К 150-летию со дня рождения Григория Распутина: взгляд в прошлое
Предлагаем вниманию читателей статью директора музея Григория Распутина в Покровском Марины Смирновой.
9/21 января исполняется 150 лет со дня рождения нашего земляка – Григория Ефимовича Распутина. Удивительно то, что при всей растиражированности распутинской истории долгое время была неизвестна точная дата его рождения. Одни исследователи пытались установить ее по семейным спискам 1887 года, другие – по всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года. Кто-то даже пытался сделать это по полицейским донесениям того времени. Но вся беда в том, что все эти документы имеют разночтения и не имеют статуса правового источника. Только в 1806 году по указу Синода для защиты метрик от подделок стали выпускаться специальные бланки с церковнославянским шрифтом заголовка. А главное – с водяными знаками. Право печатать такие бланки принадлежало тогда только одной типографии – Московской синодальной. Вот все это вместе взятое и способствовало приданию метрикам статуса правового источника. Именно такой правовой источник – метрические книги слободы Покровской за 1869 год нам и удалось обнаружить в архиве Ярковского ЗАГСа. В части первой «о родившихся» рукой священника Николая Титова написано: « 9 января 1869 года у крестьянина слободы Покровской Ефима Яковлевича Распутина и его жены Анны Васильевны вероисповедания православного родился сын Григорий». По традиции уже на завтра младенец был крещен. Имя получил по святцам в честь памяти святителя Григория Нисского. Такие государственные документы метрические книги составлялись тогда в двух экземплярах. Один обязательно отсылался в консисторию, другой оставался на месте, в церкви. В данный момент эти документы хранятся в Государственном архиве Тюменской области. Когда мы в январе 1998 года проводили в Тюмени выставку «Неизвестный Распутин», руководство Тюменского архива любезно предоставило нам эти книги для экспонирования на выставке. Определив точную дату рождения Распутина удалось посчитать, что он прожил всего 47 полных лет и был убит на 48 году своей жизни.
Именно тогда, в начале 90-х, наш знакомый Александр Пономарев – директор Западно-Сибирской финансовой компании, с группой своих сотрудников отправлялся в деловую командировку в Германию. А надобно напомнить, что тогда на телевидении очень активно муссировалась пошловатая реклама водки RASPUTIN, на этикетке которой зачем-то указывались даты рождения и смерти Распутина. Мы вручили Пономареву копии метрических документов, которые указывали на явную ошибку на немецкой продукции. Вскоре он привез нам своеобразный видеоотчет об этой поездке, где производители объяснили, что дату рождения Распутина взяли из энциклопедии.… Вот такая вот занимательная история. Ну а если отвлечься от масскульта и говорить серьезно, то все большему числу людей становится понятно, что царская семья и Григорий Распутин – это единая жертва революции.
Убийство Распутина стало отправной точкой случившейся в 1917 году русской катастрофы. Смерть Григория Распутина и отречение Николая Второго разделяют всего 67 дней. Но хотелось бы по порядку. Из дневника Николая второго: «1905 год. 1 ноября, вторник. … Познакомились с человеком Божиим - Григорием из Тобольской губернии». Это первая встреча Распутина с государем. Она состоялась в Петергофе. Почему царь потянулся к общению с человеком Божиим? И кем был сам государь? Хорошо знавший императора князь Жевахов пишет: «Это был, прежде всего, богоискатель, человек, вручивший себя безраздельно воле Божией, глубоко верующий христианин».
А надо сказать, что в этот период времени (конец 1905 года) государь находился в подавленном состоянии духа. С разных концов огромной империи шла информация о беспорядках. Несмотря на манифест от 17 октября, подписанный императором и дающий значительные политические свободы, спокойствия и умиротворения не наступало. Вот в таком тревожном и мрачном настроении в царской семье появился Григорий Ефимович Распутин, предсказав им скорое и благоприятное завершение всех волнений и беспорядков. Следует заметить, что никаких особых потрясений от первого общения с Распутиным государь не испытал, ведь для него беседы с «божьими людьми» были обычным делом. Настоящее сближение Распутина с царской семьей произошло только в конце 1906 года. Такой вывод можно сделать из рекомендации государя премьер – министру П.А.Столыпину: «Петр Аркадьевич! На днях я принимал крестьянина Тобольской губернии – Григория Распутина, который поднес мне икону Св. Симеона Верхотурского. Он произвел на Ее Величество и на меня замечательно сильное впечатление, так что вместо пяти минут разговор с ним длился более часа! Он в скором времени уезжает на родину. У него сильное желание повидать Вас и благословить Вашу больную дочь иконою. Очень надеюсь, что вы найдете минутку принять его на этой неделе». Как мы видим, именно с этого момента Григорий Ефимович становится желанным гостем в царской семье, и, по большому счету, начинается его историческая биография.
Систематическое общение Распутина с царской семьей начнется в 1907 году. Летом этого года цесаревич Алексей упал в Царскосельском парке, и через некоторое время началось обильное внутреннее кровоизлияние. Вот как об этом пишет сестра государя Ольга Александровна Романова – очевидец этих событий: «Бедное дитя так страдало, вокруг глаз были темные круги, тельце его как-то съежилось, ножка до неузнаваемости распухла. От докторов не было совершенно никакого проку… Было уже поздно, и меня уговорили пойти к себе в покои. Тогда Аликс отправила в Петербург телеграмму Распутину. Он приехал во дворец около полуночи, если не позднее. К тому времени я была уже в своих апартаментах, а поутру Аликс позвала меня в комнату Алексея. Я глазам своим не поверила. Малыш был не только жив, но и здоров. Он сидел на постели, жар словно рукой сняло, от опухоли на ножке не осталось и следа, глаза ясные, светлые. Позднее я узнала от Аликс, что Распутин даже не прикоснулся к ребенку, он только стоял в ногах постели и молился».
С этого дня императрица стала называть Григория Ефимовича - «Наш Друг». И это слово «Друг» она всегда писала с большой буквы. Убеждена, что и государь и государыня видели в нашем земляке глубоко верующего человека, наделенного даром молитвенного чудотворения. Иначе как объяснить то, что лечившие наследника лучшие врачи России и Европы – Рауфхас, Боткин, блестящий леб-хирург Федоров не могли сделать того, что делал малограмотный Распутин.
Но салонный Петербург не желал принимать, что какой-то необразованный мужик, пусть даже и талантливый лекарь, оказался Другом царской семьи и его принимают в домашней, интимной обстановке. Ведь они сами мечтали о близости к монарху. Они - богатые, знаменитые и родовитые. А тут деревенский мужик! Раскручивание антираспутинской истории совпало еще и с либерализацией общества. Критика власти постепенно становится признаком хорошего тона в обществе. Светские сплетни формировали негативное восприятие этой дружбы монарха и мужика. А Венценосцы уже окончательно заключили: Григорий послан им Всевышним. Он человек необычного предназначения, он спасает их тяжело больного ребенка. Сплетни и наговоры на Распутина никак не поколебали их веры в него. Проводимые проверки и расследования еще раз доказывали, что все инспирировано недругами. Николай II устало говорил собеседнику: «Все то, что Вы мне говорите, - я слышу уже много лет. Столыпин производил по этому делу расследование, и ни один из слухов подтверждения не получил».
Венценосцы доверяли своему сердцу, личным наблюдением и житейскому опыту. Занимаясь биографией Распутина много лет, я все-таки прихожу к выводу, что беспристрастное исследование о нем дает однозначный ответ: Распутин был человеком глубоко верующим, самобытным, духовно одаренным и, главное, совершенно бескорыстным личностно. И мне кажется, что дело не только в духовных беседах и целительских способностях Распутина. Думаю, что все значительно глубже и сложнее. После неудачной войны с Японией и разделе сфер влияния с Англией русская активность во внешней политике значительно снизилась, а внутри страны обострился старообрядческий вопрос. Духовный кризис приводил к ослаблению влияния православной церкви. Раскольники же и секты на этом фоне росли. А тут еще и небывалая революционная активность. Распутин, который был многолетним паломником и посетил множество святых обителей, без всякого сомнения, поддерживал связи со старообрядцами. Именно по этой причине много лет его будут обвинять в «хлыстовстве».
