Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

В пандемию в Тюменской области появились новые профессии

Прошлый год обнажил многие проблемы в сфере занятости, но показал, куда двигаться отрасли дальше

Слушать новость
В пандемию в Тюменской области появились новые профессии. Прошлый год обнажил многие проблемы в сфере занятости, но показал, куда двигаться отрасли дальше.

В июле 2020 года около 37 тысяч тюменцев пришли в центры занятости. Это был пик безработицы в регионе. Однако уже сегодня процент трудоустройства в Тюменской области превысил допандемийные показатели. Как удалось этого достичь и с какими сложностями столкнуться, рассказал заместитель губернатора Владимир Сысоев. Встреча прошла в рамках заседания клуба «От первого лица», организованного изданием «Тюменская область сегодня».

- Пандемия оказала мощное влияние на рынок труда в Тюменской области. В прошлом году число тюменцев, обратившихся в центры занятости за содействием в поиске работы, увеличилось в два раза. Пик безработицы был зарегистрирован в июле. Расскажите, пожалуйста, поподробнее про ситуацию в сфере занятости.

- Ситуация прошлого года заставила нас серьезно пересмотреть подходы к управлению рынком труда и людям, которые ищут работу. Дело в том, что изначально реализация национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» подразумевала реформирование одного из центров в регионе. Мы выбрали проект не в Тюмени, а в Ишиме, открыли его в 2019 году, и сегодня местные жители могут видеть изменения, которые там произошли. Они связаны и с обликом здания, и с внешним видом помещений, и с тем, что многие сотрудники изменились в соответствии с новыми стандартами.

Сегодня центры занятости начинают называться кадровыми центрами. Человек должен приходить сюда не только за получением пособия, но и за помощью в трудоустройстве. Мы обязаны помочь ему либо найти новое место, либо переквалифицироваться. На это направлены все усилия.

В прошлом году мы открыли такой же реформированный центр занятости в Тобольске. Сейчас мы активно работаем над изменением центра занятости в Тюмени и Тюменском районе. В мае правительство приняло решение: все центры занятости объединить в один областной центр, и стандарты везде будут едины.

Кроме того, будет изменен подход не только к руководителям отделений, но и к психологам, которые там работают, к людям, которые сидят на первичном приеме. Мы должны изменить отношение к каждому человеку, который к нам приходит за помощью. Да, многие обращаются в центры занятости просто за пособием, и здесь задача психолога убедить человека в том, что ему нужна помощь именно в трудоустройстве.

- Как обстояли дела с занятостью именно в пандемийный год?

- Когда к нам пришло около 37 тысяч человек, в какой-то степени выявилась и теневая занятость. У нас в области до сих пор есть работодатели, которые поддерживают неформальную занятость. И есть жители, которые не хотят получать белую зарплату, например, алиментщики. Пандемия обнажила все эти моменты.

Но нам было неважно, кто к нам пришел. Была задача - обеспечить всех пришедших за поддержкой повышенными пособиями по поручению президента, быстро и без нервотрепки. Нужно было оперативно отладить дистанционный формат работы через портал «Работа в России». Я считаю, что с этим мы справились. Сегодня многие предложения, которые Тюменская область давала на федеральном уровне, нашли свое отражение. Например, были изменены нормативно-правовые акты, которые упростили многие моменты для граждан.

Сейчас у людей есть возможность взаимодействовать с центрами занятости дистанционно. Мы находимся в условиях определенных ограничений, но вернулись к понятию приема через предварительную запись.

Важно было создавать временные рабочие места, особенно в сельской местности. Мы пошли даже на то, что в прошлом году в условиях дефицита бюджета к федеральным мерам поддержки выделили из областного бюджета порядка 300 млн рублей на создание временных рабочих мест. В этом году мы эту практику продолжили, и данная мера поддержки оказалась очень востребована у людей. Временные рабочие места — это не только помощь гражданам, но и поддержка предприятий. Сегодня вместе с ищущими работу людьми мы занимаемся вопросами, связанными с профессиональным переобучением и обучением. И видим тех граждан, которые готовы к открытию собственного дела, если их поддержать грантом. Есть реальные примеры, когда такой бизнес выходит за пределы региона.

Кроме того, мы запустили центр профориентации в тюменском центре занятости, куда любой родитель может записать ребенка-школьника и прийти на экскурсию. Это совместный проект с учебными заведениями и предприятиями.

Наша задача сегодня — тем, кто ищет работу, максимально упростить условия для ее получения. Средний процент трудоустройства приближается к 50% в области, хотя в допандемийный год был 25-30%. Задача этого года — перейти за цифру 50%.

Стоит задача по наполнению банка вакансий — сегодня Тюменская область один из лидеров России в этом направлении. У нас на одного безработного приходится уже 2,5 места, мы хотим приблизиться к 3. И все эти места должны быть разными по профессиям, по муниципальным образованиям.

Дополнительно ведется работа со студентами, которым мы помогаем пройти стажировку на предприятиях. Мы доплачиваем организациям, чтобы у студента раньше появилась трудовая книжка. Такая же программа у нас и по инвалидам. На это активно выделяются гранты. Ведется работа и с мамами в декретном отпуске. Еще дальше мы пошли в работе с самозанятыми - готовы выделять гранты, популяризировать это. Люди должны знать, что у них есть такие возможности.

- Недавно помощник президента Максим Орешкин сказал, что ожидает полного восстановления рынка труда в России до докризисного уровня к концу года. Есть понимание, что Тюменская область выполнит эту задачу.

- У нас есть план, который утвержден на областном и федеральном уровне. Мы его согласовали с Минтрудом, и оценку этой работы делает Росстат. Если мы посмотрим показатели за первый квартал, то увидим, что уже практически достигли показателя в 98%. Хотя этот план должны выполнить только к концу года.

Но у нас нет задачи останавливаться, восстановив численность занятого населения. Наша задача — двигаться дальше, увеличить количество рабочих мест. Мы провели большой комплекс мероприятий.

- Какие качественные изменения произошли на рынке труда? Какие специальности и профессиональные навыки стали востребованы в области? Какие новые профессии появились за пандемийный год?

- Если говорить про банк вакансий, то традиционные профессии не уступают. Это строители, работники в сфере здравоохранения. Они сильно востребованы. Но мы стараемся активно переформатировать потребности рынка труда.

Сегодня у предприятий появилась новая категория — так называемое умение работать дистанционно. Многие организации увидели плюс в таком формате. Мы не стоим на месте, начинаем двигаться вместе с крупными федеральными компаниями. Например, в вузах реализуются так называемые «Яндекс.лицеи», или Школа сетевого администрирования с «1С». Тюменский индустриальный университет подписал соглашение с компанией «Ситроникс». Практика и теория для студента должны идти рука об руку.

Что еще показала пандемия. Возникла востребованность профессий творческой направленности. Руководители кружков, косторезы, мастера цифровой видеосъемки и так далее. Появились новые профессии, которым нужно обучать, и все эти моменты лучше прививать со школьной скамьи.

- В регионе в 2020 году возбудили 40 уголовных дел о невыплате зарплат. Какова сейчас ситуация с задолженностью по заработной плате тюменских компаний перед работниками? Какие меры предпринимаются правительством области для принуждения работодателей выполнять обязанности по выплате зарплат?

- Правительство Тюменской области внимательно отслеживает такие моменты, ведется активное взаимодействие с Государственной инспекцией труда, прокуратурой Тюменской области. У нас есть комиссия, которую возглавляет губернатор, над этой проблемой активно работаем. Нельзя оставлять человека один на один с предприятием. Фирму могут довести до банкротства, а человека — оставить без денег. Это межведомственная работа: уголовное дело возбуждает Следственный комитет, взыскивают деньги судебные приставы. Координация этого процесса лежит на органах государственной власти.

В ноябре на одном из уватских предприятий, ООО «Агрокомплекс Манайский», после нашего мониторинга нашлись деньги — 2 млн рублей для 137 работников. Руководитель не захотел доводить ситуацию до уголовного дела. Предприятие «Р-Перспектива» имело долги по зарплате в 13,5 млн рублей перед 53 работниками. Да, зарплата сегодня до конца еще не выплачена, но усилились мероприятия для того, чтобы долги были погашены. Мы ждем конца июня, когда средства придут.

Один из известных крупных должников — предприятие «Инвест-силикат-стройсервис», которое сейчас находится в процессе банкротства. Долгое время мы искали инвестора, который готов поучаствовать в покупке имущества и запустить завод заново. Предприятие было продано с торгов, пришли деньги в погашение долгов, люди получили зарплаты. Надеемся, что собственник не заморозит завод и продолжит выпускать кирпич.

В целом за первое полугодие в Тюменской области были погашены долги на сумму почти в 140 млн рублей. Это 39 организаций и почти 2 тысячи человек. Все это результат нашей совместной работы.

Пандемия показала: если у тебя нет трудовых отношений, то ты даже в центр занятости прийти не можешь и не можешь получить повышенное пособие. Поэтому вопрос оформления трудовых отношений очень важен. Он защищает и самого работника, и самого работодателя в случае трудовых конфликтов. Сегодня мы должны активно популяризировать легальность трудовых отношений.

Смотреть видео (автор Сергей Соболенко):

Читайте также:

К 2023 году тюменцы должны получать все госуслуги в один клик

Владимир Сысоев: план нацпроектов в Тюменской области прописан до 2024 года

В июле 2020 года около 37 тысяч тюменцев пришли в центры занятости. Это был пик безработицы в регионе. Однако уже сегодня процент трудоустройства в Тюменской области превысил допандемийные показатели. Как удалось этого достичь и с какими сложностями столкнуться, рассказал заместитель губернатора Владимир Сысоев. Встреча прошла в рамках заседания клуба «От первого лица», организованного изданием «Тюменская область сегодня».

- Пандемия оказала мощное влияние на рынок труда в Тюменской области. В прошлом году число тюменцев, обратившихся в центры занятости за содействием в поиске работы, увеличилось в два раза. Пик безработицы был зарегистрирован в июле. Расскажите, пожалуйста, поподробнее про ситуацию в сфере занятости.

- Ситуация прошлого года заставила нас серьезно пересмотреть подходы к управлению рынком труда и людям, которые ищут работу. Дело в том, что изначально реализация национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» подразумевала реформирование одного из центров в регионе. Мы выбрали проект не в Тюмени, а в Ишиме, открыли его в 2019 году, и сегодня местные жители могут видеть изменения, которые там произошли. Они связаны и с обликом здания, и с внешним видом помещений, и с тем, что многие сотрудники изменились в соответствии с новыми стандартами.

Сегодня центры занятости начинают называться кадровыми центрами. Человек должен приходить сюда не только за получением пособия, но и за помощью в трудоустройстве. Мы обязаны помочь ему либо найти новое место, либо переквалифицироваться. На это направлены все усилия.

В прошлом году мы открыли такой же реформированный центр занятости в Тобольске. Сейчас мы активно работаем над изменением центра занятости в Тюмени и Тюменском районе. В мае правительство приняло решение: все центры занятости объединить в один областной центр, и стандарты везде будут едины.

Кроме того, будет изменен подход не только к руководителям отделений, но и к психологам, которые там работают, к людям, которые сидят на первичном приеме. Мы должны изменить отношение к каждому человеку, который к нам приходит за помощью. Да, многие обращаются в центры занятости просто за пособием, и здесь задача психолога убедить человека в том, что ему нужна помощь именно в трудоустройстве.

- Как обстояли дела с занятостью именно в пандемийный год?

- Когда к нам пришло около 37 тысяч человек, в какой-то степени выявилась и теневая занятость. У нас в области до сих пор есть работодатели, которые поддерживают неформальную занятость. И есть жители, которые не хотят получать белую зарплату, например, алиментщики. Пандемия обнажила все эти моменты.

Но нам было неважно, кто к нам пришел. Была задача - обеспечить всех пришедших за поддержкой повышенными пособиями по поручению президента, быстро и без нервотрепки. Нужно было оперативно отладить дистанционный формат работы через портал «Работа в России». Я считаю, что с этим мы справились. Сегодня многие предложения, которые Тюменская область давала на федеральном уровне, нашли свое отражение. Например, были изменены нормативно-правовые акты, которые упростили многие моменты для граждан.

Сейчас у людей есть возможность взаимодействовать с центрами занятости дистанционно. Мы находимся в условиях определенных ограничений, но вернулись к понятию приема через предварительную запись.

Важно было создавать временные рабочие места, особенно в сельской местности. Мы пошли даже на то, что в прошлом году в условиях дефицита бюджета к федеральным мерам поддержки выделили из областного бюджета порядка 300 млн рублей на создание временных рабочих мест. В этом году мы эту практику продолжили, и данная мера поддержки оказалась очень востребована у людей. Временные рабочие места — это не только помощь гражданам, но и поддержка предприятий. Сегодня вместе с ищущими работу людьми мы занимаемся вопросами, связанными с профессиональным переобучением и обучением. И видим тех граждан, которые готовы к открытию собственного дела, если их поддержать грантом. Есть реальные примеры, когда такой бизнес выходит за пределы региона.

Кроме того, мы запустили центр профориентации в тюменском центре занятости, куда любой родитель может записать ребенка-школьника и прийти на экскурсию. Это совместный проект с учебными заведениями и предприятиями.

Наша задача сегодня — тем, кто ищет работу, максимально упростить условия для ее получения. Средний процент трудоустройства приближается к 50% в области, хотя в допандемийный год был 25-30%. Задача этого года — перейти за цифру 50%.

Стоит задача по наполнению банка вакансий — сегодня Тюменская область один из лидеров России в этом направлении. У нас на одного безработного приходится уже 2,5 места, мы хотим приблизиться к 3. И все эти места должны быть разными по профессиям, по муниципальным образованиям.

