Алексей Салмин о коронавирусе, политике, моржевании и будущем
Важно создать креативную индустрию в области
В мире продолжается третья волна пандемии коронавируса. Больше всего ограничения затронули предпринимательское сообщество и бизнес. О том, как развивается экономика в регионе, какие принимаются законы и над чем работают депутаты, рассказал президент группы компаний «Автоград», депутат Тюменской областной Думы VI созыва Алексей Салмин. Встреча прошла в рамках заседания клуба «От первого лица», организованного изданием «Тюменская область сегодня».
— Уже третий созыв вы являетесь депутатом областной Думы. Работа VI созыва завершается. Расскажите, над какими вопросами вы работали? Что было главным? И какие планы намечены на перспективу?
— В работе этого созыва главным вызовом стала пандемия. Мы оперативно принимали законы, касающиеся насущных вопросов и проблем жителей региона, а также предпринимательского сообщества, где больше всего пострадал малый бизнес.
Конечно, Дума не напрямую принимала участие в решении по снятию локдауна, продлению вынужденных каникул в экономике, но мы были в этом процессе. Рассматривались вопросы льгот для бизнеса, аренде недвижимости и земельных участков, на которых ведут строительство компании, и так далее.
Исполнительная и законодательная власти как федерального, так и областного уровня последние два года работали действительно в чрезвычайном режиме, и было сделано очень много: оказана поддержка, введены отсрочки и льготы на большие суммы, что позволило государству в целом и Тюменской области в частности пройти неприятные обстоятельства, которые принесла пандемия.
Безусловно, 70 процентов задач решается на федеральном уровне, но 30 процентов остается на долю областных властей.
— У вас нет ощущения некоторой разобщенности в обществе, которое дала пандемия? С одной стороны, 1,5 метра социальная дистанция, и мы ее соблюдаем. С другой — многие сферы жизни перешли в онлайн. Нет ли ощущения, что люди теряют нечто важное без личного общения?
- Пандемия только сплотила мою семью. Мы полтора месяца жили на даче. И знаете, у меня никогда не было такого долгого и тесного общения с родными людьми. Значит, очевидный плюс точно есть. Минус в том, что детям пришлось много времени проводить за компьютером, ведь обучение перешло онлайн. И это, с моей точки зрения, это отупляет.
- Ваши сотрудники в «Автограде» как пережили пандемию?
- У нас были закрыты продажи, но сервис работал по графику, поэтому мы довольно неплохо перескочили этот период. С учетом помощи государства и местной власти язык не повернется сказать, что все плохо.
- Раз мы вспомнили, что вы не только депутат, но еще и успешный бизнесмен, то оцените ситуацию: каково в этих условиях власти, каково бизнесу. Вы же видите ситуацию с обеих сторон...
- Свою компанию я больше отношу к среднему бизнесу, но мне понятен малый бизнес, поскольку в свое время мы прошли все этапы становления. Когда я пришел в Думу в 2008 году, то первое впечатление, которое у меня сложилось, было такое: власть не понимает малый бизнес вообще, не понимает, как он устроен, не видит механизмов работы. Сейчас ситуация изменилась. Законодатели прислушиваются к реальной, аргументированной критике. И уверен, пройдет время — и все будет налажено.
- Коронавирус пока остается нашей реальностью, статистика заболеваемости растет каждый день. И вопросам пандемии уделяется большое внимание. Но, помимо этого, какие, на ваш взгляд, вопросы в приоритете у следующего состава Думы?
- Помимо социально значимых вопросов, которые связаны с медициной, образованием и прочими вопросами, внимание будет направлено на развитие бизнеса и территории в целом, привлечение инвестиций. В приоритете остается тема туризма. Развитие этой отрасли тесно связано с созданием огромной инфраструктуры.
У нас прекрасные дороги и развязки, строятся школы, садики и многое другое, во что вкладывается много сил и чем можно гордиться. Но хотелось бы развивать ответственное отношение к территории у населения. Человек не должен говорить, что за него кто-то что-то решил, нужно принимать активное участие в общественно-политической жизни, и чем больше будет учтено мнений, тем лучше будет всем нам.
- Как в этом плане развивается осознание тюменцев? В плане креативных идей мы можем быть конкурентоспособными?
- Можем. И на мой взгляд, нужно сосредоточить внимание в первую очередь на креативных индустриях. Но! Креативная индустрия в области уже есть. И это декларированная стратегия со стороны губернатора и правительства. Поколение миллениума уже подрастает и начинает влиять на среду, на наше мнение. Сейчас нам важно создать инфраструктуру, которой могла бы пользоваться молодежь. А с генерированием идей наша молодежь справляется — порой предлагает сумасшедшие вещи, но когда начинаешь изучать подробнее, вникать, понимаешь причинно-следственные связи, видишь точки роста… Это восхищает.
