На акции «Живая память» почтили память тюменских журналистов
Акцию организовал Совет ветеранов тюменской журналистики совместно с Ассоциацией молодых журналистов Тюменской области. Событие традиционно посвящено дате, именовавшейся в советское время Днем печати, а также Дню Победы.
Десяток ветеранов тюменской журналистики и десяток будущих акул пера начали день 7 мая с возложения цветов к мемориальной доске в Доме печати с именами участников Великой Отечественной войны, затем проехали к памятнику «Прощание», проникаясь возвышенным настроением. На тот же день пришелся древний праздник Радоница, связанный с поминовением усопших. За длинной вереницей машин автобус с участниками акции «Живая память» прибыл ко главному входу Червишевского кладбища.
Имена знаменитые...
На центральной аллее похоронены фотокор Александр Ефремов, погибший в Чечне, и его мама Антонина Семеновна. Студентка-первокурсница отделения журналистики социально-гуманитарного института ТюмГУ Валерия Чернявская прочитала подготовленное сообщение об Антонине Ефремовой, в 18-летнем возрасте ставшей полевой медсестрой 368-й стрелковой Печенгской дивизии. Людмила Попович, в прошлом главный редактор газеты «Ямская слобода», поделилась воспоминаниями о работе Саши Ефремова. Он выискивал на улицах Тюмени красивые лица, снимал очень интересные портреты для рубрики «Сибирская красавица», и некоторые из этих женщин, вдохновленные работой Саши, впоследствии добились успеха как модели.
На могиле известного тюменского журналиста, в юности сбежавшего на фронт, Генриха Мингалева, воспоминаниями поделилась его дочь Елена, на могиле Константина Лагунова – ветеран Сергей Белкин. Памятник Лагунову, основателю отделения журналистики в ТюмГУ, напоминает стопку раскрытых книг, ведь его больше помнят как классика литературы. А вот брат его Николай Лагунов пошел по журналистской стезе, был редактором газеты «Тюменская правда». Очень ответственный был – на фронте служил в разведке.
Внимательно слушали и студента Никиту Соловьева, выступившего с сообщением о легендарном фотокорреспонденте «Тюменской правды» Аркадии Космакове, снимавшем и войну, и освоение тюменского Севера. Однажды, вернувшись из важной командировки, после проявки фотопленки Аркадий Васильевич обнаружил, что она засвечена, и у него случился микроинфаркт. Вскоре выяснилось, что это случилось не по его вине. В тех местах, откуда он вернулся, был высокий уровень радиации. С удивлением участники акции узнали, что с его дочерью Таней учился в одном классе ветеран журналистики Валентин Самойлик.
Имена позабытые...
Журналисту и поэту Анатолию Кукарскому 3 мая исполнилось бы 85 лет. Его могила выделяется на Червишевском кладбище: памятник сделан в виде стального пера, обвитого бумажным листом. Такой подарок сделали творцу из двух труб разного диаметра поклонники – работники судостроительного завода, а место у главного входа на кладбище выкупил известный тюменский геолог Александр Быстрицкий.
Член Ассоциации молодых журналистов Тюменской области, корреспондент портала «ТопТюмень» Иван Катруха заинтересованно рассказывал о судьбе Анатолия Кукарского, проникновенно читал его стихи. Как журналист был Анатолий Степанович прямолинеен, как поэт – талантлив. До недавнего времени о нем никто не вспоминал, могила была неухоженной. Но поэт – всегда пророк. «В думах забудется – в сердце запомнится», – писал Анатолий Кукарский. В этом году ветераны покрасили памятник. В Интернете Иван Катруха нашел портрет журналиста, в фотосалоне заказал печать и герметичную рамку, чтобы фотографию не повредил дождь. Им заменили старое, выцветшее фото на памятнике.
По возвращении с кладбища в литературно-краеведческом центре за чаем читали стихи Анатолия Кукарского, воспоминания коллег о нем. В 1960-70 годах в Средне-Уральском книжном издательстве было выпущено три сборника его стихов. Карманного формата, на газетной бумаге, очень мелким шрифтом. «В советское время поэты были рады и таким, – заметила Людмила Попович. – Надеюсь, что наша смена будет мыслить так же – высоко, светло, красиво».
Есть в одном из стихов Кукарского строчка: «Чтобы не было сердце немым и глухим». Вот для чего собрались вместе ребята и старая гвардия. Памятники ветшают – строки остаются.