Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Думай о хорошем, включай радио

×
В социальных сетях
В печатной версии

Константин Высоцкий и сибирское обновление XIX века

15.07.2019
11:19
Константин Высоцкий и сибирское обновление XIX века. Личность Константина Высоцкого и его роль в истории тюменской культуры невозможно понять вне контекста его связей с Григорием Потаниным и Николаем Ядринцевым, с их идеями сибирского обновления.. Ядринцев и Потанин, вожди сибирского областничества, пат-риархи свободной Сибири и ее выдающиеся исследователи, были хорошо знакомы с Тюменью и Константином Высоцким. Они принадлежали к одному поколению, познакомились, возможно, в Санкт-Петербурге, где Высоцкий получал образование в Императорской Академии художеств, а Потанин и Ядринцев учились в университете. В Петербурге Потанин и Ядринцев создали землячество студентов-сибиряков, здесь рождались их идеи сибирского обновления, которые они, вернувшись домой, в Сибирь, попытались воплотить в жизнь. Закончилось это, как известно, арестом Потанина и Ядринцева в 1865 г. по делу «Общества независимости Сибири» и почти десятилетним, до освобождения в 1874 г., периодом тюрем, каторги, ссылки. Позднее, в книге «Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении» (1892), Ядринцев, говоря о сибирском обновлении, в качестве необходимых условий процветания края называл отмену уголовной ссылки, строительство железной дороги до Тихого океана, всемерное развитие просвещения, гражданского самосознания и культурной жизни сибиряков. Константин Высоцкий, родоначальник тюменской книжной и медийной культурной традиции, принадлежал к тому поколению молодых сибиряков, о которых Ядринцев писал: «Масса образованных людей, наводнивших Сибирь с 1860-х годов, времени обновления России, не могли не повлиять на сибирское общество. Представители сибирского обновления были исполнены самых благих стремлений и помыслов, настаивая на необходимости университета для Сибири, создания печати, расширения научной деятельности». Отмечая особую роль книжного и газетного дела, Ядринцев подчеркивал: «Появление местной печати явилось не случайностью, но совпало с обновлением общества, с живым стремлением выражать свои местные нужды и разрабатывать местные вопросы». О том, что Потанин был хорошо знаком с Тюменью и Высоцким, свидетельствуют его письма к Ядринцеву. Так, в июне 1876 г. он пишет: «Наконец я на родной почве, в Тюмени. Был у Высоцкого». У Ядринцева отношения с нашим городом более тесные. Известно, что родился он в Омске, но раннее детство его до переезда семьи в Томск прошло в Тобольске и Тюмени, что, очевидно, немало способствовало появлению его знаменитого фельетона о нашем городе «Тюленьская жизнь» (1866). Подчеркивая древность города, о его современности Ядринцев пишет: «Ничем-то он не заметен». С его точки зрения, Тюлень-город «живет в ту эпоху, когда вместо великих законов и принципов существует обычай, который и исполняет роль закона у всех народов во время их младенческого состояния». Об одном из таких главных обычаев Ядринцев рассказывает так: «Если Вы особа состоятельная, приехали в город и пьете чай на постоялом дворе, то Вам непременно принесут еще икорку-с паюсную, сырок-с, селедочку-с, хереску-с – в конце концов Вы проснетесь послезавтра и подумаете: «А славный этот город, Тюлень». История эта (обильные застолья и карты), кстати, во многом совпадает с историей героя книги Михаила Знаменского «Моя поездка на кумыс. Клубные сонные грезы», изданной Высоцким в 1875 году. Публикация «Тюленьской жизни» Ядринцева совпала с открытием Высоцким 153 года тому назад, в 1866 г., первой тюменской фотографии. И хотя образ города носит у Ядринцева явно гротескный и карикатурный характер, он позволяет понять атмосферу Тюмени, в которой Высоцкий начинал свою подвижническую просветительскую деятельность. Хотелось бы также отметить роль Ядринцева в создании Высоцким первой тюменской газеты «Сибирский листок объявлений» (1879). В письме Ядринцева краеведу и публицисту А. Гацинскому в августе 1876 г. читаем: «В Тюмени я видел Высоцкого, типографщика и местного предпринимателя. Они думают издавать справочный лис-ток, для которого я придумываю программу. Надо изобрести такие листки, чтобы при видимой скромности программы можно было развернуть по необходимости литературную газету». Очевидно, что сотрудничество Ядринцева и Высоцкого в деле создания тюменской литературной газеты по каким-то причинам не осуществилось, что не отменяет факта благородства их намерений. Даже пунктирная история личных и творческих связей Константина Высоцкого с Григорием Потаниным и Николаем Ядринцевым позволяет по-новому понять просветительскую деятельность Высоцкого в Тюмени 1860–1870-х гг. как часть общесибирских процессов обновления жизни с его столь актуальными сегодня понятиями служения родной земле, гражданского самосознания, пробуждения умственных сил общества.  Опубликовано: газета №121(4897) Читайте больше: В пламени жизни: к 100-летию со дня рождения Бориса Щербины (продолжение) В Тюменской области проходит массовая патриотическая экспедиция (ВИДЕО)
Личность Константина Высоцкого и его роль в истории тюменской культуры невозможно понять вне контекста его связей с Григорием Потаниным и Николаем Ядринцевым, с их идеями сибирского обновления.
|| Фото из архива редакции

Ядринцев и Потанин, вожди сибирского областничества, пат-риархи свободной Сибири и ее выдающиеся исследователи, были хорошо знакомы с Тюменью и Константином Высоцким. Они принадлежали к одному поколению, познакомились, возможно, в Санкт-Петербурге, где Высоцкий получал образование в Императорской Академии художеств, а Потанин и Ядринцев учились в университете. В Петербурге Потанин и Ядринцев создали землячество студентов-сибиряков, здесь рождались их идеи сибирского обновления, которые они, вернувшись домой, в Сибирь, попытались воплотить в жизнь. Закончилось это, как известно, арестом Потанина и Ядринцева в 1865 г. по делу «Общества независимости Сибири» и почти десятилетним, до освобождения в 1874 г., периодом тюрем, каторги, ссылки.

Позднее, в книге «Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении» (1892), Ядринцев, говоря о сибирском обновлении, в качестве необходимых условий процветания края называл отмену уголовной ссылки, строительство железной дороги до Тихого океана, всемерное развитие просвещения, гражданского самосознания и культурной жизни сибиряков.

Константин Высоцкий, родоначальник тюменской книжной и медийной культурной традиции, принадлежал к тому поколению молодых сибиряков, о которых Ядринцев писал: «Масса образованных людей, наводнивших Сибирь с 1860-х годов, времени обновления России, не могли не повлиять на сибирское общество. Представители сибирского обновления были исполнены самых благих стремлений и помыслов, настаивая на необходимости университета для Сибири, создания печати, расширения научной деятельности». Отмечая особую роль книжного и газетного дела, Ядринцев подчеркивал: «Появление местной печати явилось не случайностью, но совпало с обновлением общества, с живым стремлением выражать свои местные нужды и разрабатывать местные вопросы».

О том, что Потанин был хорошо знаком с Тюменью и Высоцким, свидетельствуют его письма к Ядринцеву. Так, в июне 1876 г. он пишет: «Наконец я на родной почве, в Тюмени. Был у Высоцкого». У Ядринцева отношения с нашим городом более тесные. Известно, что родился он в Омске, но раннее детство его до переезда семьи в Томск прошло в Тобольске и Тюмени, что, очевидно, немало способствовало появлению его знаменитого фельетона о нашем городе «Тюленьская жизнь» (1866). Подчеркивая древность города, о его современности Ядринцев пишет: «Ничем-то он не заметен». С его точки зрения, Тюлень-город «живет в ту эпоху, когда вместо великих законов и принципов существует обычай, который и исполняет роль закона у всех народов во время их младенческого состояния». Об одном из таких главных обычаев Ядринцев рассказывает так: «Если Вы особа состоятельная, приехали в город и пьете чай на постоялом дворе, то Вам непременно принесут еще икорку-с паюсную, сырок-с, селедочку-с, хереску-с – в конце концов Вы проснетесь послезавтра и подумаете: «А славный этот город, Тюлень». История эта (обильные застолья и карты), кстати, во многом совпадает с историей героя книги Михаила Знаменского «Моя поездка на кумыс. Клубные сонные грезы», изданной Высоцким в 1875 году.

Публикация «Тюленьской жизни» Ядринцева совпала с открытием Высоцким 153 года тому назад, в 1866 г., первой тюменской фотографии. И хотя образ города носит у Ядринцева явно гротескный и карикатурный характер, он позволяет понять атмосферу Тюмени, в которой Высоцкий начинал свою подвижническую просветительскую деятельность.

Хотелось бы также отметить роль Ядринцева в создании Высоцким первой тюменской газеты «Сибирский листок объявлений» (1879). В письме Ядринцева краеведу и публицисту А. Гацинскому в августе 1876 г. читаем: «В Тюмени я видел Высоцкого, типографщика и местного предпринимателя. Они думают издавать справочный лис-ток, для которого я придумываю программу. Надо изобрести такие листки, чтобы при видимой скромности программы можно было развернуть по необходимости литературную газету». Очевидно, что сотрудничество Ядринцева и Высоцкого в деле создания тюменской литературной газеты по каким-то причинам не осуществилось, что не отменяет факта благородства их намерений.

Даже пунктирная история личных и творческих связей Константина Высоцкого с Григорием Потаниным и Николаем Ядринцевым позволяет по-новому понять просветительскую деятельность Высоцкого в Тюмени 1860–1870-х гг. как часть общесибирских процессов обновления жизни с его столь актуальными сегодня понятиями служения родной земле, гражданского самосознания, пробуждения умственных сил общества. 

Опубликовано: газета №121(4897)

Читайте больше:

В пламени жизни: к 100-летию со дня рождения Бориса Щербины (продолжение)

В Тюменской области проходит массовая патриотическая экспедиция (ВИДЕО)

450Просмотров
Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
По народному календарю – День Павла. Тучи с севера – к холодам.
28 января в 11:00 в студии онлайн-трансляций газеты «Тюменская область сегодня» начнется прямая линия с заместителем директора по социальной работе АУ СОН ТО и ДПО «Областной геронтологический центр» Светланой Малаховой.
О жизни ленинградских детей в Сибири вспомнили на памятных мероприятиях.
Экспозиция, посвященная 75-летию Великой Победы, находится на втором этаже областной научной библиотеки имени Дмитрия Менделеева.
В областном центре состоялся митинг-реквием, посвященный памяти более чем 6 миллионов евреев, уничтоженных в ходе Второй мировой войны.
Участие в мероприятии могут принять все желающие.
Опрос
Каким мобильным приложением вы пользуетесь чаще всего?
Медицина 72
Образование 72
Транспорт72
ЖКХ 72
ЗАГС 72
Бизнес 72
Visit Tyumen
Другим
Региональными не пользуюсь

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное