идут школьники со всей Тюмени. Они занимаются 3Д-моделированием и векторной графикой. Мои выпускники часто становятся наставниками моих нынешних учеников, что очень радует.
- Секреты успеха прирожденного учителя. Как стать настоящим профессионалом?
- Моя формула — любовь плюс методика. Очень важно любить детей и быть готовым их принимать. Причем эта любовь должна быть конструктивной, чтобы она могла направлять ребенка. Самое важное то, как ты относишься к детям. Им нельзя врать, они все чувствуют.
Вторая составляющая — это методика. Нужно понимать, чему учить и как. Дети современные, и нужно делать так, чтобы процесс обучения был им интересен. Важно непрерывно размышлять о том, как расширить учебное пространство, как внедрить цифровые технологии, какие новые инструменты можно использовать. Мир меняется, и появляются новые возможности. Самое важное, чтобы педагог сам был готов учиться, потому что технологический прогресс не стоит на месте.
Мы как никто видим огромное количество прорывных открытий. Важно помочь взрастить в ребенке разностороннюю гармоничную личность. Чтобы ученик не только знал, например, математику, но умел грамотно применить ее в жизни. Для этого учитель должен и сам быть гармоничной личностью с интересом к жизни. И детям, и учителям важно быть счастливыми людьми.
- На ваш взгляд, в каждом ли ученике можно раскрыть талант?
- Каждый ребенок талантлив. Очень важно найти точки соприкосновения интересов ребенка с предметом, который преподаешь. Например, физика есть и в спорте, и в музыке, и в искусстве. В моей практике был прекрасный пример, когда девушка распечатала на 3Д-принтере платье, потому что была увлечена модой, и это ее воодушевило.
В мире действительно все взаимосвязано. Физика с химией, химия с биологией. Даже есть достаточно много пересечений между гуманитарным и естественнонаучным циклом. Мы всегда говорим про мир, в нем есть много великих личностей, везде есть тексты, с которыми нужно работать — это некая система. Просто нужно найти ту область, которая ребенка заинтересует.
- Ваши планы на ближайшее будущее?
- Конкурс научил, что очень сложно что-то планировать. Там все зависит от того, как пройдет день. Ты не знаешь, как пройдет конкурсное испытание и что тебя будет ждать завтра. Попадешь ты в «пятнашку» или не попадешь. Попадешь ты в «пятерку» и на каком самолете ты полетишь. Сейчас у меня такое ощущение, что конкурсные испытания продолжаются, я пока погружаюсь во все свои жизненные процессы. Стратегически размышлять пока не берусь. В ближайшее время обязательно найду возможность, чтобы осознать то, что произошло, расставить приоритеты и стратегически спланировать свою деятельность.
Смотреть видео (программу подготовили Юлия Репина и Сергей Соболенко):
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter.