Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Изучаем росписи отреставрированного Троицкого собора

В каждом квадратном метре таится целая история

Общество, 09:11, 24 июня 2021,
Слушать новость
Изучаем росписи отреставрированного Троицкого собора . В каждом квадратном метре таится целая история.

В конце прошлого года масштабные двухлетние работы по реставрации Троицкого собора подошли к концу. В обстановке тишины и церковного умиротворения гуляем по объекту и изучаем каждый его квадратный метр. О придании объекту былой красоты и величия изданию «Тюменская область сегодня» подробно рассказал главный инженер «Дизайн-2000»  Евгений Давыдов.

Самая кропотливая работа в мире

К сожалению, в северном приделе Троицкого собора первоначальная живопись не сохранилась, все росписи являются новоделом. Их композиции согласовывали с епархией, все они канонические. Единственная сохранившаяся композиция там находится в углу на втором этаже.

В основной же части находится большое количество отреставрированной монументальной живописи (монументальная живопись размещается на стенах храма, станковая является переносной, например, в виде картины).

– Когда мы увидели помещение впервые, оно все было в саже. Мы закрепили живопись, заполнили пустоты под штукатуркой специальным казеиновым раствором. У реставраторов самая кропотливая работа в мире. На одну живописную картину уходило по три месяца труда, начал рассказ Евгений Давыдов.

Работа длилась более двух лет. Сперва специалисты заштукатурили помещение, сделали закрепление данного материала.

– Работа очень специфическая. У старинного раствора высокая поропроницаемость, цементным раствором заштукатурить не получится. Все нужно делать строго по науке. Поражает капитальность строения, толщина его стен, делится деталями подрядчик.

«Лучшее враг хорошего»

Именно так звучит поговорка из профессионального лексикона реставраторов. Мастер вспомнил еще об одном выражении:

– Если не можешь сделать как было, то оставь, как есть, отметил Давыдов, уточнив, что об этом афоризме любой мастер должен помнить всегда.

Цель реставраторов была ясна и весьма трудоемка: привести монастырь к первозданному виду. Повсюду на композициях оставлены маленькие темные пятна, так называемые контрольные зоны, которые показывают, как выглядело изображение до начала реставрации.

– В начале 2000-х годов на первом ярусе уже проходила реставрация, но она была сделана на очень поверхностном уровне. Поэтому мы снимали шпаклевку до авторского слоя. По краске прошлись специальным составом, который сделал ее цвета ярче. Реставраторы всегда сперва снимают последующие наслоения, важен лишь авторский слой. Специалистов приглашали из Владимира, из прочих городов Золотого кольца, детально описал подрядчик.

Метр за метром

Пройдемся по самым интересным композициям. Каждая из них по своему ценна и интересна.

Так, на одном изображении виден чуть еле заметный шестой палец. У этой композиции лик был срублен.

Также интересно изображение евангелиста Матфея.

По архивному фото выяснилось, что он смотрел в другую сторону. За полчаса направление взгляда, разворот лица изменили. Напомню цель реставрации –​ приведение объекта к первозданному виду, уточнил главный инженер.

Встав по центру собора и подняв голову вверх, прихожане могут увидеть Бога Отца Саваофа.

– От него сохранились композиция и часть орнамента. Все остальное вплоть до фриза было восстановлено по старым фотографиям. В эпоху богоборчества изображение пострадало от пуль, кто-то лег прямо на пол на спину и изрешетил пулями лик. Достали восемь пуль, рассказал Евгений Давыдов.

Еще одна из интересных композиций также расположена наверху: лик очень вытянут. Таков был художественный прием мастера. Ведь композицией любуются снизу, откуда она смотрится стандартной формы.

Кстати, в храме на двух композициях нашли подписи их авторов. Скромные творцы оставили свои еле заметные подписи кончиком кисти.

Фото Валерия Бычкова

В настоящее время собор открыт для посетителей, чтобы показать свои восстановленные росписи.

– Наружную часть строения ожидает постоянный косметический уход, ведь где-то образуются трещинки. Любой объект требует текущего содержания. В рамках этого процесса здание бессрочно подновляется , – добавил Давыдов.

Наша справка

Свято-Троицкий монастырь является действующим монастырем Русской православной церкви в Тюмени. Данный объект – один из старейших в Сибири. Дата его основания –1616 год.

Отмечается, что это не только почитаемый в православии монастырь с большим количеством реликвий и святынь, но и знаменитый памятник архитектуры федерального значения. Так, на территории Свято-Троицкого монастыря возможно увидеть все основные типы русских церквей, а именно: с кубическим объемом, трапезную, а также крестообразную.

Фото Валерия Бычкова

Читайте также:

Тринадцать тюменских выпускников сдали ЕГЭ по русскому на высший балл

Стало известно, кто займется благоустройством Аптекарского сада в Тобольске

В конце прошлого года масштабные двухлетние работы по реставрации Троицкого собора подошли к концу. В обстановке тишины и церковного умиротворения гуляем по объекту и изучаем каждый его квадратный метр. О придании объекту былой красоты и величия изданию «Тюменская область сегодня» подробно рассказал главный инженер «Дизайн-2000»  Евгений Давыдов.

Самая кропотливая работа в мире

К сожалению, в северном приделе Троицкого собора первоначальная живопись не сохранилась, все росписи являются новоделом. Их композиции согласовывали с епархией, все они канонические. Единственная сохранившаяся композиция там находится в углу на втором этаже.

В основной же части находится большое количество отреставрированной монументальной живописи (монументальная живопись размещается на стенах храма, станковая является переносной, например, в виде картины).

– Когда мы увидели помещение впервые, оно все было в саже. Мы закрепили живопись, заполнили пустоты под штукатуркой специальным казеиновым раствором. У реставраторов самая кропотливая работа в мире. На одну живописную картину уходило по три месяца труда, начал рассказ Евгений Давыдов.

Работа длилась более двух лет. Сперва специалисты заштукатурили помещение, сделали закрепление данного материала.

– Работа очень специфическая. У старинного раствора высокая поропроницаемость, цементным раствором заштукатурить не получится. Все нужно делать строго по науке. Поражает капитальность строения, толщина его стен, делится деталями подрядчик.

«Лучшее враг хорошего»

Именно так звучит поговорка из профессионального лексикона реставраторов. Мастер вспомнил еще об одном выражении:

– Если не можешь сделать как было, то оставь, как есть, отметил Давыдов, уточнив, что об этом афоризме любой мастер должен помнить всегда.

Цель реставраторов была ясна и весьма трудоемка: привести монастырь к первозданному виду. Повсюду на композициях оставлены маленькие темные пятна, так называемые контрольные зоны, которые показывают, как выглядело изображение до начала реставрации.

– В начале 2000-х годов на первом ярусе уже проходила реставрация, но она была сделана на очень поверхностном уровне. Поэтому мы снимали шпаклевку до авторского слоя. По краске прошлись специальным составом, который сделал ее цвета ярче. Реставраторы всегда сперва снимают последующие наслоения, важен лишь авторский слой. Специалистов приглашали из Владимира, из прочих городов Золотого кольца, детально описал подрядчик.

Метр за метром

Пройдемся по самым интересным композициям. Каждая из них по своему ценна и интересна.

Так, на одном изображении виден чуть еле заметный шестой палец. У этой композиции лик был срублен.

Также интересно изображение евангелиста Матфея.

По архивному фото выяснилось, что он смотрел в другую сторону. За полчаса направление взгляда, разворот лица изменили. Напомню цель реставрации –​ приведение объекта к первозданному виду, уточнил главный инженер.

Встав по центру собора и подняв голову вверх, прихожане могут увидеть Бога Отца Саваофа.

– От него сохранились композиция и часть орнамента. Все остальное вплоть до фриза было восстановлено по старым фотографиям. В эпоху богоборчества изображение пострадало от пуль, кто-то лег прямо на пол на спину и изрешетил пулями лик. Достали восемь пуль, рассказал Евгений Давыдов.

Еще одна из интересных композиций также расположена наверху: лик очень вытянут. Таков был художественный прием мастера. Ведь композицией любуются снизу, откуда она смотрится стандартной формы.

Кстати, в храме на двух композициях нашли подписи их авторов. Скромные творцы оставили свои еле заметные подписи кончиком кисти.

Фото Валерия Бычкова

В настоящее время собор открыт для посетителей, чтобы показать свои восстановленные росписи.

– Наружную часть строения ожидает постоянный косметический уход, ведь где-то образуются трещинки. Любой объект требует текущего содержания. В рамках этого процесса здание бессрочно подновляется , – добавил Давыдов.

Наша справка

Свято-Троицкий монастырь является действующим монастырем Русской православной церкви в Тюмени. Данный объект – один из старейших в Сибири. Дата его основания –1616 год.

Отмечается, что это не только почитаемый в православии монастырь с большим количеством реликвий и святынь, но и знаменитый памятник архитектуры федерального значения. Так, на территории Свято-Троицкого монастыря возможно увидеть все основные типы русских церквей, а именно: с кубическим объемом, трапезную, а также крестообразную.

Фото Валерия Бычкова

Читайте также:

Тринадцать тюменских выпускников сдали ЕГЭ по русскому на высший балл

Стало известно, кто займется благоустройством Аптекарского сада в Тобольске