Фото Валерия Бычкова
- Вы являетесь членом комитета по экономике и природопользованию. Последнее время тема экологии, утилизации отходов становится все популярнее, и читатели нас об этом спрашивают. Какие-то новшества в сфере утилизации мусора можете озвучить?
- Вопрос непростой. Здесь нельзя действовать репрессивными методами, нужно внедрять экологическое сознание неспешно через технологии и убеждение людей. В России мы все еще делаем в этом направлении пионерские шаги и случаются, конечно, ошибки.
Мы отдали на концессионное соглашение вопросы, связанные с утилизацией и вывозом мусора. Бизнес, который занялся сортировкой, зачастую не может сбыть сырье дальше, хотя изначально это заложено в выручку. Здесь, скорее всего, нужно вносить изменения в законодательство на федеральном уровне, делать преференции тем, кто работает в первичном звене.
- С какими болевыми ситуациями и вопросами приходят к вам люди?
- Ко мне, в основном, приходят люди бизнеса за консультациями по поводу судебных, налоговых вопросов, вопросов аренды и так далее. Часто задают вопросы из сферы спорта и культуры. Бывают обращения социального плана, например, многодетной семье нужен компьютер — и мы находим ресурсы, помогаем.
- Как вы считаете, что нужно предприятиям на сегодняшнем этапе? Ведь экономический спад все равно есть.
- В первую очередь, господдержка нужна в строительстве. И ее оказывают. Даже в самый жесткий локдаун дороги у нас строились. Это говорит о том, что экономика «дышит и работает». Жилищные программы, которые действуют, — тоже поддержка, так же как и производство автомобилей – через субсидии на покупку.
- Эти инструменты не привели ли к росту цен?
- Бесспорно, несбалансированность по той же ипотеке приводит к инфляционным процессам. Но таковы законы экономики. Объем введенного жилья в 2008 году — примерно 1 млн кв. м, в 2013-2014 годах — 1,7 млн кв. м, а строители снова себя неважно чувствуют, да и цены другие... Почему? Потому что в 2008 году было 30 игроков на рынке, а в 2013-м их стало условно 100. И сейчас наш регион развивается. У нас хотят жить, покупателей и людей, претендующих на рабочие места, становится больше.
- Как в целом чувствует себя авторынок? Прекратится ли рост на автомобили?
- Цены на авто стандартно растут каждый год чуть больше инфляции. В этом году дефицит автомобилей связан с пандемией, ограничены поставки из того же Китая. Что касается емкости рынка, то пик был, если не ошибаюсь, в 2008 году — 2,8 млн автомобилей в год, сейчас мы держимся на уровне 1,8 млн. Цены имеют свою инерцию и свой расчет, при этом резких рывков нет, так как процесс изготовления автомобиля длинный, в него заранее заложены материалы. Емкость рынка и цены будут расти в соответствии с инфляционными процессами.
- Как ваше предприятие себя чувствует на рынке?
- Стабильно и устойчиво. У «Автограда» объем регионального рынка составляет 25 процентов. Внутренние процессы заточены. Тюмень нас вполне устраивает, можно внутри улучшать процессы и готовиться к изменениям, исходя из тенденций на рынке.
- Как относитесь к третьей волне коронавируса? Ваше предприятие к ней готово?
- Есть напряжение, но мы готовы к этому. Наша медицина уже знает, как лечить и как с этим жить. Те темпы вакцинации, которые сейчас мы видим, можно назвать взрывными. В целом у нас вакцинировано свыше 50 процентов персонала. И это очень важно, на мой взгляд, если мы подтянем эту цифру до 70 процентов, то удастся избежать локдауна.
- Вы не первый год участвуете в экспедиции «Сибиряки: дорогами Побед». Какие у вас впечатления от юбилейного мероприятия этого года?
- Во-первых, огромное спасибо депутату Тюменской областной Думы Юрию Баранчуку за то, что он поддерживает экспедицию, организованную вашим коллективом. Я бы назвал этот маршрут «Бессмертный полк на колесах», потому что по большому счету мы ехали по муниципальным образованиям и возлагали цветы к памятникам. Вспоминали тех, кто погиб, защищая нашу Родину. Историю страны должно знать молодое поколение. Война стала самой дорогой платой за нашу независимость.
- Вопрос про вашу книгу «Энергия холода. Криохакинг». Почему вы ее написали?
- Речь в книге о моржах и моржевании. Когда возглавил это движение, сразу увидел, что это бесценные ресурсы, возможности, которые просто, в прямом смысле слова, лежат под ногами. Я сам очень изменился. Иммунная система стала лучше работать – я перестал простывать. Я зиму полюбил! А после того, когда продержался первый сезон, появилась цель провести чемпионат мира, а вторая — создать опору для детского оздоровления. И сейчас мы работаем над этим.
Но объяснить людям о своем увлечении не так просто, потому что в силу занятости за 15-20 минут я ничего не расскажу. Решил, что надо собрать весь опыт и написать книгу. И написал! Сейчас собираю обратную связь: люди хотят попробовать моржевание, им интересно.