Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Родом из ханты, или Большая история маленького народа

Чем примечательна "донефтяная" эпоха Югры

Общество, 09:53, 10 ноября 2020,
Слушать новость
Родом из ханты, или Большая история маленького народа. Чем примечательна "донефтяная" эпоха Югры.

Богатый нефтяной край - так принято говорить о Югре. Однако богатство Севера - это не только полезные ископаемые, но и его история, культурное наследие и, конечно, люди. От их имени мы и будем вести свои заметки. А начнем с донефтяной эпохи. Со времени, когда в этих краях только установилась советская власть. Путеводителем по страницам тех лет стал выдающийся человек - Леонид Тайлашев. Сегодня он руководитель одного из крупнейших землячеств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а в прошлом крупный партийный работник из той, уважаемой нами, «старой гвардии».

Шестнадцатый в семье

Леонид Тайлашев родом из ханты. И как сам признался корреспонденту «Тюменской области сегодня», из княжеской династии. Правда, к «голубой крови» себя не относит, но историю предков чтит:

- Да какой же я князь, мои родители всю жизнь работали. Отец был рыбаком и охотником, а мама сиделкой в местной больнице. Кроме того, на ее хрупкие плечи легла забота обо всей нашей многочисленной семье .

О том, что семья была многочисленной, сказано мягко. Дело в том, что Леонид Георгиевич - 16-й ребенок в семье! Тем не менее родители сделали все от них возможное, чтобы он получил не просто среднее образование, а окончил университет имени Жданова в Ленинграде.

По словам Леонида Тайлашева, такую возможность простым ханты дала советская власть. В глуши тайги и тундры стали открываться школы и образовательные интернаты.

История праздника

Жили ханты и манси исключительно охотой и рыбалкой, именно эта деятельность приносила им доход. В течение года они накапливали свои припасы: шкурки, рыбу и другое, а в конце марта вывозили накопленное добро на специальные пункты сдачи, где получали за него деньги, либо путем натурального обмена набирали все необходимое: ткань, продукты питания, керосин и спирт.

Фото Валерия Бычкова

- Еще с детства помню, как ханты целыми семьями приезжали на пункт в Охтиурье, это на территории Нижневартовского района, сдавать пушнину. С самого утра со всех сторон доносился звон ширкунцов (маленькие круглые колокольчики в оленьей упряжке). Приехавшие по очереди входили в здание и отдавали приемщику меха, упакованные в мешки: отдельно беличьи шкурки, отдельно соболиные, песцовые и так далее. И здесь была одна тонкость, которая как нельзя лучше говорит о черте моего народа. Приемщик проверял наличие только одного мешка. Если он решит проверить другие, то ханты все заберет и пойдет на другой пункт, к другому приемщику, - вспоминает он.

Доверие и честность – это главные национальные черты характера этого северного народа. Поэтому любые суждения об обманах при обмене ценностей наш герой отвергает. После сдачи накопленных за год ценностей ханты грузили в нарты товары и отъезжали километра на 3-4, после чего все в одном месте останавливались на постой. Так начиналось всеобщее гулянье. Кстати, некий прообраз этих гуляний сохранился и по сей день и даже получил статус национального праздника – Дня оленеводов.

Земля – больной вопрос

- Иногда я слышу, что якобы советская власть разорила ханты и манси… Нет! Это неверно, их разорила война, обрушившаяся на весь советский народ. Забрали мужчин, их охотничий опыт применили в снайперском деле. Погибло в те годы много представителей моего народа. Стада оленей остались на плечах женщин и детей, - пояснил Тайлашев.

Ханты и манси очень добродушны, не было у них особых поводов ссориться между собой, за исключением одного – никогда ни один ханты не зайдет в чужие владения. Вероятно, поэтому они болезненно восприняли начало нефтяной эпохи.

Фото Валерия Бычкова

- Представьте, ханты и манси испокон веков жили и живут охотой и рыбалкой. А из-за шума бурильных установок весь зверь стал уходить в глубь тайги. Или бульдозер - раз и перегородил речку. Все, она загублена. Стало быть, и рыбы уже не будет. Естественно, отчего людям быть довольными. Но бунтовать сильно не бунтовали. Правда, переживали за свою землю. Если откровенно, то и сейчас обида осталась. Тем не менее шли на диалог и выстраивали взаимоотношения, - признался Леонид Георгиевич.

Договориться удалось благодаря материальной компенсации. За «добро» использовать земли коренных народов нефтяники хозяевам земель выделяли некие суммы. Но в итоге, даже получив их, те были вынуждены уходить вслед за зверем.

Сегодня коренным малочисленным народам в округе уделяется особое внимание. Цель властей Югры, да и России в целом, заключается не только в увеличении нефтяных и газовых запасов. Одна из важных задач - сохранить самобытность истинных хозяев этой земли: ханты и манси.

Богатый нефтяной край - так принято говорить о Югре. Однако богатство Севера - это не только полезные ископаемые, но и его история, культурное наследие и, конечно, люди. От их имени мы и будем вести свои заметки. А начнем с донефтяной эпохи. Со времени, когда в этих краях только установилась советская власть. Путеводителем по страницам тех лет стал выдающийся человек - Леонид Тайлашев. Сегодня он руководитель одного из крупнейших землячеств Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а в прошлом крупный партийный работник из той, уважаемой нами, «старой гвардии».

Шестнадцатый в семье

Леонид Тайлашев родом из ханты. И как сам признался корреспонденту «Тюменской области сегодня», из княжеской династии. Правда, к «голубой крови» себя не относит, но историю предков чтит:

- Да какой же я князь, мои родители всю жизнь работали. Отец был рыбаком и охотником, а мама сиделкой в местной больнице. Кроме того, на ее хрупкие плечи легла забота обо всей нашей многочисленной семье .

О том, что семья была многочисленной, сказано мягко. Дело в том, что Леонид Георгиевич - 16-й ребенок в семье! Тем не менее родители сделали все от них возможное, чтобы он получил не просто среднее образование, а окончил университет имени Жданова в Ленинграде.

По словам Леонида Тайлашева, такую возможность простым ханты дала советская власть. В глуши тайги и тундры стали открываться школы и образовательные интернаты.

История праздника

Жили ханты и манси исключительно охотой и рыбалкой, именно эта деятельность приносила им доход. В течение года они накапливали свои припасы: шкурки, рыбу и другое, а в конце марта вывозили накопленное добро на специальные пункты сдачи, где получали за него деньги, либо путем натурального обмена набирали все необходимое: ткань, продукты питания, керосин и спирт.

Фото Валерия Бычкова

- Еще с детства помню, как ханты целыми семьями приезжали на пункт в Охтиурье, это на территории Нижневартовского района, сдавать пушнину. С самого утра со всех сторон доносился звон ширкунцов (маленькие круглые колокольчики в оленьей упряжке). Приехавшие по очереди входили в здание и отдавали приемщику меха, упакованные в мешки: отдельно беличьи шкурки, отдельно соболиные, песцовые и так далее. И здесь была одна тонкость, которая как нельзя лучше говорит о черте моего народа. Приемщик проверял наличие только одного мешка. Если он решит проверить другие, то ханты все заберет и пойдет на другой пункт, к другому приемщику, - вспоминает он.

Доверие и честность – это главные национальные черты характера этого северного народа. Поэтому любые суждения об обманах при обмене ценностей наш герой отвергает. После сдачи накопленных за год ценностей ханты грузили в нарты товары и отъезжали километра на 3-4, после чего все в одном месте останавливались на постой. Так начиналось всеобщее гулянье. Кстати, некий прообраз этих гуляний сохранился и по сей день и даже получил статус национального праздника – Дня оленеводов.

Земля – больной вопрос

- Иногда я слышу, что якобы советская власть разорила ханты и манси… Нет! Это неверно, их разорила война, обрушившаяся на весь советский народ. Забрали мужчин, их охотничий опыт применили в снайперском деле. Погибло в те годы много представителей моего народа. Стада оленей остались на плечах женщин и детей, - пояснил Тайлашев.

Ханты и манси очень добродушны, не было у них особых поводов ссориться между собой, за исключением одного – никогда ни один ханты не зайдет в чужие владения. Вероятно, поэтому они болезненно восприняли начало нефтяной эпохи.

Фото Валерия Бычкова

- Представьте, ханты и манси испокон веков жили и живут охотой и рыбалкой. А из-за шума бурильных установок весь зверь стал уходить в глубь тайги. Или бульдозер - раз и перегородил речку. Все, она загублена. Стало быть, и рыбы уже не будет. Естественно, отчего людям быть довольными. Но бунтовать сильно не бунтовали. Правда, переживали за свою землю. Если откровенно, то и сейчас обида осталась. Тем не менее шли на диалог и выстраивали взаимоотношения, - признался Леонид Георгиевич.

Договориться удалось благодаря материальной компенсации. За «добро» использовать земли коренных народов нефтяники хозяевам земель выделяли некие суммы. Но в итоге, даже получив их, те были вынуждены уходить вслед за зверем.

Сегодня коренным малочисленным народам в округе уделяется особое внимание. Цель властей Югры, да и России в целом, заключается не только в увеличении нефтяных и газовых запасов. Одна из важных задач - сохранить самобытность истинных хозяев этой земли: ханты и манси.