Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Война без особых причин: «Театральная революция» перевалила за экватор

4 ноября на Всемирном фестивале молодежных театров «Театральная революция» свой спектакль показали участники из Перми. Детская школа театрального искусства «Пилигрим» представила постановку «Муравей в стеклянной банке», в основу которой легла история девятилетней девочки, взрослевшей во время войны.

Культура, 17:36, 05 ноября 2019,
Слушать новость
Война без особых причин: «Театральная революция» перевалила за экватор. 4 ноября на Всемирном фестивале молодежных театров «Театральная революция» свой спектакль показали участники из Перми. Детская школа театрального искусства «Пилигрим» представила постановку «Муравей в стеклянной банке», в основу которой легла история девятилетней девочки, взрослевшей во время войны..

«На планете Земля мирная жизнь длилась примерно сто лет. Все остальное время — войны. Даже сейчас, пока мы играем этот спектакль, в мире идет война», — эта фраза врезалась в сознание и не давала покоя после спектакля. Казалось, что это невозможно.

«Муравей в стеклянной банке», по определению школы «Пилигрим», — это манифест борьбы за мир по «Чеченским дневникам» Полины Жеребцовой. Но, мне кажется, получилось нечто большее, чем просто манифест. За полтора часа получилось рассказать о самом важном и самом страшном.

Пять девушек 15 – 17 лет, в белых футболках и голубых джинсах. Босиком. Они смеются, играют, потому что у их героини — девочки Полины — день рождения. Ей исполняется девять лет, и она взрослеет во время войны.

Это так страшно, так невыносимо страшно. Материал недетский, даже не подростковый. Он очень тяжелый и для взрослого человека. В какой-то момент ловлю себя на мысли: бедные девочки! Потом гоню от себя эту мысль: нет, это текст, просто текст, девочки не при чем. Они плачут.

Хорошо, что плачут: душа просится наружу. Плохо, что плачут — с актерской точки зрения. Но не плакать здесь невозможно.

Спектакль построен на контрастах: только что слышался смех, теперь — грохот снарядов и слезы. Вот в воздухе висит ужас от описания военных действий, а через мгновение он разрушается громким: «Построились!» и шутливым в сторону зрителя: «Это я не вам!» Поют «Звезду по имени Солнце». На фразе «И две тысячи лет война…» музыка обрывается, но артистки продолжают петь. И этот текст, прежде воспринимавшийся как что-то само собой разумеющееся, становится откровением: «Красная, красная кровь — через час уже просто земля».

А потом поют Bohemian Rhapsody: «Мама! Я только что убил человека!». Тяжело воспринимать такие страшные слова от юных красивых девушек. Но, как верно было подмечено во время спектакля: смерти не важен возраст. И войне, к сожалению, тоже.

Поражает другое. Поражает неприкрытая, голая честность, так редко встречающаяся сейчас. «Скажем “Да!” дружбе народов!». «Скажем “Нет!” изолированному интернету!». «Скажем “Нет!” насилию!». Или: «В этой стране можно не утруждать себя голосованием…». В какой-то момент это показалось наивным, но я осеклась: странно, что такие простые и несомненно верные убеждения могут вызывать сомнение. Может, с этого все и начинается — сначала тебе кажется это наивным, затем притупляется восприимчивость: пропадает понимание того, что вокруг тебя такие же люди, им так же больно, страшно.

Так почему же «Муравей в стеклянной банке»? Героиня как-то поймала муравья и посадила в банку: ей хотелось посмотреть, как он построит целый город. Потом поняла: в неволе и в одиночестве он ничего построить не сможет. И отпустила. Такой простой урок ненасилия в детском возрасте привел к непринятию и непониманию насилия во взрослой жизни.

Спектакль пробирает до мурашек. Все: и текст Полины Жеребцовой, и песни, и пластические этюды, и актерская игра, и эта честность — работает на убежденность, что так быть не должно.

Люди не должны страдать от других людей.

Узнайте больше о спектаклях «Театральной революции» на сайте МТЦ «Космос»

*на правах рекламы

«На планете Земля мирная жизнь длилась примерно сто лет. Все остальное время — войны. Даже сейчас, пока мы играем этот спектакль, в мире идет война», — эта фраза врезалась в сознание и не давала покоя после спектакля. Казалось, что это невозможно.

«Муравей в стеклянной банке», по определению школы «Пилигрим», — это манифест борьбы за мир по «Чеченским дневникам» Полины Жеребцовой. Но, мне кажется, получилось нечто большее, чем просто манифест. За полтора часа получилось рассказать о самом важном и самом страшном.

Пять девушек 15 – 17 лет, в белых футболках и голубых джинсах. Босиком. Они смеются, играют, потому что у их героини — девочки Полины — день рождения. Ей исполняется девять лет, и она взрослеет во время войны.

Это так страшно, так невыносимо страшно. Материал недетский, даже не подростковый. Он очень тяжелый и для взрослого человека. В какой-то момент ловлю себя на мысли: бедные девочки! Потом гоню от себя эту мысль: нет, это текст, просто текст, девочки не при чем. Они плачут.

Хорошо, что плачут: душа просится наружу. Плохо, что плачут — с актерской точки зрения. Но не плакать здесь невозможно.

Спектакль построен на контрастах: только что слышался смех, теперь — грохот снарядов и слезы. Вот в воздухе висит ужас от описания военных действий, а через мгновение он разрушается громким: «Построились!» и шутливым в сторону зрителя: «Это я не вам!» Поют «Звезду по имени Солнце». На фразе «И две тысячи лет война…» музыка обрывается, но артистки продолжают петь. И этот текст, прежде воспринимавшийся как что-то само собой разумеющееся, становится откровением: «Красная, красная кровь — через час уже просто земля».

А потом поют Bohemian Rhapsody: «Мама! Я только что убил человека!». Тяжело воспринимать такие страшные слова от юных красивых девушек. Но, как верно было подмечено во время спектакля: смерти не важен возраст. И войне, к сожалению, тоже.

Поражает другое. Поражает неприкрытая, голая честность, так редко встречающаяся сейчас. «Скажем “Да!” дружбе народов!». «Скажем “Нет!” изолированному интернету!». «Скажем “Нет!” насилию!». Или: «В этой стране можно не утруждать себя голосованием…». В какой-то момент это показалось наивным, но я осеклась: странно, что такие простые и несомненно верные убеждения могут вызывать сомнение. Может, с этого все и начинается — сначала тебе кажется это наивным, затем притупляется восприимчивость: пропадает понимание того, что вокруг тебя такие же люди, им так же больно, страшно.

Так почему же «Муравей в стеклянной банке»? Героиня как-то поймала муравья и посадила в банку: ей хотелось посмотреть, как он построит целый город. Потом поняла: в неволе и в одиночестве он ничего построить не сможет. И отпустила. Такой простой урок ненасилия в детском возрасте привел к непринятию и непониманию насилия во взрослой жизни.

Спектакль пробирает до мурашек. Все: и текст Полины Жеребцовой, и песни, и пластические этюды, и актерская игра, и эта честность — работает на убежденность, что так быть не должно.

Люди не должны страдать от других людей.

Узнайте больше о спектаклях «Театральной революции» на сайте МТЦ «Космос»

*на правах рекламы