Как социальные сети помогают в работе следователей
Современные технологии ускоряют расследование.
Накануне Дня образования Следственного комитета Российской Федерации об особенностях работы, выборе профессии и суровых буднях тюменского следкома рассказал руководитель следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Тюменской области генерал-майор юстиции Александр Кубляков.
- Александр Александрович, следственное управление создано не так давно, но следующий год будет первым юбилейным. Как изменилась работа управления за эти девять лет, что нового появилось в работе?
- Да, у нас изменились составы преступлений. Тех, что связаны с цифровыми технологиями. Чтобы разобраться в хитросплетениях преступлений, которые совершаются с использованием цифровых технологий, например, налоговых преступлений, следователям необходимы навыки работы с электронными системами. Цифровые технологии все чаще используют преступники для совершения хищений денежных средств доверчивых граждан.
- Работа следственного управления не из числа тех, с которыми жители области сталкиваются ежедневно. Но это труд для людей и во благо людей. И если в определенных ситуациях без помощи следователей никак не обойтись, могут ли простые граждане быть полезны вашей службе?
- Это как раз момент преимущества современной цифровизации пространства. Есть социальные сети. И есть возможность через социальную сеть попросить людей поделиться информацией. Допустим, сейчас практически на каждой машине стоит видеорегистратор. У следователей в работе дело: сгоревший автомобиль на трассе. Наверняка, есть не один десяток людей, кто проезжал мимо, когда это случилось, и может поделиться с нами записью. Это ускоряет работу службы и помогает быстрее вести расследование.
- Открытость, возможность прямой коммуникации с органами власти может повлечь и огромное количество сообщений. Есть у пользователей социальных сетей привычка высказывать не всегда справедливое мнение или просто разжигать споры лишь потому, что скучно стало. Как быть в такой ситуации?
- Подобные обращения были и будут всегда. Надо помнить, что на другой чаше весов – возможность получения своевременной ценной информации. Поэтому у нас на официальной странице сайта следственного управления есть специальный значок для перехода на соцсети, где сообщения можно и нужно писать, если вы располагаете важной для следователей информацией или же столкнулись с неправомерным, по вашему мнению, отношением сотрудников службы. Все обращения, которые поступают в социальную сеть, я лично просматриваю. Это задумывалось так, чтобы независимо от моего территориального местонахождения я мог видеть, с чем обратились люди.
В каждой службе случается, что сотрудник некорректно ответил посетителю или вовсе нагрубил. В таких ситуациях всегда надо просить коллег помочь, а не выливать негатив на человека. Гражданин обратился к вам, перешагнул через все предрассудки и пошел сам к следователю, чтобы сказать то, что является для него важным. Вы должны выслушать или дать того, кто выслушает внимательно и передаст информацию вам. Это наша работа. Всего за 2019 год мы получили через социальную сеть больше 100 обращений. Есть заявления, касающиеся преступлений, есть жалобы. Были примеры, когда по таким обращениям проводились и следственно-процессуальные проверки, и сразу возбуждались уголовные дела.
С негативом тоже пришлось столкнуться. Когда в Ишимском районе утонул ребенок, один из пользователей социальной сети под информацией о происшествии обвинил спасательные службы в бездействии. К сожалению, он быстро удалил анкету, как только понял, что мы будем разбираться. Но мы не должны отказываться от этого канала сотрудничества с населением, тем более, что это дает хороший результат. Культура комментариев и понимание ответственности за свои слова придет, когда люди начнут осознавать, что написанное в соцсетях - это личная ответственность за публикацию.
- А как с этим работают в других странах?
- Возвращаясь к сообщению в соцсетях по ишимской трагедии, отмечу, что наши специалисты выезжали на проверку, работали со спасателями, с отцом погибшего мальчика… Указанный факт неоказания помощи не подтвердился. В Европе бы за ложный вызов и привлечение сотрудников к ненужной работе горе-заявителю выписали бы серьезный штраф и взыскали его в пользу службы или государства. Потом еще раз писать недостоверную информацию ему вряд ли бы захотелось. Все это плохо влияет на общую атмосферу. Нужна персональная ответственность за то, что пишется в соцсетях, за то, что в них транслируется.
Возьмем апрельские события прошлого года, когда в Тюмени проводилась контртеррористическая операция. Были ликвидированы два приверженца террористической организации ИГИЛ, запрещенной в РФ. Работу спецслужб высоко оценили на федеральном уровне. Ребята молодцы, получили потом заслуженно награды и от ведомства, и от администрации президента. Но как себя вели обычные люди? Только ленивый не подошел и не сделал селфи с БТР. Зачем было сообщать, где и в каком здании находятся эвакуированные люди? Никто из тех, кто писал в социальных сетях, не задумался о последствиях. А если бы у террористов была сеть пособников, и они по этим сообщениям пришли и устроили расправу с эвакуированными?! Я за то, чтобы у граждан включался здравый смысл и была личная ответственность за действия, в том числе в интернет-пространстве.
- Александр Александрович, принято считать, что учителями и врачами люди рождаются. А следователями?
- Все-таки становятся. Ребята учатся, долго и упорно нарабатывают практику, примеряют работу на себя. У нас есть стажировка «помощник следователя на общественных началах». Да, подпись свою в делах не ставишь, решение не принимаешь, но участвуешь в работе целиком, только на безвозмездной основе. В моей практике были примеры, когда вчерашние студенты через 2-3 недели после такой стажировки приходили к нам работать. А был случай, когда молодой человек полтора года проходил в статусе общественного помощника, а когда ему предложили работу и должность в том отделе, где он стажировался, – дал отказ. Взять на себя ответственность за этот труд по силам не каждому. Именно следователю на плечи ложится самый серьезный груз: собрать все доказательства по уголовному делу. Я провожу немало встреч со студентами Тюменского госуниверситета. Рассказываю о нашей работе, приглашаю на стажировку. Следователь – это преемственность в профессии, наставничество и умение брать тот опыт, о котором не расскажут в сериалах или учебниках.
- У профессии следователя мужское или женское лицо?
- У нашей профессии нет лица. Нет такого, что следователи — это только мужчины или только женщины. Каждый хорош на своем месте. Для себя отмечаю, что молодые девушки становятся высококлассными специалистами для работы с делами, связанными с преступлениями против половой неприкосновенности. И тут сложно сказать, что им в этом вопросе помогает: женская душа или профессиональные навыки? Но ни один нюанс не уйдет от их внимания! У парней лучше получается раскрывать преступления, связанные с налогами или другим цифровым мошенничеством.
- Профессия следователя все же не самая публичная. Вас благодарят за труд?
- Далеко не все участники судебных тяжб по уголовным делам, с которыми работает следственное управление, находят силы выразить благодарность. Особенно если слушалось дело, связанное с несовершеннолетними. Но когда эта благодарность читается в глазах пострадавших, когда они плачут в зале суда, потому что нам удалось доказать вину, и преступник будет нести наказание… Тогда включается понимание того, что ты свой профессиональный долг как следователь выполнил на все 100%.
Нашему управлению есть чем гордиться. Ребята работают слаженно. Результаты отмечаются и на областном, и на федеральном уровне. Но для себя как руководителя всегда ставишь высокую планку. У нас не должно быть нераскрытых дел. Да, это очень сложно и практически невозможно, особенно если речь идет о без вести пропавших детях. На их поиски мы бросаем все силы, в том числе привлекаем общественные организации, работающие по принципу «Лизы Алерт», - тюменский поисковый отряд «Сова». В этом году нам удалось раскрыть несколько преступлений из архива прошлых лет. Раскрыли дела пятнадцатилетней давности. Я сейчас думаю вот о чем: у тюменского следственного управления есть одно дело, которое датируется 1947 годом, и его надо раскрыть, чтобы душа успокоилась. Я очень хочу, чтобы оно было раскрыто.
- Это дело о каком происшествии?
- Тайна следствия. Если раскроем, обязательно расскажем о нем. Также мы активно сотрудничаем с нашими ветеранами, не забываем приглашать их на праздники, общаться и даем возможность молодежи перенять опыт старшего поколения.
Поздравляю сотрудников следственного управления СК России по Тюменской области, ветеранов следствия с нашим профессиональным праздником, также членов их семей. Желаю крепкого здоровья, благополучия , успехов в карьере!
Читать также:
Аварийным жильем ялуторовской пенсионерки заинтересовались следователи
Ветеран прокуратуры рассказал о громких преступлениях в Тюмени