Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Константин Высоцкий и сибирское обновление XIX века

Личность Константина Высоцкого и его роль в истории тюменской культуры невозможно понять вне контекста его связей с Григорием Потаниным и Николаем Ядринцевым, с их идеями сибирского обновления.

Общество, 11:19, 15 июля 2019,
Слушать новость
Константин Высоцкий и сибирское обновление XIX века. Личность Константина Высоцкого и его роль в истории тюменской культуры невозможно понять вне контекста его связей с Григорием Потаниным и Николаем Ядринцевым, с их идеями сибирского обновления..

Ядринцев и Потанин, вожди сибирского областничества, пат-риархи свободной Сибири и ее выдающиеся исследователи, были хорошо знакомы с Тюменью и Константином Высоцким. Они принадлежали к одному поколению, познакомились, возможно, в Санкт-Петербурге, где Высоцкий получал образование в Императорской Академии художеств, а Потанин и Ядринцев учились в университете. В Петербурге Потанин и Ядринцев создали землячество студентов-сибиряков, здесь рождались их идеи сибирского обновления, которые они, вернувшись домой, в Сибирь, попытались воплотить в жизнь. Закончилось это, как известно, арестом Потанина и Ядринцева в 1865 г. по делу «Общества независимости Сибири» и почти десятилетним, до освобождения в 1874 г., периодом тюрем, каторги, ссылки.

Позднее, в книге «Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении» (1892), Ядринцев, говоря о сибирском обновлении, в качестве необходимых условий процветания края называл отмену уголовной ссылки, строительство железной дороги до Тихого океана, всемерное развитие просвещения, гражданского самосознания и культурной жизни сибиряков.

Константин Высоцкий, родоначальник тюменской книжной и медийной культурной традиции, принадлежал к тому поколению молодых сибиряков, о которых Ядринцев писал: «Масса образованных людей, наводнивших Сибирь с 1860-х годов, времени обновления России, не могли не повлиять на сибирское общество. Представители сибирского обновления были исполнены самых благих стремлений и помыслов, настаивая на необходимости университета для Сибири, создания печати, расширения научной деятельности». Отмечая особую роль книжного и газетного дела, Ядринцев подчеркивал: «Появление местной печати явилось не случайностью, но совпало с обновлением общества, с живым стремлением выражать свои местные нужды и разрабатывать местные вопросы».

О том, что Потанин был хорошо знаком с Тюменью и Высоцким, свидетельствуют его письма к Ядринцеву. Так, в июне 1876 г. он пишет: «Наконец я на родной почве, в Тюмени. Был у Высоцкого». У Ядринцева отношения с нашим городом более тесные. Известно, что родился он в Омске, но раннее детство его до переезда семьи в Томск прошло в Тобольске и Тюмени, что, очевидно, немало способствовало появлению его знаменитого фельетона о нашем городе «Тюленьская жизнь» (1866). Подчеркивая древность города, о его современности Ядринцев пишет: «Ничем-то он не заметен». С его точки зрения, Тюлень-город «живет в ту эпоху, когда вместо великих законов и принципов существует обычай, который и исполняет роль закона у всех народов во время их младенческого состояния». Об одном из таких главных обычаев Ядринцев рассказывает так: «Если Вы особа состоятельная, приехали в город и пьете чай на постоялом дворе, то Вам непременно принесут еще икорку-с паюсную, сырок-с, селедочку-с, хереску-с – в конце концов Вы проснетесь послезавтра и подумаете: «А славный этот город, Тюлень». История эта (обильные застолья и карты), кстати, во многом совпадает с историей героя книги Михаила Знаменского «Моя поездка на кумыс. Клубные сонные грезы», изданной Высоцким в 1875 году.

Публикация «Тюленьской жизни» Ядринцева совпала с открытием Высоцким 153 года тому назад, в 1866 г., первой тюменской фотографии. И хотя образ города носит у Ядринцева явно гротескный и карикатурный характер, он позволяет понять атмосферу Тюмени, в которой Высоцкий начинал свою подвижническую просветительскую деятельность.

Хотелось бы также отметить роль Ядринцева в создании Высоцким первой тюменской газеты «Сибирский листок объявлений» (1879). В письме Ядринцева краеведу и публицисту А. Гацинскому в августе 1876 г. читаем: «В Тюмени я видел Высоцкого, типографщика и местного предпринимателя. Они думают издавать справочный лис-ток, для которого я придумываю программу. Надо изобрести такие листки, чтобы при видимой скромности программы можно было развернуть по необходимости литературную газету». Очевидно, что сотрудничество Ядринцева и Высоцкого в деле создания тюменской литературной газеты по каким-то причинам не осуществилось, что не отменяет факта благородства их намерений.

Даже пунктирная история личных и творческих связей Константина Высоцкого с Григорием Потаниным и Николаем Ядринцевым позволяет по-новому понять просветительскую деятельность Высоцкого в Тюмени 1860–1870-х гг. как часть общесибирских процессов обновления жизни с его столь актуальными сегодня понятиями служения родной земле, гражданского самосознания, пробуждения умственных сил общества.

Опубликовано: газета №121(4897)

Читайте больше:

В пламени жизни: к 100-летию со дня рождения Бориса Щербины (продолжение)

В Тюменской области проходит массовая патриотическая экспедиция (ВИДЕО)

Ядринцев и Потанин, вожди сибирского областничества, пат-риархи свободной Сибири и ее выдающиеся исследователи, были хорошо знакомы с Тюменью и Константином Высоцким. Они принадлежали к одному поколению, познакомились, возможно, в Санкт-Петербурге, где Высоцкий получал образование в Императорской Академии художеств, а Потанин и Ядринцев учились в университете. В Петербурге Потанин и Ядринцев создали землячество студентов-сибиряков, здесь рождались их идеи сибирского обновления, которые они, вернувшись домой, в Сибирь, попытались воплотить в жизнь. Закончилось это, как известно, арестом Потанина и Ядринцева в 1865 г. по делу «Общества независимости Сибири» и почти десятилетним, до освобождения в 1874 г., периодом тюрем, каторги, ссылки.

Позднее, в книге «Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении» (1892), Ядринцев, говоря о сибирском обновлении, в качестве необходимых условий процветания края называл отмену уголовной ссылки, строительство железной дороги до Тихого океана, всемерное развитие просвещения, гражданского самосознания и культурной жизни сибиряков.

Константин Высоцкий, родоначальник тюменской книжной и медийной культурной традиции, принадлежал к тому поколению молодых сибиряков, о которых Ядринцев писал: «Масса образованных людей, наводнивших Сибирь с 1860-х годов, времени обновления России, не могли не повлиять на сибирское общество. Представители сибирского обновления были исполнены самых благих стремлений и помыслов, настаивая на необходимости университета для Сибири, создания печати, расширения научной деятельности». Отмечая особую роль книжного и газетного дела, Ядринцев подчеркивал: «Появление местной печати явилось не случайностью, но совпало с обновлением общества, с живым стремлением выражать свои местные нужды и разрабатывать местные вопросы».

О том, что Потанин был хорошо знаком с Тюменью и Высоцким, свидетельствуют его письма к Ядринцеву. Так, в июне 1876 г. он пишет: «Наконец я на родной почве, в Тюмени. Был у Высоцкого». У Ядринцева отношения с нашим городом более тесные. Известно, что родился он в Омске, но раннее детство его до переезда семьи в Томск прошло в Тобольске и Тюмени, что, очевидно, немало способствовало появлению его знаменитого фельетона о нашем городе «Тюленьская жизнь» (1866). Подчеркивая древность города, о его современности Ядринцев пишет: «Ничем-то он не заметен». С его точки зрения, Тюлень-город «живет в ту эпоху, когда вместо великих законов и принципов существует обычай, который и исполняет роль закона у всех народов во время их младенческого состояния». Об одном из таких главных обычаев Ядринцев рассказывает так: «Если Вы особа состоятельная, приехали в город и пьете чай на постоялом дворе, то Вам непременно принесут еще икорку-с паюсную, сырок-с, селедочку-с, хереску-с – в конце концов Вы проснетесь послезавтра и подумаете: «А славный этот город, Тюлень». История эта (обильные застолья и карты), кстати, во многом совпадает с историей героя книги Михаила Знаменского «Моя поездка на кумыс. Клубные сонные грезы», изданной Высоцким в 1875 году.

Публикация «Тюленьской жизни» Ядринцева совпала с открытием Высоцким 153 года тому назад, в 1866 г., первой тюменской фотографии. И хотя образ города носит у Ядринцева явно гротескный и карикатурный характер, он позволяет понять атмосферу Тюмени, в которой Высоцкий начинал свою подвижническую просветительскую деятельность.

Хотелось бы также отметить роль Ядринцева в создании Высоцким первой тюменской газеты «Сибирский листок объявлений» (1879). В письме Ядринцева краеведу и публицисту А. Гацинскому в августе 1876 г. читаем: «В Тюмени я видел Высоцкого, типографщика и местного предпринимателя. Они думают издавать справочный лис-ток, для которого я придумываю программу. Надо изобрести такие листки, чтобы при видимой скромности программы можно было развернуть по необходимости литературную газету». Очевидно, что сотрудничество Ядринцева и Высоцкого в деле создания тюменской литературной газеты по каким-то причинам не осуществилось, что не отменяет факта благородства их намерений.

Даже пунктирная история личных и творческих связей Константина Высоцкого с Григорием Потаниным и Николаем Ядринцевым позволяет по-новому понять просветительскую деятельность Высоцкого в Тюмени 1860–1870-х гг. как часть общесибирских процессов обновления жизни с его столь актуальными сегодня понятиями служения родной земле, гражданского самосознания, пробуждения умственных сил общества.

Опубликовано: газета №121(4897)

Читайте больше:

В пламени жизни: к 100-летию со дня рождения Бориса Щербины (продолжение)

В Тюменской области проходит массовая патриотическая экспедиция (ВИДЕО)