В долине памяти: поиски солдат великой войны продолжаются
Поисковики отряда «Кречет» в этом году поедут в Западнодвинский район Тверской области
Война не закончена, пока не похоронен последний солдат. Тюменские поисковики из военно-поискового отряда «Кречет» готовы в очередной раз отправиться на поиски солдат, погибших в годы Великой Отечественной. В этом году бойцы отряда поедут в Западнодвинский район Тверской области – на границу с Псковской и Смоленской областями.
– Район не случайный. С 21 июля 1941 года 29-я Общевойсковая армия в составе Западного фронта участвовала в Смоленском сражении, куда была приписана 246-я стрелковая дивизия в городе Рыбинске Ярославской области. Ее основной состав - уроженцы Тюменской, Курганской и Омской областей , – поясняет руководитель военно-поискового отряда «Кречет» Андрей Ковалевский. – Смоленское сражение задержало врага, но этот успех Красная армия оплатила большой кровью. Общие людские потери советских войск составили почти 760 тысяч человек, из которых 64 процента - потери безвозвратные. Время идет, с тех пор прошло 80 лет. Останки превращаются в землю, и надо успеть.
У каждого бойца «Кречета» своя дорога в поисковое движение.
– Раньше думал, что о Великой Отечественной войне по школьной программе, литературе, фильмам и музейным экспонатам знаю все, справедливо чествую ветеранов войны и тружеников тыла, – отмечает опытный поисковик-кречетовец Рамин Алыев. – Но мне хотелось самому побывать на местах сражений, поднять останки погибших воинов...
Семикласснице Дарье Гультяевой в этом году предстоит первая экспедиция.
– На фронте в составе 246-й стрелковой дивизии воевал мой прапрадед Григорий Иванович Шешуков. Тогда их батальон получил задание: «занять хорошо укрепленный плацдарм немцев». Местность болотистая. Во время ожесточенных боев земля буквально стонала, словно тяжело раненный солдат. После часового обстрела немцами позиций батальона, а точнее сказать, расстрела, из 300 бойцов в живых остались 17 человек (!), в их числе был и мой прапрадед. Для меня «Вахта Памяти» - возможность прикоснуться к истории, почувствовать ее своими руками , - поделилась ожиданиями Дарья.
(Не) известный солдат
Поисковая работа бойцами отряда «Кречет» ведется с 2001 года. До сих пор сегодня так и лежат погибшие солдаты и командиры РККА на местах былых боев, в безвестных братских могилах, в засыпанных взрывами окопах и блиндажах, а то и просто под дерном на полях, дорогах и в перелесках, в местах массовой гибели: «котлах» и при прорывах из окружений.
– Встреча с неизвестным солдатом перевернула мой мир. Лесная лужайка, на которой растут цветы, и здесь же в земле лежат те, кто до сих пор числится пропавшим без вести , – вспоминает Рамин Алыев. – Я представил, что человек, останки которого мы подняли, хотел жить и любить. Его мама или девушка гладила его по голове и приговаривала: «Ты моя радость! Моя надежда и опора!». Мать или невеста не дождалась и не узнала, где его могила. Невыносимо больно от осознания этого. С воинскими почестями мы хороним их через десятилетия безвестности… Это очень важно для нас с вами, для потомков поколения победителей!
Солдатский медальон
В одной из последних экспедиций кречетовцы подняли девять бойцов. У пяти из них установлена личность, найдены родные. Чаще в экспедиции на раскопках попадаются неразорвавшиеся снаряды, каски, орудия, фрагменты одежды, металлические коробки для спичек, ложки, перочинные ножи. Но особую ценность имеют солдатские медальоны.
Фото из архива военно-поискового отряда «Кречет»
При обнаружении останков - никакой спешки. Лопатой пользуются только при расширении раскопа, все остальное совками и ножами. Поднятую землю перебирают руками на наличие предметов или останков. Иногда в такой воронке находят по несколько солдат. Все зависит от опыта и удачи поисковика.
Определить имена и фамилии погибших воинов часто не представляется возможным. Ничем не защищенный бумажный вкладыш быстро истлевает в земле, что значительно затрудняет процесс идентификации погибших. Зачастую медальон пустой. Почему?
Согласно историческим данным, приказом наркома обороны маршала Семена Тимошенко от 15 марта 1941 года были введены медальоны с основными сведениями о военнослужащих для учета потерь и погребения личного состава Красной армии. Он не был своевременно доведен до всех частей РККА.
– Поэтому говорить об относительном упорядочении персонального учета безвозвратных потерь на фронтах Великой Отечественной войны можно только с середины 1942 года. Но в ноябре того же года вышел новый приказ – о снятии со снабжения Красной армии медальонов с пергаментными вкладышами. Предполагалось, что наличие красноармейской книжки, содержащей все необходимые данные о бойце, снимает надобность в дублировании этих сведений в медальоне , – объясняет Андрей Ковалевский. – Кроме того, суеверия «если указать имя и фамилию, то обязательно погибнешь» заведомо увеличивали армию неизвестных солдат.
К настоящему времени чернильный карандаш стирается. Лист чистый. Ранее такие вкладыши считались утраченными. Сегодня поисковики научились читать и такие «послания прошлого». Особенно хорошо в этом деле преуспели Татьяна Кухаренко из поселка Туртас, командир поискового отряда «Югра» и бойцы из отряда «Память» Западнодвинского района.
Откопай друга, браток
Поиск родных поднятого солдата не всегда быстрый. Требуется помощь поисковиков из других регионов. Кречетовцы активно сотрудничают с поисковиками Белоруссии и Подмосковья, Пермского края и города Омска. Они делают запросы в военкоматы, административные образования.
– В прошлом году нашли родную дочь Ивана Давыдова, жителя Омска. Она рассказала, что в семье хранится письмо отца с фронта. В нем он сообщил: «Сидим на краю леса, в болоте. Самолеты сильно бомбят. Скоро в бой. Вряд ли останемся в живых». И мы находим его именно на краю леса в заболоченном месте! – рассказывает Андрей Ковалевский. – По традиции на месте подъема бойца установили крест и памятную табличку. Будет куда родственникам приехать и поклониться.
Нередко, как рассказывают бывалые поисковики, герои-фронтовики «приходят» к ним сами.
– Мне повезло, поднял бойца. Вечером уснул. Работа поисковика не из легких – за день перелопачиваем большую гору грунта. Во сне ко мне пришел поднятый боец. Он поблагодарил всех нас за то, что скоро вернется с войны домой , – вспоминает Рамин Алыев. – Потом он... попросил продолжить поиск за березками: «Там мой друг, вместе призывались. Откопай моего друга, браток». Утром именно на этом месте подняли еще одного бойца .
В добрый путь
Вместе с тюменскими поисковиками на местах сражений будут работать бойцы из Пензенского отряда «Авиапоиск» и Западнодвинского отряда.
– Многие из них едут за свой счет, чего не скажешь про тюменцев. Областной поисковый отряд имени Артура Ольховского, в том числе военно-поисковый отряд «Кречет», стабильно финансируется из областного бюджета , – с благодарностью отмечает Андрей Ковалевский.
К экспедиции кречетовцы подготовились основательно. В течение года они изучали теорию поисковой работы, учились работать в команде. Занятия не прекращались даже в пандемию. Они проходили на свежем воздухе. Не раз проводили и учебные вахты. К примеру, недавно бойцы вернулись с Таганая, где проживали в палатках, учились разжигать костер и варить пищу.
В экспедиции поисковики проведут две недели, а вернутся к 9 Мая.
Читайте также:
Поисковики Тюмени поедут в экспедицию в Новгородскую и Тверскую области
Тюменцам пояснили, как помочь потерявшемуся пожилому человеку