Река времен в Тюмени: от берестяной грамоты до рукописных пометок маршала Жукова (ВИДЕО)
В музейном комплексе имени Словцова выставили уникальные экспонаты Государственного исторического музея.
Начало осени для музейного комплекса имени Словцова стало урожайным на культурные события. В начале месяца здесь открыли выставку «Графика Серебряного века» из фондов Омского областного музея изобразительных искусств имени Врубеля, чуть позднее – смелую экспозицию «Все не то, чем кажется» в рамках Уральской биеннале, а перед финальными сентябрьскими выходными представили сложносоставной проект «Реликвии и шедевры. Из собрания Государственного исторического музея». Все они приписаны к нацпроекту «Культура» и поддержаны Минкультом страны. А еще – адресованы 140-летию тюменского музея. Последняя к тому же предвосхищает 150-летие основания первого российского исторического музея, которое мы отметим в 2022 году.
На монтаж выставки из ГИМ в Тюмень заранее приехали московские специалисты. Один из залов на третьем этаже они перекроили на свой лад – чтобы, гуляя от витрины к витрине, посетители как на машине времени перемещались бы от III века до нашей эры до Парада Победы в 1945 году, причем не только рассматривали, но и читали этикетаж к каждому экспонату.
ГИМ – один из ведущих музеев страны и современный центр по развитию музеологии. В его состав ныне входят собственно Государственный исторический музей на Красной площади, палаты бояр Романовых, музей Отечественной войны 1812 года и Храм Василия Блаженного. В фондах более 5 миллионов предметов и свыше 14 миллионов документов. В Тюмень доставили только 180 редких вещиц из 14 коллекций, которые сами жители Первопрестольной видят лишь по праздникам.
Памятники археологии, нумизматики, старинные книги, иконы, холодное оружие, живопись и гравюры, карты, предметы, бывшие в обиходе великих мужей России, – часть из этого – дары музею, что-то приобретено на аукционах, что-то привезено из этнографических экспедиций.
Старинные самовары: "серебряный" в виде античной вазы, "золотой" с трубой и краном в виде петуха || Фото Юрия Комолова.
Ну вот, например, картина Владимира Серова «Ходоки у Ленина». Помните такую в советской хрестоматии, по которой сочинение задавали написать? Как призналась экскурсовод Евгения Рябова, когда она была школьницей, то представляла, что реальное полотно масштабно, велико, всеобъемлюще… А оно очень даже скромно в размерах. Но как точен автор в передаче фактуры: если стулья обтянуты холстом, то это видно, если на мужиках овчинные тулупы, то даже издалека чувствуется запах шерсти.
Нож, украшенный символами благополучия, – подарок маршалу Тимошенко от журналистов китайской газеты «Новости дня». Дорогое подношение. Часть карты Главного штаба. На обороте сохранилась надпись: «Конец войны. Последний бой. 30 апреля 1945 год. Шесть часов вечера». Рядом в горизонтальной витрине – отпечатанная на нескольких листах речь для маршала Жукова, которую он произнес на Параде Победы. На полях – пометки Георгия Константиновича: тут – громче говорить, тут – более эмоционально, какие-то слова подчеркнуты красным. Великий документ!
Из того, от чего у каждой девушки сердце сильнее забьется, -- предметы изысканного облика и назначения. Привезли в Тюмень ларец-сейф, по виду золотой, в котором хранились самые древние рукописи. Подобных сейфов в Государственном историческом музее аж четыре штуки. А жалованные грамоты на пергаменте, выполненные из твореного золота и серебра, серебряной парчи и прочих материалов по баснословным ценам. Одну из них подписала Екатерина II генералу-поручику Орлову на графское Российской империи достоинство и герб в 1763 году.
Печатный двухцветный «Апостол», выполненный в типографии Ивана Федорова в 1564 году. Это первый в нашей стране экземпляр с выходными данными. Берестяная грамота новгородского мальчика Онфима датируется XIII веком. Специалисты ГИМа активно участвовали в раскопках на Новгородчине и привезли более сотни берестяных записок.
Автографы Петра I, Суворова, Кутузова, Меншикова… Все это не в книжках, а вживую выставлено в самом центре Тюмени до 5 декабря. Меня как рукодельницу издалека позвала картина «Вид села Попова» 1792 года. Что за руки ее творили! На холсте – стеклярус да бисер, произведенный на фабрике Михайло Ломоносова близ Ораниенбаума.
Открытие выставки в Тюмени || Видеосъемка Юрия Комолова
Обо всех 180 предметах по важным датам отечественной истории тут, конечно, не расскажешь. Нужно идти и смотреть. И обязательно оставить пару слов в «Книге отзывов». Куратор выставки - главный научный сотрудник ГИМ, доктор филологических наук Елена Юхименко очень ждет отзывы по делу.
Читайте также: