Размер шрифта +
Цветовая схема A A A

Дед военной авиации: 15 жизней тюменского летчика

Известному земляку Валерию Поташову присвоено звание Героя России

17:11, 17 апреля 2021, Людмила Шорохова
Слушать новость
Дед военной авиации: 15 жизней тюменского летчика. Известному земляку Валерию Поташову присвоено звание Героя России . Заслуженному летчику-испытателю России, полковнику Военно-воздушных сил России Валерию Поташову судьба подарила 15 жизней. В его летной книжке именно столько записей об авариях в небе. Он летал на пределах возможного и стремился освоить все виды современных самолетов. Он может найти подход к любой душе самолета, чтоб потом пилоты спокойно и уверенно пилотировали. Маленький поселок Урожайный Заводоуковского района, что в ста километрах от Тюмени. На паре улочек не более трехсот жителей. Здесь юный Валерий Поташов начал мечтать о небе. – К технике тянуло с детства. В начальной школе хотел стать механизатором. После окончания восьмилетки получил водительские права и решил с другом освоить специальность – помощник машиниста. Родители не были против, а вот председатель колхоза советовал все же закончить десятилетку, - рассказывает он. Валерий вернулся в школу. В девятом классе в кабинете военрука паренек увидел плакат с самолетом Миг-15бис. Воздушная машина произвела огромное впечатление. Особенно зацепили названия узлов и деталей: элероны, шпангоуты, нервюры. - Выпросил у преподавателя плакат и повесил его у себя в комнате, тогда же и поставил цель – стать летчиком, - вспоминает Поташов. В селе не было спортивного клуба, поэтому спортом подросток занялся самостоятельно. Вестибулярный аппарат тренировал на... падунском пруду: ежедневно ходил по березе, нависшей над водой. После школы поехал поступать в Черниговское летное училище, но не прошел по конкурсу. Пригодились водительские права, устроился водителем на Тюменский судостроительный завод. Все свободное время проводил в Тюменском авиационном спортивном клубе, прыгал с парашютом, летал на планерах. Через год он уже имел спортивный разряд и 30 часов налета, что позволило ему без труда поступить в Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени главного маршала авиации К.А. Вершинина. Первый самостоятельный полет совершил на Л-28, будучи курсантом второго курса. На четвертом уже сидел за штурвалом сверхзвукового Як-28. – Закончив военное училище, как и все, рвался в строевую часть, боевой полк, чтоб заступить на охрану государства. Однако меня оставили в училище в должности летчика-инструктора выпускного курса, – отмечает полковник Поташов. Учить молодых - дело не простое, особенно на практике. Главный постулат инструктора – дать почувствовать машину и в любой ситуации сохранить самообладание. Однако избежать конфликта с одним из курсантов не удалось. – На этапе взлета и посадки он показывал нестабильно технику пилотирования. Поэтому в выпускной аттестации указал, что целесообразно его использовать на самолетах транспортной авиации , – вспоминает Валерий Серпионович. – Обиделся курсант-выпусник сильно. Прошли годы, и ко мне пришел в гости уже майор, командир Ан-22, чтоб поблагодарить: «Я нашел себя в транспортной авиации. Повидал мир» . За шесть лет инструкторской работы Валерий Поташов выпустил в небо 30 летчиков. Но на достигнутом молодой летчик не остановился, решил освоить профессию летчика-испытателя. На вопрос: «Почему выбрал именно эту профессию?» легендарный земляк неизменно отвечает: «Летчик-испытатель первым поднимет в воздух новую машину. В воздушном просторе он на различной высоте и разных скоростях проверяет, как осуществились замыслы конструктора. Пока машина детально не изучена, летчик-испытатель очень внимательно прислушивается к ее поведению. Недаром говорим, что с новым самолетом нельзя переходить на «ты» раньше времени». Чтоб стать ближе к своей мечте, летчик-инструктор поступил в центр подготовки летчиков-испытателей в Ахтубинске. Но к этому времени Як-28 устарел. Современный Су-24 пришлось осваивать в строевой части города Черняховска Калининградской области. Прекрасная теоретическая и летная подготовка позволила нашему земляку стать летчиком-испытателем. Первые серьезные испытания духа – Очередной полет, все как обычно. На этот раз следовало перегнать самолет Су-24. Взлетели. Взяли нужный курс – Забайкалье. При подлете к Байкалу загорелся двигатель. На раздумья две секунды, реакция на сигнализацию у летчика отработана до автоматизма. Нажал кнопку, однако предупреждение о пожаре не исчезло , – вспоминает легендарный летчик-испытатель. – В этом случае, согласно инструкции, экипаж должен катапультироваться . Сгореть машина могла меньше чем за минуту. Несмотря на это, экипаж принял решение: посадить горящую машину на запасной аэродром, и не ошибся – экспериментальная машина сохранена. Фотографии из архива Падунского сельского музея В винтокрылой гавани На сегодня трудовой стаж полковника Валерия Поташова полвека, большую часть на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Начал с должности старшего летчика-испытателя, а в 2010 году он уже заместитель начальника летно-испытательной станции по летной службе. – Испытания на предельных режимах проходят как низко над землей, так и на сверхзвуке. При взлете сказываются перегрузки. Пульс за 200 заходил. Но нас учили не обращать внимания на свои ощущения. Обращать внимание только на то, что ты видишь, а не на то, что чувствуешь , – отмечает Валерий Серпионович. – Наша главная задача – выявить как можно больше дефектов, чтобы в войска поступил самолет, за который не будет стыдно многотысячному коллективу завода . Стоит отметить, что при заводских испытаниях 28 летчиков-испытателей погибли во имя прогресса российской авиации. Последняя трагедия случилась в 1999 году. Полковник Поташов испытывал боевые машины не только в российском небе, но и в Народной Демократической Республике Алжир. Здесь провел испытания после сборки Су-24МК. Одновременно переучивал летчиков ВВС Алжира с самолета МиГ-23 на Су-24МК по всем видам летной подготовки, в том числе дозаправке топливом в полете, а также на малых высотах над Средиземным морем. Военную пенсию легендарный летчик-испытатель налетал уже в 32 года. Мог бы уволиться, но продолжил. В запас полковник Поташов вышел в 50 лет, но по-прежнему садится в кабину грозного истребителя-бомбардировщика Су-34, чтобы снова испытать его, а также поднять в небо самолеты гражданской авиации Ан-38-100, Ан-38-120, Ан-38-200. Машину сдают заказчику только после его «отлично». Именно Валерий Поташов испытывал возможность системы дозаправки в воздухе. За что был награжден боевым орденом Красной Звезды. Стал заслуженным летчиком-испытателем РФ. Одним из первых тестировал опытный образец Су-34 – сверхзвуковой ударный комплекс на этапе летных испытаний. – Желание и мечта каждого летчика-испытателя - поработать на данной машине. С одной стороны это большая ответственность, с другой – романтика. В одном более двухчасовом полете заложено около трехсот режимов, которые летчик должен проверить , - отмечает он. В октябре 2016 года за мужество и героизм, проявленный при испытании новой авиационной техники, Валерию Поташову присвоено звание Героя России с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда». Фотографии из архива Падунского сельского музея Всего за время службы Серпионович, так ласково его величают заводчане, налетал 4 800 часов, из них на испытания приходится 3 500 часов. Освоил более 30 видов самолетов и их модификации, на 16 из них проводил испытания. Поднял в небо Т-10В-7 и первый Ан-38-200. Более 1 тысячи стыковок в небе. Несмотря на свой возраст, в мае текущего года ему исполнится 72 года, легендарный летчик-испытатель отмечает, что «небо мне не надоело, я не налетался – это однозначно!». – Каждый год прохожу медицинскую комиссию. Врачи советуют найти другую работу. По этому поводу китайский мудрец Конфуций говорит: «Если вы не хотите ходить на работу, то выберите любимую работу и вы не будете ходить на работу» , – говорит дед военной авиации. – Вот я и не хожу на работу. Летаю. На малой Родине В Заводоуковском районе гордятся героем и всегда ждут именитого земляка. Здесь живут две его родные сестры и одноклассники. По мнению последних, Валерий, как и прежде, жизнерадостный весельчак, душа компании. На 50-летие Падунской школы он подарил сельскому музею летную форму и шлем, на который прикрепил свою... октябрятскую звездочку. Теперь ежегодно в День космонавтики Любовь Хамова, хранитель сельского музея, приглашает падунских мальчишек и девчонок, чтобы рассказать им о Герое нашего времени.
Дед военной авиации: 15 жизней тюменского летчика

Фотографии из архива Падунского сельского музея

Заслуженному летчику-испытателю России, полковнику Военно-воздушных сил России Валерию Поташову судьба подарила 15 жизней. В его летной книжке именно столько записей об авариях в небе. Он летал на пределах возможного и стремился освоить все виды современных самолетов. Он может найти подход к любой душе самолета, чтоб потом пилоты спокойно и уверенно пилотировали.

Маленький поселок Урожайный Заводоуковского района, что в ста километрах от Тюмени. На паре улочек не более трехсот жителей. Здесь юный Валерий Поташов начал мечтать о небе.

– К технике тянуло с детства. В начальной школе хотел стать механизатором. После окончания восьмилетки получил водительские права и решил с другом освоить специальность – помощник машиниста. Родители не были против, а вот председатель колхоза советовал все же закончить десятилетку, - рассказывает он.

Валерий вернулся в школу. В девятом классе в кабинете военрука паренек увидел плакат с самолетом Миг-15бис. Воздушная машина произвела огромное впечатление. Особенно зацепили названия узлов и деталей: элероны, шпангоуты, нервюры.

- Выпросил у преподавателя плакат и повесил его у себя в комнате, тогда же и поставил цель – стать летчиком, - вспоминает Поташов.

В селе не было спортивного клуба, поэтому спортом подросток занялся самостоятельно. Вестибулярный аппарат тренировал на... падунском пруду: ежедневно ходил по березе, нависшей над водой.

После школы поехал поступать в Черниговское летное училище, но не прошел по конкурсу. Пригодились водительские права, устроился водителем на Тюменский судостроительный завод. Все свободное время проводил в Тюменском авиационном спортивном клубе, прыгал с парашютом, летал на планерах.

Через год он уже имел спортивный разряд и 30 часов налета, что позволило ему без труда поступить в Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков имени главного маршала авиации К.А. Вершинина. Первый самостоятельный полет совершил на Л-28, будучи курсантом второго курса. На четвертом уже сидел за штурвалом сверхзвукового Як-28.

– Закончив военное училище, как и все, рвался в строевую часть, боевой полк, чтоб заступить на охрану государства. Однако меня оставили в училище в должности летчика-инструктора выпускного курса, – отмечает полковник Поташов.

Учить молодых - дело не простое, особенно на практике. Главный постулат инструктора – дать почувствовать машину и в любой ситуации сохранить самообладание. Однако избежать конфликта с одним из курсантов не удалось.

– На этапе взлета и посадки он показывал нестабильно технику пилотирования. Поэтому в выпускной аттестации указал, что целесообразно его использовать на самолетах транспортной авиации , – вспоминает Валерий Серпионович. – Обиделся курсант-выпусник сильно. Прошли годы, и ко мне пришел в гости уже майор, командир Ан-22, чтоб поблагодарить: «Я нашел себя в транспортной авиации. Повидал мир» .

За шесть лет инструкторской работы Валерий Поташов выпустил в небо 30 летчиков. Но на достигнутом молодой летчик не остановился, решил освоить профессию летчика-испытателя.

На вопрос: «Почему выбрал именно эту профессию?» легендарный земляк неизменно отвечает: «Летчик-испытатель первым поднимет в воздух новую машину. В воздушном просторе он на различной высоте и разных скоростях проверяет, как осуществились замыслы конструктора. Пока машина детально не изучена, летчик-испытатель очень внимательно прислушивается к ее поведению. Недаром говорим, что с новым самолетом нельзя переходить на «ты» раньше времени».

Чтоб стать ближе к своей мечте, летчик-инструктор поступил в центр подготовки летчиков-испытателей в Ахтубинске. Но к этому времени Як-28 устарел. Современный Су-24 пришлось осваивать в строевой части города Черняховска Калининградской области. Прекрасная теоретическая и летная подготовка позволила нашему земляку стать летчиком-испытателем.

Первые серьезные испытания духа

– Очередной полет, все как обычно. На этот раз следовало перегнать самолет Су-24. Взлетели. Взяли нужный курс – Забайкалье. При подлете к Байкалу загорелся двигатель. На раздумья две секунды, реакция на сигнализацию у летчика отработана до автоматизма. Нажал кнопку, однако предупреждение о пожаре не исчезло , – вспоминает легендарный летчик-испытатель. – В этом случае, согласно инструкции, экипаж должен катапультироваться .

Сгореть машина могла меньше чем за минуту. Несмотря на это, экипаж принял решение: посадить горящую машину на запасной аэродром, и не ошибся – экспериментальная машина сохранена.

Фотографии из архива Падунского сельского музея

В винтокрылой гавани

На сегодня трудовой стаж полковника Валерия Поташова полвека, большую часть на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Начал с должности старшего летчика-испытателя, а в 2010 году он уже заместитель начальника летно-испытательной станции по летной службе.

– Испытания на предельных режимах проходят как низко над землей, так и на сверхзвуке. При взлете сказываются перегрузки. Пульс за 200 заходил. Но нас учили не обращать внимания на свои ощущения. Обращать внимание только на то, что ты видишь, а не на то, что чувствуешь , – отмечает Валерий Серпионович. – Наша главная задача – выявить как можно больше дефектов, чтобы в войска поступил самолет, за который не будет стыдно многотысячному коллективу завода .

Стоит отметить, что при заводских испытаниях 28 летчиков-испытателей погибли во имя прогресса российской авиации. Последняя трагедия случилась в 1999 году.

Полковник Поташов испытывал боевые машины не только в российском небе, но и в Народной Демократической Республике Алжир. Здесь провел испытания после сборки Су-24МК. Одновременно переучивал летчиков ВВС Алжира с самолета МиГ-23 на Су-24МК по всем видам летной подготовки, в том числе дозаправке топливом в полете, а также на малых высотах над Средиземным морем.

Военную пенсию легендарный летчик-испытатель налетал уже в 32 года. Мог бы уволиться, но продолжил. В запас полковник Поташов вышел в 50 лет, но по-прежнему садится в кабину грозного истребителя-бомбардировщика Су-34, чтобы снова испытать его, а также поднять в небо самолеты гражданской авиации Ан-38-100, Ан-38-120, Ан-38-200. Машину сдают заказчику только после его «отлично».

Именно Валерий Поташов испытывал возможность системы дозаправки в воздухе. За что был награжден боевым орденом Красной Звезды. Стал заслуженным летчиком-испытателем РФ. Одним из первых тестировал опытный образец Су-34 – сверхзвуковой ударный комплекс на этапе летных испытаний.

– Желание и мечта каждого летчика-испытателя - поработать на данной машине. С одной стороны это большая ответственность, с другой – романтика. В одном более двухчасовом полете заложено около трехсот режимов, которые летчик должен проверить , - отмечает он.

В октябре 2016 года за мужество и героизм, проявленный при испытании новой авиационной техники, Валерию Поташову присвоено звание Героя России с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

Фотографии из архива Падунского сельского музея

Всего за время службы Серпионович, так ласково его величают заводчане, налетал 4 800 часов, из них на испытания приходится 3 500 часов. Освоил более 30 видов самолетов и их модификации, на 16 из них проводил испытания. Поднял в небо Т-10В-7 и первый Ан-38-200. Более 1 тысячи стыковок в небе.

Несмотря на свой возраст, в мае текущего года ему исполнится 72 года, легендарный летчик-испытатель отмечает, что «небо мне не надоело, я не налетался – это однозначно!».

– Каждый год прохожу медицинскую комиссию. Врачи советуют найти другую работу. По этому поводу китайский мудрец Конфуций говорит: «Если вы не хотите ходить на работу, то выберите любимую работу и вы не будете ходить на работу» , – говорит дед военной авиации. – Вот я и не хожу на работу. Летаю.

На малой Родине

В Заводоуковском районе гордятся героем и всегда ждут именитого земляка. Здесь живут две его родные сестры и одноклассники. По мнению последних, Валерий, как и прежде, жизнерадостный весельчак, душа компании.

На 50-летие Падунской школы он подарил сельскому музею летную форму и шлем, на который прикрепил свою... октябрятскую звездочку. Теперь ежегодно в День космонавтики Любовь Хамова, хранитель сельского музея, приглашает падунских мальчишек и девчонок, чтобы рассказать им о Герое нашего времени.

Читайте также:

День космонавтики: что связывает Гагарина и Тюмень

Читайте также

Новость Тюмени: Поселок Подъем и Тюмень может связать автобусное сообщение

Поселок Подъем и Тюмень может связать автобусное сообщение

10:11

Новость Тюмени: Главные новости Тюменской области за 27 октября

Главные новости Тюменской области за 27 октября

27 октября

Новость Тюмени: Сбалансированное меню и пол с подогревом: тюменский питомник готовится к зиме

Сбалансированное меню и пол с подогревом: тюменский питомник готовится к зиме

27 октября