В Тюмени работает выставка работ Сальвадора Дали
У тюменцев есть возможность увидеть часть вселенной гения с расстояния полуметра
Выставка работ удивительного мастера «Сюрреализм – это я» из собрания Марка и Павла Большаковых проходит в музейном комплексе им. И.Я. Словцова. Посетителей ждут четыре зала и один особый, мультимедийный, где работы Сальвадора Дали «оживают».
Сразу скажу, что не пожалел ни потраченных денег, ни времени. Для тех, кто любит быструю информацию и читает только первый абзац, сообщу, что на выставке представлены серии офортов, иллюстраций, ксилографии, графики, работ смешанной техники и скульптурные композиции. В том числе те, которые в России еще не выставлялись. Выставка представлена Санкт-Петербургской галереей современного искусства PSGallery.
Среди работ масштабный графический проект Biblia Sacra (Сакральная библия), серия литографий к самой издаваемой в мире книге «Дон Кихот» Сервантеса, иллюстрации к басням Лафонтена «Бестиарий Лафонтена», «Озорные сны Пантагрюэля» к книге Рабле, библейская «Песнь Песней царя Соломона», «Фауст» Гете, «Капричос Гойи», «Искусство любви» Овидия, «Посвящение Леонардо да Винчи», «Божественная комедия» Данте, знаменитые «Поиски Грааля» и «Воспоминания Казановы». И еще – арт-объекты, среди которых особо выделяются и заставляют замирать посетителей «Сюрреалистический ангел» и «Крест Лейбница».
Теперь немного глубже. Я шел на выставку, узнав, что там представлены несколько работ из знаменитой Biblia Sacra, и у меня есть возможность увидеть их с расстояния полуметра. В 1963 году Ватикан обратился к Дали с предложением проиллюстрировать книги Ветхого и Нового Завета, предоставив ему полную свободу творчества. Я шел как раз посмотреть, насколько свобода совмещается с библеистикой. В моем сознании она совместилась. 105 уникальных иллюстраций к Библии, изданной в 1967 году, создал художник, и несколько из них сейчас в Тюмени. Я всматривался в просветленное лицо Моисея, в окаменевшую обнаженную жену единственного праведника из Содома Лота, в Вавилонскую башню, которая благодаря Дали стала нарицательным, узнаваемым изображением, я смотрел на дни творения из Книги Бытия, на «жену, облеченную в солнце», и – с особенным интересом на иллюстрации к Новому Завету.
По смыслу рядом находится «Божественная комедия» Данте Алигьери. Дали создал 100 акварелей – символически по одной к каждой из 100 песен великого поэта эпохи средневековья. Так Сальвадор Дали выполнил заказ итальянского правительства, полученный в 1951 году. А я застыл у акварели, на которой вдумчивый ангел всматривался в выдвинутые из себя, как из Книги Жизни, ящички, словно он шкаф или комод, хранящий тайны нашей жизни. Улыбнулся я застарелой общечеловеческой проблеме «Злоупотребление властью»… И замер рядом с «Чистилищем». А еще в этих же залах «Двенадцать колен Израилевых», серия работ, посвященная 25-летию государства Израиль, но по смыслу относящаяся к библеистике. В эту же копилку я отправил бы иллюстрации к «Фаусту» Гете 1969 года. В данной серии офортов Дали снова экспериментировал с техникой исполнения.
Когда рассматриваешь иллюстрации к произведениям баснописца Лафонтена, на память приходит наш родной Иван Андреевич Крылов. Тем более что первая работа Дали в этой серии на стенах выставки знаменитые «Ворона и Лисица». Двенадцать гравюр Дали «Бестиарий Лафонтена» родились благодаря сотрудничеству художника с издателем Робером Муре.
«Посвящение Леонардо да Винчи» не оставит равнодушными поклонников в первую очередь современного искусства. Опять же – 12 гравюр в технике сухой иглы, начатой Сальвадором Дали в середине 70-х годов ХХ века, и посвященных не только изобретениям Леонардо, но и, собственно, ключевым техническим изобретениям прошлого века. На меня особое впечатление произвели «Телеграф», «Лампа накаливания», «Автомобиль», «Ракета», «Самолет», «Гидравлический тормоз». Впрочем, разве там может быть что-то неинтересное?..
Основателем и первым теоретиком сюрреализма принято считать французского поэта Андре Бретона. Он же написал знаменитый манифест сюрреализма. Но именно изгнанный из сообщества сюрреалистов Сальвадор Дали стал самым известным из них (хотя многие вспомнят Луи Арагона и\или Поля Элюара) и смог произнести свой девиз «Сюрреализм – это я», под которым и проходит выставка в Тюмени. Сам он несколько вопреки манифесту Бретона заявил: «Сюрреализм – это не партия и не вывеска. Это состояние ума, единственное и уникальное для каждого, на которое не может повлиять ни партийная линия, ни табу, ни моральные принципы».
Дали жил в состоянии не только творения, но и эпатажа. Мемуары многих современников изобилуют описанием его творческих актов или просто выходок. Считают, что сюрреализм официально завершился в 1966 г., когда я, к примеру, только родился. Но современное искусство показывает, что он еще длится, хотя сами сюрреалисты как раз хотели взорвать, разрушить все законы и жанровые рамки. Для меня же никогда не была знаковой форма. Думается, что важнее все же некий высший смысл, если он определяется в работе того, кто посягает на традицию, важнее обретение новых художественных приемов, позволяющих увидеть знакомое и привычное в совершенно новом ракурсе, понимании, в ином измерении. «Декларация о независимости воображения и праве человека на безумие», опубликованная Дали в 1939 году, мне не близка, потому как независимость воображения мне дана Всевышним.
Но я могу подолгу всматриваться в знаменитые работы Дали «Постоянство памяти», «Предчувствие гражданской войны», «Мадонна Порт-Льигата», «Девушка у окна (Женская фигура у окна)», «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната»… Я просто понимаю, что это настоящее искусство, в котором есть и то самое искушение (не от него ли вообще слово «искусство»?) и поиск истины, и торжество запечатленного мгновения жизни на стыке нескольких эпох и вселенных…
Выставка работает ежедневно с 11.00 до 20.00.
Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter