Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

В Тюменской области занялись решением проблем глухих и слабослышащих людей

Человек больше, чем его инвалидность

Слушать новость
В Тюменской области занялись решением проблем глухих и слабослышащих людей. Человек больше, чем его инвалидность.

Не только озвучить проблемы людей с ограничениями слуха, но и наметить пути их решения, а также создать дорожную карту на ближайшие три года – вот основная задача стратегической сессии «Межведомственное взаимодействие в обеспечении качества жизни людей с нарушениями слуха». Мероприятие прошло на базе школы перспективных исследований Тюменского государственного университета.

К участию кроме представителей власти были приглашены работники специализированных учреждений – центра «Пышма», школы для слабослышащих, детских садов. Одним из организаторов сессии стал Тюменский госуниверситет, который занимается инклюзивным образованием. Своими наработками поделились и общественные организации.

Подготовка к сессии началась еще весной, когда специалисты всех отраслей вплотную занялись выявлением основных проблем глухих и слабослышащих людей.

– С мая мы занимаемся обсуждением проблематики качества жизни людей с нарушениями слуха. Очень плотно взаимодействовали с тюменским госуниверситетом, прорабатывая, как с точки зрения науки подходить к решению вопросов, старались рассмотреть проблему с совершенно разных точек зрения. Сегодня мы детально прорабатываем конкретные предложения, которые пойдут в жизнь: что еще могут сделать органы исполнительной власти, общественные организации для улучшения качества жизни людей, какие новые виды работы и методики необходимо внедрить, чтобы обратить больше внимания на людей с данной категорией инвалидности , – говорит начальник отдела реабилитации инвалидов Департамента социального развития Тюменской области Евгений Горбачев.

Проблем, с которыми сталкиваются инвалиды по слуху, хватает. Это и кадровые сложности – несмотря на то, что специалистов по направлению "специальное дефектологическое образование" (логопедов, дефектологов, сурдологов, сурдопедагогов) выпущено вузом в полтора раза больше, недостаток инфраструктуры и адаптированной городской среды, низкий уровень качества технических средств, предоставляемым лицам с нарушениями слуха, дороговизна настройки слуховых аппаратов, отсутствие в регионе специализированного детского сада, недостаточное количество сурдопереводчиков – все эти моменты необходимо решать, причем срочно.

Среди сложностей озвучили и отсутствие социальной рекламы, ориентирующей на позитивное отношение к данной категории граждан. И это действительно проблема, поскольку уровень толерантности (принятие окружающими лиц с нарушением слуха) в обществе невысок.

– Вопрос о счастье и качестве жизни должен быть определен не только внешними параметрами, но и собственным представлением, пониманием. Тогда мы начинаем задумываться, на сколько я себя реализую, на сколько открыт миру, могу с ним взаимодействовать. Материальные факторы – не самоцель, а одно из средств. Когда я взаимодействую с незрячим студентом, не фокусируюсь только на его незрячести. Это данность. Я понимаю, что этот человек больше чем его инвалидность: он может говорить, думать, взаимодействовать. Количество ресурсов больше, чем число ограничений. Поэтому наша задача – научиться работать не с позиции, что человек не может, а быть в поле его потенциала, давайте найдем, что он может, – предлагает доцент кафедры психологии и педагогики детства ТюмГУ Евгений Кукуев.

Этому поиску уделяется особое внимание. Специалисты отмечают, что больше всего проблем все же касается детей. Поэтому в проектной группе «Детство» трудилось много участников. Напомню, что собрались на сессию люди, работающие с людьми с нарушениями слуха, не только чтобы обсудить проблемы, но сделать реальные шаги на пути их решения.

Фото Валерия Бычкова

–  На первом этапе мы находим расхождение между действительным и желаемым, на втором – ищем пути преодоления этих расхождений. Участники групп знают специфику проблем. Они работают непосредственно с людьми, точно знают, как осуществляется взаимодействие и чего не хватает. Выработанная дорожная карта, которую мы будем делать по результатам сессии, рассчитывается на три года, и это не абстрактные слова, а конкретный набор  действий, которые абсолютно реально выполнить, – прокомментировала работу проектных групп доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ Ольга Андреева.

Справка

В Тюменской области проживает 3039 инвалидов по слуху, 349 из них – дети в возрасте до 18 лет.

В Тюменской области функционирует 12 профессиональных образовательных организаций, в которых 319 обучающихся имеют инвалидность, 54 из них – с нарушениями здоровья по слуху. 17 молодых людей с нарушениями слуха получают высшее профессиональное образование.

На базе Общества глухих функционирует диспетчерский центр связи для людей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Специалисты службы консультируют инвалидов и членов их семей по актуальным вопросам жизнедеятельности, адаптации и реабилитации. С помощью СМС доводится информация о проведении различных культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Фото Валерия Бычкова Фото Валерия Бычкова

Не только озвучить проблемы людей с ограничениями слуха, но и наметить пути их решения, а также создать дорожную карту на ближайшие три года – вот основная задача стратегической сессии «Межведомственное взаимодействие в обеспечении качества жизни людей с нарушениями слуха». Мероприятие прошло на базе школы перспективных исследований Тюменского государственного университета.

К участию кроме представителей власти были приглашены работники специализированных учреждений – центра «Пышма», школы для слабослышащих, детских садов. Одним из организаторов сессии стал Тюменский госуниверситет, который занимается инклюзивным образованием. Своими наработками поделились и общественные организации.

Подготовка к сессии началась еще весной, когда специалисты всех отраслей вплотную занялись выявлением основных проблем глухих и слабослышащих людей.

– С мая мы занимаемся обсуждением проблематики качества жизни людей с нарушениями слуха. Очень плотно взаимодействовали с тюменским госуниверситетом, прорабатывая, как с точки зрения науки подходить к решению вопросов, старались рассмотреть проблему с совершенно разных точек зрения. Сегодня мы детально прорабатываем конкретные предложения, которые пойдут в жизнь: что еще могут сделать органы исполнительной власти, общественные организации для улучшения качества жизни людей, какие новые виды работы и методики необходимо внедрить, чтобы обратить больше внимания на людей с данной категорией инвалидности , – говорит начальник отдела реабилитации инвалидов Департамента социального развития Тюменской области Евгений Горбачев.

Проблем, с которыми сталкиваются инвалиды по слуху, хватает. Это и кадровые сложности – несмотря на то, что специалистов по направлению "специальное дефектологическое образование" (логопедов, дефектологов, сурдологов, сурдопедагогов) выпущено вузом в полтора раза больше, недостаток инфраструктуры и адаптированной городской среды, низкий уровень качества технических средств, предоставляемым лицам с нарушениями слуха, дороговизна настройки слуховых аппаратов, отсутствие в регионе специализированного детского сада, недостаточное количество сурдопереводчиков – все эти моменты необходимо решать, причем срочно.

Среди сложностей озвучили и отсутствие социальной рекламы, ориентирующей на позитивное отношение к данной категории граждан. И это действительно проблема, поскольку уровень толерантности (принятие окружающими лиц с нарушением слуха) в обществе невысок.

– Вопрос о счастье и качестве жизни должен быть определен не только внешними параметрами, но и собственным представлением, пониманием. Тогда мы начинаем задумываться, на сколько я себя реализую, на сколько открыт миру, могу с ним взаимодействовать. Материальные факторы – не самоцель, а одно из средств. Когда я взаимодействую с незрячим студентом, не фокусируюсь только на его незрячести. Это данность. Я понимаю, что этот человек больше чем его инвалидность: он может говорить, думать, взаимодействовать. Количество ресурсов больше, чем число ограничений. Поэтому наша задача – научиться работать не с позиции, что человек не может, а быть в поле его потенциала, давайте найдем, что он может, – предлагает доцент кафедры психологии и педагогики детства ТюмГУ Евгений Кукуев.

Этому поиску уделяется особое внимание. Специалисты отмечают, что больше всего проблем все же касается детей. Поэтому в проектной группе «Детство» трудилось много участников. Напомню, что собрались на сессию люди, работающие с людьми с нарушениями слуха, не только чтобы обсудить проблемы, но сделать реальные шаги на пути их решения.

Фото Валерия Бычкова

–  На первом этапе мы находим расхождение между действительным и желаемым, на втором – ищем пути преодоления этих расхождений. Участники групп знают специфику проблем. Они работают непосредственно с людьми, точно знают, как осуществляется взаимодействие и чего не хватает. Выработанная дорожная карта, которую мы будем делать по результатам сессии, рассчитывается на три года, и это не абстрактные слова, а конкретный набор  действий, которые абсолютно реально выполнить, – прокомментировала работу проектных групп доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ Ольга Андреева.

Справка

В Тюменской области проживает 3039 инвалидов по слуху, 349 из них – дети в возрасте до 18 лет.

В Тюменской области функционирует 12 профессиональных образовательных организаций, в которых 319 обучающихся имеют инвалидность, 54 из них – с нарушениями здоровья по слуху. 17 молодых людей с нарушениями слуха получают высшее профессиональное образование.

На базе Общества глухих функционирует диспетчерский центр связи для людей с ограниченными возможностями здоровья по слуху. Специалисты службы консультируют инвалидов и членов их семей по актуальным вопросам жизнедеятельности, адаптации и реабилитации. С помощью СМС доводится информация о проведении различных культурно-массовых и спортивных мероприятий.