В Тюмени обсудят региональную специфику развития лесного хозяйства
Тюмень станет первым регионом, где с 11 по 12 апреля откроется Национальный лесной форум, который в 2019 году пройдет в шести федеральных округах России.
Инициатор и организатор форума, председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев рассказал в интервью ИА "Тюменская линия", что в 2018 году, когда форум проходил в первый раз, по итогам дискуссий на его площадках были разработаны конкретные законопроекты, в частности о развитии заготовительных контор, куда граждане смогут сдавать дикоросы, о защитных лесах, о лесопромышленных кластерах. В процессе разработки находятся еще ряд законодательных инициатив.
- Главная задача, которую мы ставили, задумывая такой форум, - это учесть специфику и опыт регионов и сформировать предложения по изменению лесного законодательства , - отметил он.
Такая масштабная задача определила и формат форума: он проходит в разных регионах страны и подводит итоги на заседании в Москве.
- Страна огромная, и почти половина ее площади занята лесами. Ситуация в регионах разная – с пожарами, с заготовкой леса, с незаконными рубками , - пояснил он. - Все эти факторы, так или иначе, обладают своими региональными особенностями. Изначально возникла идея проводить Национальный лесной форум в регионах и потом уже суммировать наработки в Москве, чтобы сформулировать конкретные предложения. На первом форуме в прошлом году мы отработали в пяти федеральных округах и итогом были большие парламентские слушания в зале пленарных заседаний Государственной думы и выпуск соответствующих рекомендаций, которые мы сейчас отрабатываем.
В 2019 году важнейшей темой форума станет мониторинг правоприменительной практики.
- Мы должны понять, почему эффективно не работают те или иные нормы уже принятых законов, что нужно сделать, чтобы они приносили пользу , - подчеркнул Николай Николаев. - За последние 3-4 года изменений в Лесной кодекс внесено много, и все они направлены на то, чтобы сделать работу отрасли более открытой, подконтрольной, прозрачной. Хотим понять, почему они не работают на местах. Здесь причин может быть очень много. Начиная от того, что на местах просто не торопятся внедрять в жизнь нововведения, и заканчивая тем, что не подготовлена федеральная нормативная база или нечетко сформулированы нормы закона. Мы должны понять это. И понять это можно только при непосредственном общении с представителями компаний, общественных организаций, администраций региональных, муниципальных и т. д.
Глава профильного думского комитета отметил, что информационная закрытость отрасли, отсутствие действенных механизмов широкого участия общественности в принятии решений по лесам играют на руку нечестным участникам лесной отрасли, интересы которых не совпадают с государственными. Именно поэтому и не выполняются требования лесного законодательства.
- Эта тема была предметом дискуссии и в прошлом году , - отметил Николай Николаев. - Проблема, на мой взгляд, заключается в дефиците открытости и публичности информации о наших лесах и тех решениях, которые принимаются. Мы сделали определенные шаги, и год назад я вносил соответствующую поправку и она была принята – сейчас все регионы обязаны публиковать информацию обо всех лесных участках в открытом доступе. Это предмет парламентского контроля, но этого мало. Нужно обеспечить прозрачность не просто информации о лесных участках, а о самом ресурсе, чтобы можно было, грубо говоря, идентифицировать каждое бревнышко – откуда оно. Очень серьезную роль здесь играет абсолютная закрытость и отсутствие публичной информации о документах при транспортировке леса и продуктов его переработки. До сих пор любой желающий может поставить печать какого-нибудь ООО и написать, что он везет лес из такого-то региона. И все – и никакой инспектор не может проверить это по дороге. В результате, таким образом, обеспечивается легализация незаконной древесины. Поэтому нужно, чтобы весь путь самого ресурса был прозрачным.
Одним из путей развития цивилизованной торговли таким важным ресурсом может стать, по его мнению, биржевая продажа древесины.
- Необходимо серьезно заняться развитием биржевой торговли в лесной промышленности , - заявил он. - Может быть, даже обязать определенные объемы леса направлять на биржу. И, безусловно, как мне кажется, вся древесина, которую заготавливают государственные учреждения, должна реализовываться только через биржу. Чтобы это было абсолютно прозрачно, понятно ценообразование и чтобы государство получало достойные деньги за ресурс .
В России успешно работает международная Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа. С ней уже подписали соглашения 16 лесодобывающих регионов страны. В том числе Иркутская и Новгородская области, Пермский и Алтайский края, Карелия и Башкортостан.
В 2018 году через Санкт-Петербургскую товарно-сырьевую биржу реализовано 19,97 млн тонн нефтепродуктов, 15,13 млрд куб. м природного газа, более 1,388 млн куб. м лесоматериалов. Взаимодействие государства и бизнеса в природопользовании – еще одна глобальная тема, которая будет в центре внимания участников форума.
Участников форума, считает Николай Николаев, также заинтересует опыт Тюмени, защитный зеленый пояс которой равен площади самого города.
- Если говорить непосредственно о Тюмени, то нас очень заинтересовала ваша положительная практика по сохранению и обустройству таких объектов как Гилевская роща, экопарк Затюменский. Этот опыт нужно изучать и тиражировать , - считает он. - Участники форума посетят эти объекты в первый же день нашей работы .
Организаторы форума ждут в Тюмень большую команду из Рослесхоза, Министерства природных ресурсов и экологии РФ и других ведомств и министерств.
- Они тоже заинтересованы, чтобы конструктивно работать с регионами , - заверил Николай Николаев. - Традиционно будем приглашать на все региональные этапы лучших экспертов в самых разных отраслях. Модераторами будут крупные журналисты, которые занимаются лесной темой. И традиционно в форуме примут участие депутаты Госдумы.
Читать также: