Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

В музее открылась выставка тюменского ковроткачества

В экспозиции представлена история изготовления тюменских ковров от XVII века до наших дней

Культура, 11:37, 20 августа 2021, Сергей Кузнецов
Слушать новость
В музее открылась выставка тюменского ковроткачества. В экспозиции представлена история изготовления тюменских ковров от XVII века до наших дней.

Вряд ли наши прапрабабушки, выбирая фон цветочного узора для ковра, думали о космосе… Но получилось так, что при виде тюменских ковров сначала любуешься выразительными цветами, а затем, пытаясь понять, в чем причина их необычной  яркости и притягательности для взгляда, обращаешь внимание на черный космический фон… И восклицаешь про себя: «Да ведь это цветы из космоса!»

По другой версии, которой придерживаются некоторые исследователи, черный цвет – цвет нефти – символизирует главное богатство недр Тюменской земли и был воссоздан местными мастерицами на уровне интуиции.

И, наконец, самая распространенная и общепринятая версия свидетельствует, что черный цвет ассоциировался с плодородной землей и был перенесен на ковры... с подносов. Например, при росписи нижнетагильских подносов при лаковой живописи по металлу мастера чаще всего выбирали именно черный фон.

Тюменский махровый ковер является символом одного из самых ярких народных промыслов нашего региона и по сути даже его визуальным брендом, рассказала методист областного краеведческого музея имени Ивана Словцова Людмила Чехова. Ковер привлекает внимание гостей города и местных жителей сочной палитрой, воплощающей сибирскую флору на полотнах.

Фото Сергея Кузнецова

Сибирские ковры изготавливают вручную с использованием натуральных материалов. Мастерицы передают технику из поколения в поколение начиная с XVII века. Прообразом тюменского ковра стал азиатский длинноворсовый ковер джуль-хирс. Слово «джуль» переводится с таджикского как «попона», а слово «хирс» – как «медведь».

Известные в европейской части России виды ткачества появились в Сибири вместе с переселенцами из всех волостей страны, активно заселявших наше регион в начале XVII века. Такие виды ручного ткачества, как поясное, ковровое, паласное и ремизное, составляют золотой фонд культуры русских сибиряков.

- Более трехсот лет назад в нашем крае появилось ковроткачество, которым владели русские переселенцы из Курской и Саратовской губерний. В XX веке этот промысел стал особенно популярен на территории Тюменского, Ишимского и Шадринского уездов. Особенно славились своими мастерицами села Каменской, Успенской, Богандинской, Троицкой, Тугулымской и Липчанской волостей Тюменского округа, - сообщила Людмила Чехова.

На черном фоне тюменского ковра представлены цветы Сибирской земли. В центре ковра помещались маки или розы, окруженные листьями и бутонами. По углам полотна – по одному крупному цветку или бутону. Кайма, как правило, была узкой и имела вид линии или орнаментальной полосы.

Особого внимания заслуживают ковры с изображением голов лошадей. Владельцам такого ковра словно желали «всегда быть на коне». Покупателями прочных ковров, вытканных из грубой шерсти, были ямщики и извозчики. Такие ковры они использовали для покрывания и украшения саней в зимнее время. Ворсовыми коврами хозяева украшали интерьер крестьянских изб.

В 1900 году тюменские ковры представляли Тобольскую губернию на Всемирной выставке в Париже и получили специальный диплом. Экспозицию дополняла картина известного русского художника Василия Сурикова «Взятие снежного городка», на котором на переднем плане изображен тюменский ковер. За эту картину Василий Суриков получил в Париже именную бронзовую медаль.

С появлением тюменского ковра на картине связана отдельная история. В 1889 году Василий Суриков по дороге из Санкт-Петербурга в Красноярск сделал остановку в Тюмени. В городе художник купил три ковра и заплатил за каждый по 15 рублей. Именно так на знаменитом полотне появился шедевр ручного промысла. Позже люди стали использовать ковры в повседневной жизни. Местные жители стелили их на пол, украшали стены, покрывали сундуки и скамьи.

Фото Сергея Кузнецова

В настоящее время производством сибирских махровых ковров занимается Сибирская ковровая фабрика в Ишиме – единственная фабрика в стране, сохранившая традиции уникального народного художественного промысла. На фабрике трудится девять мастериц. На создание одного ковра у каждой из них уходит до нескольких месяцев.

Интересный опыт сохранения редкого ремесла имеют и сотрудники  областного краеведческого музея имени Ивана Словцова. В здании музея создан и действует кружок, в котором тюменцы под руководством наставника в специально оборудованной для занятий комнате занимаются ткачеством. Благодаря усилиям подвижников и неравнодушных современников старинное сибирское мастерство живет и сохраняется в веках.

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter

Фото Сергея Кузнецова Фото Сергея Кузнецова

Вряд ли наши прапрабабушки, выбирая фон цветочного узора для ковра, думали о космосе… Но получилось так, что при виде тюменских ковров сначала любуешься выразительными цветами, а затем, пытаясь понять, в чем причина их необычной  яркости и притягательности для взгляда, обращаешь внимание на черный космический фон… И восклицаешь про себя: «Да ведь это цветы из космоса!»

По другой версии, которой придерживаются некоторые исследователи, черный цвет – цвет нефти – символизирует главное богатство недр Тюменской земли и был воссоздан местными мастерицами на уровне интуиции.

И, наконец, самая распространенная и общепринятая версия свидетельствует, что черный цвет ассоциировался с плодородной землей и был перенесен на ковры... с подносов. Например, при росписи нижнетагильских подносов при лаковой живописи по металлу мастера чаще всего выбирали именно черный фон.

Тюменский махровый ковер является символом одного из самых ярких народных промыслов нашего региона и по сути даже его визуальным брендом, рассказала методист областного краеведческого музея имени Ивана Словцова Людмила Чехова. Ковер привлекает внимание гостей города и местных жителей сочной палитрой, воплощающей сибирскую флору на полотнах.

Фото Сергея Кузнецова

Сибирские ковры изготавливают вручную с использованием натуральных материалов. Мастерицы передают технику из поколения в поколение начиная с XVII века. Прообразом тюменского ковра стал азиатский длинноворсовый ковер джуль-хирс. Слово «джуль» переводится с таджикского как «попона», а слово «хирс» – как «медведь».

Известные в европейской части России виды ткачества появились в Сибири вместе с переселенцами из всех волостей страны, активно заселявших наше регион в начале XVII века. Такие виды ручного ткачества, как поясное, ковровое, паласное и ремизное, составляют золотой фонд культуры русских сибиряков.

- Более трехсот лет назад в нашем крае появилось ковроткачество, которым владели русские переселенцы из Курской и Саратовской губерний. В XX веке этот промысел стал особенно популярен на территории Тюменского, Ишимского и Шадринского уездов. Особенно славились своими мастерицами села Каменской, Успенской, Богандинской, Троицкой, Тугулымской и Липчанской волостей Тюменского округа, - сообщила Людмила Чехова.

На черном фоне тюменского ковра представлены цветы Сибирской земли. В центре ковра помещались маки или розы, окруженные листьями и бутонами. По углам полотна – по одному крупному цветку или бутону. Кайма, как правило, была узкой и имела вид линии или орнаментальной полосы.

Особого внимания заслуживают ковры с изображением голов лошадей. Владельцам такого ковра словно желали «всегда быть на коне». Покупателями прочных ковров, вытканных из грубой шерсти, были ямщики и извозчики. Такие ковры они использовали для покрывания и украшения саней в зимнее время. Ворсовыми коврами хозяева украшали интерьер крестьянских изб.

В 1900 году тюменские ковры представляли Тобольскую губернию на Всемирной выставке в Париже и получили специальный диплом. Экспозицию дополняла картина известного русского художника Василия Сурикова «Взятие снежного городка», на котором на переднем плане изображен тюменский ковер. За эту картину Василий Суриков получил в Париже именную бронзовую медаль.

С появлением тюменского ковра на картине связана отдельная история. В 1889 году Василий Суриков по дороге из Санкт-Петербурга в Красноярск сделал остановку в Тюмени. В городе художник купил три ковра и заплатил за каждый по 15 рублей. Именно так на знаменитом полотне появился шедевр ручного промысла. Позже люди стали использовать ковры в повседневной жизни. Местные жители стелили их на пол, украшали стены, покрывали сундуки и скамьи.

Фото Сергея Кузнецова

В настоящее время производством сибирских махровых ковров занимается Сибирская ковровая фабрика в Ишиме – единственная фабрика в стране, сохранившая традиции уникального народного художественного промысла. На фабрике трудится девять мастериц. На создание одного ковра у каждой из них уходит до нескольких месяцев.

Интересный опыт сохранения редкого ремесла имеют и сотрудники  областного краеведческого музея имени Ивана Словцова. В здании музея создан и действует кружок, в котором тюменцы под руководством наставника в специально оборудованной для занятий комнате занимаются ткачеством. Благодаря усилиям подвижников и неравнодушных современников старинное сибирское мастерство живет и сохраняется в веках.

Следите за нами в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram и Facebook. Подписывайтесь на Telegram-канал, TikTok и Twitter