Дополнительно ведется работа со студентами, которым мы помогаем пройти стажировку на предприятиях. Мы доплачиваем организациям, чтобы у студента раньше появилась трудовая книжка. Такая же программа у нас и по инвалидам. На это активно выделяются гранты. Ведется работа и с мамами в декретном отпуске. Еще дальше мы пошли в работе с самозанятыми - готовы выделять гранты, популяризировать это. Люди должны знать, что у них есть такие возможности.

- Недавно помощник президента Максим Орешкин сказал, что ожидает полного восстановления рынка труда в России до докризисного уровня к концу года. Есть понимание, что Тюменская область выполнит эту задачу.

- У нас есть план, который утвержден на областном и федеральном уровне. Мы его согласовали с Минтрудом, и оценку этой работы делает Росстат. Если мы посмотрим показатели за первый квартал, то увидим, что уже практически достигли показателя в 98%. Хотя этот план должны выполнить только к концу года.

Но у нас нет задачи останавливаться, восстановив численность занятого населения. Наша задача — двигаться дальше, увеличить количество рабочих мест. Мы провели большой комплекс мероприятий.

- Какие качественные изменения произошли на рынке труда? Какие специальности и профессиональные навыки стали востребованы в области? Какие новые профессии появились за пандемийный год?

- Если говорить про банк вакансий, то традиционные профессии не уступают. Это строители, работники в сфере здравоохранения. Они сильно востребованы. Но мы стараемся активно переформатировать потребности рынка труда.

Сегодня у предприятий появилась новая категория — так называемое умение работать дистанционно. Многие организации увидели плюс в таком формате. Мы не стоим на месте, начинаем двигаться вместе с крупными федеральными компаниями. Например, в вузах реализуются так называемые «Яндекс.лицеи», или Школа сетевого администрирования с «1С». Тюменский индустриальный университет подписал соглашение с компанией «Ситроникс». Практика и теория для студента должны идти рука об руку.

Что еще показала пандемия. Возникла востребованность профессий творческой направленности. Руководители кружков, косторезы, мастера цифровой видеосъемки и так далее. Появились новые профессии, которым нужно обучать, и все эти моменты лучше прививать со школьной скамьи.

- В регионе в 2020 году возбудили 40 уголовных дел о невыплате зарплат. Какова сейчас ситуация с задолженностью по заработной плате тюменских компаний перед работниками? Какие меры предпринимаются правительством области для принуждения работодателей выполнять обязанности по выплате зарплат?

- Правительство Тюменской области внимательно отслеживает такие моменты, ведется активное взаимодействие с Государственной инспекцией труда, прокуратурой Тюменской области. У нас есть комиссия, которую возглавляет губернатор, над этой проблемой активно работаем. Нельзя оставлять человека один на один с предприятием. Фирму могут довести до банкротства, а человека — оставить без денег. Это межведомственная работа: уголовное дело возбуждает Следственный комитет, взыскивают деньги судебные приставы. Координация этого процесса лежит на органах государственной власти.

В ноябре на одном из уватских предприятий, ООО «Агрокомплекс Манайский», после нашего мониторинга нашлись деньги — 2 млн рублей для 137 работников. Руководитель не захотел доводить ситуацию до уголовного дела. Предприятие «Р-Перспектива» имело долги по зарплате в 13,5 млн рублей перед 53 работниками. Да, зарплата сегодня до конца еще не выплачена, но усилились мероприятия для того, чтобы долги были погашены. Мы ждем конца июня, когда средства придут.

Один из известных крупных должников — предприятие «Инвест-силикат-стройсервис», которое сейчас находится в процессе банкротства. Долгое время мы искали инвестора, который готов поучаствовать в покупке имущества и запустить завод заново. Предприятие было продано с торгов, пришли деньги в погашение долгов, люди получили зарплаты. Надеемся, что собственник не заморозит завод и продолжит выпускать кирпич.

В целом за первое полугодие в Тюменской области были погашены долги на сумму почти в 140 млн рублей. Это 39 организаций и почти 2 тысячи человек. Все это результат нашей совместной работы.

Пандемия показала: если у тебя нет трудовых отношений, то ты даже в центр занятости прийти не можешь и не можешь получить повышенное пособие. Поэтому вопрос оформления трудовых отношений очень важен. Он защищает и самого работника, и самого работодателя в случае трудовых конфликтов. Сегодня мы должны активно популяризировать легальность трудовых отношений.

Смотреть видео (автор Сергей Соболенко):

Читайте также:

К 2023 году тюменцы должны получать все госуслуги в один клик

Владимир Сысоев: план нацпроектов в Тюменской области прописан до 2024 года