В пламени жизни: к 100-летию со дня рождения Бориса Щербины (продолжение)
5 октября 2019 года исполнится 100 лет со дня рождения Бориса Щербины, нашего выдающегося земляка, под руководством которого создавался топливно-энергетический комплекс Западной Сибири.
Нас, выпускников Саратовского нефтепромыслового техникума, в 50-е годы судьба разбросала в разные точки Советского Союза, где обустраивали нефтяные промыслы, сооружали нефтегазопроводы, строили города. Меня направили на сооружение омских предприятий нефтехимии, где прошел все ступени до главного инженера предприятия стройиндустрии. В начале 60-х годов зашумела Тюменщина, соседняя северная область. На страницах центральных газет «Правда», «Известия», «Комсомольская правда» и других шли большие споры, где и куда вкладывать капитальные вложения на развитие нефтегазовых комплексов -- второе Баку: Татария, Башкирия, Поволжье, Западная Сибирь. Спорили академики, партийные, советские работники. Мы, соседи, следили и поддерживали тюменский вариант. Тогда и узнали фамилии Б.Е. Щербины, А.К. Протозанова, молодого ученого Г.П. Богомякова и многих других. Омские предприятия отправляли на Север строительные конструкции, материалы, а позже и молодежные отряды специалистов.
В Тюмени мне выпало счастье возглавить СУ-19, позже оно выросло в комсомольско-молодежный трест «Тюменьгазмонтаж». Народ собрался молодой, пытливый, нас поддерживал обком комсомола, обком партии и лично первый секретарь Б.Е. Щербина.
За городом, в поселке Букино, отвели площадку под строительство завода блочных устройств. Здесь мы изготовляли первые объекты: котельные, блоки по поддержанию пластового давления, нефтяные насосные станции, позже станции нефтеперекачки и т.д. Душой и заводилой этих дел был молодой главный инженер «Главтюменьнефтегазстроя» Ю.П. Баталии, который неоднократно приезжал с Щербиной в коллектив треста.
Проблем с блочными объектами было много -- нормативные противоречия с существующими нормами СНиП, противопожарные нормы, психология обслуживающего персонала: они привыкли к объектам с большими вспомогательными площадями, а здесь мы резко ограничивали пространство за счет автоматизации ручных процессов, выноса приборов контроля на отдельные пульты управления, внедряя новое оборудование в комплексе.
Чтобы все это выполнить, требовались в больших объемах новые стройматериалы: алюминий, прогрессивные утеплители, широкополочные металлические балки, а они только еще стали появляться, надежное оборудование, контрольно-измерительные приборы и много что еще. Это требовало больших капвложений в заводы поставщиков других министерств. Вот здесь и развернулся талант Б.Е. Щербины в освоении нового. Они с Ю.П. Баталиным на завод треста приглашали крупных руководителей. У нас бывали председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков, секретари ЦК партии и комсомола. Первую блочную кустовую насосную станцию по поддержанию пластового давления на Усть-Балыкском нефтяном месторождении посетил председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин.
Это позволяло в кратчайшие сроки преодолевать бюрократические препоны, получать дефицитные строительные материалы и оборудование. Специалистов направлял ЦК ВЛКСМ. И здесь Б.Е. Щербина, будучи первым секретарем обкома партии, проявил мудрость: выделил пять участков, а позже и целый микрорайон в юго-восточной части Тюмени под строительство многоквартирных домов без сноса и отчисления больших процентов городу. Это делалось для создания коллектива монтажников новой формации. Коллектив рос профессионально, объемы работ резко наращивались, в том числе за пределами Тюменской области.
Позже создается объединение «Сибкомплектмонтаж». Это уже новый виток в развитии блочно-комплектного строительства объектов нефтегазового комплекса. Б.Е. Щербина, будучи министром «Миннефтегазстроя», заместителем Председателя Совета Министров СССР, всегда держал руку на пульсе времени. Группа новаторов блочного строительства во главе с Ю.П. Баталиным была удостоена звания лауреатов Ленинской премии, среди них В.А. Аронов, В.Г. Жевтун, М.С. Ройтер, А.Ф. Шевкопляс, а также автор этих строк. Это были первые лауреаты -- строители «Миннефтегазстроя». Надо было видеть, как радовался министр Щербина, хотя мне казалось, что в жизни он суховатый, в какой-то мере даже аскет. А здесь распорядился провести чествование лауреатов в зале коллегии министерства.
Затем меня назначили начальником объединения «Сибжилстрой». Это были годы становления градостроителей, в большом масштабе велись объемные работы в Надыме, Нефтеюганске, Сургуте, Урае, позже в Уренгое и Тюмени.
Новый министр ежедневно интересовался, вникал в дела градостроителей, спрашивал, как идет ввод новых мощностей заводов крупнопанельного домостроения. Ставил задачи порой, казалось, невыполнимые. Еще не сдана первая очередь сургутского завода, а в обязательствах 1978 года уже записано: выпустить 300 тысяч квадратных метров конструкций. Для нас это был первый рубеж. И так год от года. В результате появились новые города с соцкультбытом – детские сады, школы, магазины, больницы с полным инженерным обеспечением: водозаборы, очистные сооружения, благоустройство.
В 1984 году я стал начальником «Главямбургнефтегазстроя». Министр В.Г. Чирсков и курирующий топливную отрасль заместитель председателя Совета Министров Б.Е. Щербина постоянно были на Ямбурге, ставили наипервейшие задачи и помогали решать проблемы. Подходит ли вахтовый метод для освоения заполярных кладовых? Строить город Ямбург или нет? Как внедрять суперблоки? В результате газ Ямбурга подали на полгода раньше. Строительство города отвергли. И поступили очень мудро. В те дни мы видели, какие проблемы возникают в созданных новых городах Севера. Поэтому применили передовые методы строительства. И тундра оказалась меньше подвержена разрушениям.
Большинство наших сверстников стали учеными, крупными организаторами отраслей хозяйства страны. Щербина большую ставку делал на молодежные коллективы, в результате именно в Тюменской области зародились первые комсомольско-молодежные подразделения: тресты «Тюменьгазмонтаж», «Севергазстрой», «Мегионгазстрой», бригады, участки, заводы. Как правило, здесь решались крупные государственные задачи, формировались характеры, юноши и девушки проходили суровую школу жизни, мужества, стойкости и преданности делу.
И неудивительно, что многие тюменцы со временем занимали высокие посты в стране: В.В. Никитин -- первый заместитель председателя Совмина, Ю.П. Баталии -- заместитель председателя Совмина, а еще много министров, заместителей министров, начальников главков и т.д.
Б. Е. Щербина, воспитавший и подготовивший эту плеяду, навечно останется тюменцев в памяти.
Игорь Шаповалов, заслуженный строитель России, лауреат Ленинской премии
Читать также: