Спасти область от мусора: как в регионе решают вопросы обращения с ТКО
Об эффективности работы «Тюменского экологического объединения» и задачах на будущее рассказал руководитель компании Константин Фрумкин
Благодаря проводимой в стране реформе удалось решить многие проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами, их вывозом и обработкой. Об эффективности работы «Тюменского экологического объединения» и задачах на будущее рассказал руководитель компании Константин Фрумкин.
– Константин Игоревич, как вы оцениваете ход реформы?
– До 2019 года в регионе не все было благополучно в сфере обращения с отходами: свалки возле деревень, отсутствие централизованного вывоза и дымящиеся полигоны. Сегодня появились новые оборудованные места накопления отходов, организован их регулярный сбор, построены предприятия по сортировке: с начала 2019 года мусоросортировочный завод работает в Тюмени, с октября 2020 года – в Тобольске. С января 2021-го в тестовом режиме запущен завод в Ишиме и перегрузочная станция в Ялуторовске. Не все цели еще достигнуты, мы создаем новую систему, но благодаря реформе ряд проблем уже удалось решить – люди это начали видеть и ощущать.
– Какие вопросы приходилось решать во время подготовки заводов и станции к запуску?
– В первую очередь решения требовали технологические процессы. Поскольку создаваемые объекты были новыми для региона и даже для страны, они привлекли повышенное внимание со стороны общественности. Сейчас стало спокойнее, сфера обращения с отходами и актуальность экологической повестки более понятны людям, и открытие завода в Ишиме в этом году прошло в штатном режиме.
– Сколько человек задействовано в работе по вывозу и сортировке твердых коммунальных отходов?
– Вся система в общей сложности дала работу 1,5 тысячи человек. Организацией процесса занимаются более 100 специалистов. На заводах трудятся порядка 700 сотрудников, более 30 – на полигонах. Вывоз мусора осуществляют подрядчики, и этим ежедневно занимаются более 600 водителей, помощников и механиков.
– Какой период в работе компании был самым сложным?
– Самый сложный – это, конечно, начало реформы, декабрь 2018-го – февраль 2019 года. В это время проходили большие общественные обсуждения новой услуги, определение тарифа и норматива, изменение логистики.
– Насколько эффективен процесс обработки мусора в регионе?
– Создание мощностей по обработке твердых коммунальных отходов в регионе завершено. Но важно понимать, что обработка – это подготовка отходов к их дальнейшей переработке и утилизации: разбор мусора, его чистка и сортировка. Этим и занимаются заводы. Их задача: разделить мусор на отдельные фракции, которые потом могут быть востребованы переработчиками и предприятиями, занимающимися утилизацией. Сегодня мы можем рассортировать 100 процентов коммунальных отходов, которые образуются в регионе.
Фото предоставлено «Тюменским экологическим объединением»
Второй этап реформы более сложный. Речь идет о переработке отсортированных отходов. К сожалению, пока востребованы и пригодны для дальнейшей переработки всего несколько компонентов – бутылки ПЭТ, канистры и пластиковые упаковки, часть пленок и пакетов, алюминиевые банки и цветные металлы, стекло. Для остальных фракций на сегодняшний день мощностей по переработке просто не существует. Например, потребители выбрасывают большое количество многослойных упаковок – тетрапак, в составе которых есть бумага, пластик и фольга. На территории страны нам не известны предприятия, готовые перерабатывать этот материал в промышленных масштабах.
В нашей сфере существует много технологических проблем, которые ограничивают переработку и требуют решения. Нужно знать, что почти 40 процентов собираемых отходов – пищевая фракция с инертными материалами, которую можно переработать только в компост.
В настоящее время совместно с региональным правительством мы обсуждаем возможность использования этой фракции на следующем этапе проведения реформы.
– К сожалению, опасные отходы – например, лампы или батарейки – по-прежнему попадают в контейнеры. Как можно решить эту проблему?
– Такие отходы ценности для перерабатывающих предприятий не представляют, и чтобы их взяли на утилизацию, за это нужно заплатить. Если по твердым коммунальным отходам разработано законодательство и порядок действий определен, то в отношении опасных отходов конкретики нет. Например, нельзя выбрасывать батарейки в контейнер, но ответственности за это не предусмотрено и не определены места сбора. Для решения проблемы необходима доработка законодательства.
Фото предоставлено «Тюменским экологическим объединением»
– Как в регионе проводится замена контейнеров на новые современные емкости?
– В стране начали реформу, но забыли законодательно определить, кто должен закупать и обновлять контейнеры. К сожалению, этот вопрос не отрегулирован до сих пор. Понимая, что без контейнеров невозможно должным образом организовать вывоз мусора, мы приняли программу по их покупке и замене, хотя есть ограничения по затратам на обновление контейнерного парка.
Общая потребность в контейнерах в регионе составляет более 30 тысяч штук. Почти 15 тысяч емкостей приобретено региональным оператором и транспортировщиками. Однако наши возможности в этом вопросе ограничены законом: тратить на них можно не более одного процента от валовой выручки предприятия.
– Учитываете ли вы при организации работы пожелания и просьбы жителей?
– Стараемся, чтобы при взаимодействии «потребитель – региональный оператор» участвовала и третья сторона – органы местного самоуправления. Главная задача муниципалитетов – быть не столько политиками, сколько хозяйственниками. Именно представители муниципальной власти должны оказывать помощь при взаимодействии между региональным оператором и местными жителями. Организация вывоза мусора – процесс сложный и многоэтапный, но его можно быстро запустить и правильно выстроить. Любое предприятие вынуждено подстраиваться под требования контрагентов – точно так же, как и они под него. Такое взаимодействие – всегда дорога с двусторонним движением.
– Были сложности с садовыми обществами – из-за банкротств, нежелания оплачивать оказанные услуги. Как удалось решить вопрос и договориться с садоводами?
– Проблема садоводческих обществ – не в вывозе отходов, а в том, что их статус в настоящее время не определен. Есть правовые нормы, которые предполагают, что люди в СНТ занимаются садоводством, выращивают продукты и отдыхают от города. Но в действительности в товариществах есть граждане, проживающие там круглогодично. Они строят дома, получают прописку. После банкротства СНТ проживающие и садоводы остаются, а назначение земель не меняется, поэтому абсолютно все ресурсоснабжающие организации сталкиваются с одинаковыми проблемами при обслуживании таких территорий, например, удаленностью от городов, шириной проездов внутри обществ. Решение вопроса о статусе СНТ позволит урегулировать и сложности с водой, дорогами, электричеством и вывозом мусора, определить зоны ответственности и полномочий всех задействованных сторон.
Фото предоставлено «Тюменским экологическим объединением»
– Какие вопросы предстоит решить в ближайшем будущем?
– Главная задача, над решением которой мы работаем и решить ее сможем только вместе с правительством области и муниципалитетами, – завершение процесса организации мест накопления твердых коммунальных отходов. Если в городе такие площадки под баки есть практически везде, то во многих деревнях они отсутствуют. А вот если вы захотите выбросить крупногабаритный мусор, допустим, стол или диван, то специализированную площадку под такой вид отходов не найдете.
Вторая задача – мы начали работу над проектированием участка по изготовлению технического грунта. Использование этого продукта при пересыпке полигона – реальный выход из части проблем по содержанию подобных объектов. Создание и запуск такого участка позволит решить вопросы с утилизацией органических отходов, которые гниют на полигонах, выделяют метан и ускоряют разложение.
– Слово «экология» есть даже в названии компании. Насколько важно решение проблемы утилизации мусора для будущих поколений?
– Оценить перспективы – задача ученых, которые много спорят на эту тему. Однако важно понимать, что проблема обращения с отходами – достаточно новая для человечества. На Земле невозможно найти ни одной свалки, которая бы сохранилась с середины прошлого века. Когда археологи проводят раскопки, они не находят мусорных свалок, потому что отходы были другими по составу и разложились естественным способом.
В последние десятилетия, когда развивается общество и увеличиваются запросы людей, появилось много пластиков, тканей и материалов, которые не поддаются органическому разложению. Новые производства удешевили потребление, но создали серьезную проблему для будущего. Не только в России, но и во всем мире к комплексному решению этой проблемы пока не пришли.
Фото предоставлено «Тюменским экологическим объединением»
– Какими вы видите основные задачи?
– Хотим сделать так, чтобы всем жителям региона было понятно, что, как и куда выбрасывать. Мы намерены организовать цивилизованный сбор и обращение с отходами, которые производятся, разделяя их на фракции и потоки, сделать процесс удобным для граждан и безопасным с точки зрения экологического благополучия.
Компостирование органических отходов, переработка неорганических, создание системы обращения для опасных и строительных отходов, поддержка переработки автомобильных покрышек – непростые задачи, которые требуют решения. И в этой работе должны быть задействованы не только региональные операторы, но и законодатели всех уровней, представители органов исполнительной власти и, конечно, общественность. Вместе мы найдем решения, которые позволят сохранить леса и луга зелеными и передать плодородную землю и чистую воду детям и внукам.
Читайте также:
В Тюмени собрали более 500 кг мусора вокруг городского озера