Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Поэзия Андрея Тарханова - новый взгляд

В Санкт-Петербурге вышла новая книга о творчестве известного югорского поэта

Общество, 15:18, 01 августа 2021,
Слушать новость
Поэзия Андрея Тарханова - новый взгляд. В Санкт-Петербурге вышла новая книга о творчестве известного югорского поэта.

В Санкт-Петербурге в издательстве литературного фонда «Дорога жизни» вышла новая книга «Концептосфера лирики Андрея Тарханова» о творчестве известного югорского поэта, который по праву считают классиком югорской литературы.

Автор книги - профессор Александр Семенов из Ханты-Мансийска, которого знают филологи и литературоведы всей страны по его учебникам и литературоведческим работам. В данный момент профессор работает в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок.

Напомним, что русский мансийский поэт Андрей Тарханов (1936 - 2017) старейший писатель Тюменской области (с 1980 года был членом Союза писателей СССР), автор 25 сборников стихотворений. Кроме того, он известный журналист – член Союза журналистов СССР с 1961 года.

Долгое время был редактором Ханты-Мансийской студии телевидения. Почетный житель Ханты-Мансийска и Югры. Его первый поэтический сборник «Первая завязь» вышел в Тюмени ещё в 1963 году. Будучи по происхождению манси, Андрей Семенович всю жизнь писал на русском языке, и внес бесценный вклад в образную систему русского языка и мировой литературы.

Осевой темой лирики поэта всегда оставались малая и Большая Родина. Примером этому может послужить приведенное ниже стихотворение из сборника «Рябиновый пир» 1990 года «Элентур» (Далекое озеро):

Дальнее озеро наше —

Устье морошковых рек.

К этой серебряной чаше

Вечно спешил человек.

Здесь, у воды животворной,

Каждая травка цвела.

Радуга в дали озерной

Воду,

как лебедь, пила.

Тихо слеза высыхала,

И улетала беда,

Если с тобою вступала

В кровную близость вода.

Воду живую от горя

Радостно пил, не спеша.

Знать, для грядущего боя

Сил набиралась душа...

Дальнее озеро наше,

Сыну ответишь ли ты,

Кто осквернил твою чашу,

Вырубил лес у воды?

Плачу душой оскорбленной

На крестовине дорог.

Катятся, жалуясь, волны

На почерневший песок.

Профессор Александр Семенов уже давно занимается проблематикой концепта в современной литературе и в литературе современной Югры. Ему принадлежат монографии и работы о творчестве Николая Тихонова, Дмитрия Мизгулина, Сергея Козлова, работы по педагогике, учебники русской литературы ХХ века.

Среди концептов, ставших предметом исследования в лирике Андрея Тарханова, – человек и поэт, голос и память, детство и звезда, Лермонтов и Ханты-Мансийск… Анализ концептосферы конкретного автора позволяет проанализировать его индивидуальность, в приближении к психологически-индивидуальному видению мира и понимания слова, в конкретном комплексе понятий, представлений, чувств, эмоций, возникающих на основе художественной ассоциативности. Само творчество можно вообще понимать как концептуализацию мира, представляемую художественным текстом, когда моделируемая этим текстом картина мира (художественное пространство и время) предельно наполняется личностными смыслами, личностными представлениями о реалиях бытия, о его приоритетах и ценностях», поясняет в вводной главе монографии профессор Семёнов. Тарханов открывается через тайгу, простор, его понимание поэзии, через «голос» как концепт, но главное – через человека, которому в исследовании посвящена отдельная глава.

«Одной из принципиально важных составляющих концепта человек, которое открылось лирическому герою Андрея Тарханова ещё в середине 70-х годов прошлого века, является умение молчать. Именно молчанием отвечает встреченный в пути земляк на разговор «с накалом», с «горой похвал»:

…И, как в таёжную сторожку,

Ушёл земляк мой –

Замолчал. И я молчу.

Молчит дорога.

А солнце свой берёт разбег.

Вот так с молчанья понемногу

Мне открывался человек.

Так о великом значении молчания мог сказать только поэт. И профессор не мог этого не заметить, обращая внимание на этот символ, образ, концепт – всех читателей. Зато у поэта говорят деревья…

Я слышу голоса своих деревьев,

Они пришли, как братья, к шалашу.

Они ко мне относятся с доверьем,

И я доверьем этим дорожу.

Они пришли, как боевые роты,

Охранно встали на крутом яру.

И сразу посветлели небосводы,

И стало легче мне и костерку…

Книги Александра Семенова предназначены не только филологам и специалистам, литературоведам и студентам, они помогают понять образную систему, собственно, творческий мир многих авторов, от классиков до современников, а главное – дают каждому возможность обладать научным и творческим инструментарием, чтобы не слыть читателем, а быть им. И главное – после чтения монографии возникает желание снова окунуться в мир поэта, особенно когда он обращается к своему великому собрату:

К Лермонтову

Поклон Тебе, поэт любимый,

Из далей снежных я пришел.

Я тоже бурею гонимый,

Я тоже счастья не обрел.

Гора печальная дымится,

Туман сиренево-густой.

Душа Твоя незримой птицей

Сейчас летает надо мной.

Что ей сказать?

Что ей доверить,

Когда кругом вражды прилив?

Жива Твоя в Россию вера,

И Твой мятежный парус жив.

Покоя для Тебя у Бога

Молю,

И сквозь туман и дождь

Открылась в небесах дорога, -

По ней Ты к Господу идешь.

В заключении отмечу, что влиянию Лермонтова на жизнь и творчество Андрея Тарханова в книге профессора Семенова посвящена целая глава.

Фото автора Фото автора

В Санкт-Петербурге в издательстве литературного фонда «Дорога жизни» вышла новая книга «Концептосфера лирики Андрея Тарханова» о творчестве известного югорского поэта, который по праву считают классиком югорской литературы.

Автор книги - профессор Александр Семенов из Ханты-Мансийска, которого знают филологи и литературоведы всей страны по его учебникам и литературоведческим работам. В данный момент профессор работает в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок.

Напомним, что русский мансийский поэт Андрей Тарханов (1936 - 2017) старейший писатель Тюменской области (с 1980 года был членом Союза писателей СССР), автор 25 сборников стихотворений. Кроме того, он известный журналист – член Союза журналистов СССР с 1961 года.

Долгое время был редактором Ханты-Мансийской студии телевидения. Почетный житель Ханты-Мансийска и Югры. Его первый поэтический сборник «Первая завязь» вышел в Тюмени ещё в 1963 году. Будучи по происхождению манси, Андрей Семенович всю жизнь писал на русском языке, и внес бесценный вклад в образную систему русского языка и мировой литературы.

Осевой темой лирики поэта всегда оставались малая и Большая Родина. Примером этому может послужить приведенное ниже стихотворение из сборника «Рябиновый пир» 1990 года «Элентур» (Далекое озеро):

Дальнее озеро наше —

Устье морошковых рек.

К этой серебряной чаше

Вечно спешил человек.

Здесь, у воды животворной,

Каждая травка цвела.

Радуга в дали озерной

Воду,

как лебедь, пила.

Тихо слеза высыхала,

И улетала беда,

Если с тобою вступала

В кровную близость вода.

Воду живую от горя

Радостно пил, не спеша.

Знать, для грядущего боя

Сил набиралась душа...

Дальнее озеро наше,

Сыну ответишь ли ты,

Кто осквернил твою чашу,

Вырубил лес у воды?

Плачу душой оскорбленной

На крестовине дорог.

Катятся, жалуясь, волны

На почерневший песок.

Профессор Александр Семенов уже давно занимается проблематикой концепта в современной литературе и в литературе современной Югры. Ему принадлежат монографии и работы о творчестве Николая Тихонова, Дмитрия Мизгулина, Сергея Козлова, работы по педагогике, учебники русской литературы ХХ века.

Среди концептов, ставших предметом исследования в лирике Андрея Тарханова, – человек и поэт, голос и память, детство и звезда, Лермонтов и Ханты-Мансийск… Анализ концептосферы конкретного автора позволяет проанализировать его индивидуальность, в приближении к психологически-индивидуальному видению мира и понимания слова, в конкретном комплексе понятий, представлений, чувств, эмоций, возникающих на основе художественной ассоциативности. Само творчество можно вообще понимать как концептуализацию мира, представляемую художественным текстом, когда моделируемая этим текстом картина мира (художественное пространство и время) предельно наполняется личностными смыслами, личностными представлениями о реалиях бытия, о его приоритетах и ценностях», поясняет в вводной главе монографии профессор Семёнов. Тарханов открывается через тайгу, простор, его понимание поэзии, через «голос» как концепт, но главное – через человека, которому в исследовании посвящена отдельная глава.

«Одной из принципиально важных составляющих концепта человек, которое открылось лирическому герою Андрея Тарханова ещё в середине 70-х годов прошлого века, является умение молчать. Именно молчанием отвечает встреченный в пути земляк на разговор «с накалом», с «горой похвал»:

…И, как в таёжную сторожку,

Ушёл земляк мой –

Замолчал. И я молчу.

Молчит дорога.

А солнце свой берёт разбег.

Вот так с молчанья понемногу

Мне открывался человек.

Так о великом значении молчания мог сказать только поэт. И профессор не мог этого не заметить, обращая внимание на этот символ, образ, концепт – всех читателей. Зато у поэта говорят деревья…

Я слышу голоса своих деревьев,

Они пришли, как братья, к шалашу.

Они ко мне относятся с доверьем,

И я доверьем этим дорожу.

Они пришли, как боевые роты,

Охранно встали на крутом яру.

И сразу посветлели небосводы,

И стало легче мне и костерку…

Книги Александра Семенова предназначены не только филологам и специалистам, литературоведам и студентам, они помогают понять образную систему, собственно, творческий мир многих авторов, от классиков до современников, а главное – дают каждому возможность обладать научным и творческим инструментарием, чтобы не слыть читателем, а быть им. И главное – после чтения монографии возникает желание снова окунуться в мир поэта, особенно когда он обращается к своему великому собрату:

К Лермонтову

Поклон Тебе, поэт любимый,

Из далей снежных я пришел.

Я тоже бурею гонимый,

Я тоже счастья не обрел.

Гора печальная дымится,

Туман сиренево-густой.

Душа Твоя незримой птицей

Сейчас летает надо мной.

Что ей сказать?

Что ей доверить,

Когда кругом вражды прилив?

Жива Твоя в Россию вера,

И Твой мятежный парус жив.

Покоя для Тебя у Бога

Молю,

И сквозь туман и дождь

Открылась в небесах дорога, -

По ней Ты к Господу идешь.

В заключении отмечу, что влиянию Лермонтова на жизнь и творчество Андрея Тарханова в книге профессора Семенова посвящена целая глава.