На самом деле, ни к каким хлыстам Распутин никогда не принадлежал. Это было доказано специально проведенным расследованием Тобольской духовной консистории 1907-1912 гг. А со старообрядцами Распутин общался для того, чтобы навести мосты для примирения их с царской властью. Он же был в самых дружеских и сердечных отношениях с епископом Тобольским и Сибирским Варнавой. А Варнава пользовался большим уважением у староверов. Не занимая никаких официальных должностей, Распутин оказывал государю неоценимые услуги в тех вопросах, где требовалось присутствие неофициальных уполномоченных.
Еще одной важной темой, которой Распутин занимался по велению государя, было так называемое дело имяславцев. А начиналось оно так. Схимонах Илларион из Пантелеймоновского монастыря святого Афона написал книгу, в которой поведал, что имя Божие есть сам Бог. Эта книга и изложенные в ней выводы стала чрезвычайно популярной среди русских монахов на Афоне. Другая часть русских афонских монахов сочла это учение ересью, пантеизмом, не совместимым с христианством. Одни стали называться имяславцами, а их противники - имяборцами.
В 1912 г. решением Святейшего Синода книга была запрещена. По монастырям России была разослана бумага с осуждением «имябожия».
3 июля 1913 г. на Афон прибыл пароход «Херсон», направленный с целью выдворения имяславцев со святой горы. В Россию с Афона было выслано 833 монаха. Сорок из них были отправлены в тюрьмы, а остальные лишены духовного сана и сосланы. Казалось бы, наведение порядка. Но затем картина стала становиться все более сложной. Выселение русских монахов с Афона, несомненно, ослабляло русское духовное присутствие на Святой горе и способствовало усилению греческого влияния. Да и вообще сильно вредило престижу России. Поэтому Николай II, заслушав доклад обер-прокурора Саблера, в тот же вечер встретился с нашим земляком-Григорием Распутиным, который паломничал по многим старым монастырям России. Он сказал государю, что спор этот давний и, как мог, объяснил свое понимание сущности разномыслия, произошедшего на Афоне, сказав, что не только на Святой горе монахи придерживаются такого толкования Имя Божия.
Вскоре после этого государь повелел Синоду покончить это дело миром.
Общественное мнение было склонно приписывать помилование имяславцев Распутину. И хотя мужик лишь попросту истолковал старый богословский спор, то есть сделал то, чего не сделали епископы и богословы, он вызвал на себя очередной вал неприязни. А ведь церковь тогда перед революцией находилась в тяжелом духовном кризисе, грозящем расколом.
Гордыня владык, виновных в расправе с имяславцами и ослаблении русского духовного присутствия на Святой горе, не давала им понять свою вину за случившееся, и они вылили свое раздражение на «неграмотного мужика», который якобы ничего не понимал в предмете спора.
Однако такие доводы совершенно не учитывают глубокие познания Распутина в священном писании и православном богословии. Распутин хорошо и давно знал предмет спора, посещая старые обители и старцев. Именно это учитывал государь, когда выслушивал доводы мужика.
Знанию Григория Распутина проблемы изнутри, несомненно, способствовало паломничество его на Афон в 1903 и в 1911 году. Там он встречался со своим земляком и духовным братом Дмитрием Ивановичем Печеркиным. В архиве библиотеки Русского Свято-Пантнлеймонова монастыря на Афоне о нем сохранилась довольно скупая информация: «Схимонах Даниил Мирское имя Димитрий Иванович Печеркин. Крестьянин из Тобольской губернии и уезда, Куроловской волости, села Ланбина. Родился в 1872 году. Рост выше среднего, волосы темно-русые, глаза серые. Принят в Свято-Пантелеимонов монастырь 31 мая 1905 года, пострижен в мантию 19 февраля 1909 года, в схиму по случаю болезни 31 июля 1912 года. Послушание проходил на Чумбуре, в обители эклесиархом, в часовой мастерской. Имябожник. Отправлен в Россию на пароходе «Чихачев» 17 июля 1913 года». Позднее Дмитрий Печеркин жил в Покровском в доме Григория Распутина и был свидетелем покушения на него в 1914 году Хионией Гусевой.
Надобно сказать, что вместе с ним с Афона было выслано еще два наших земляка-монаха, уроженцев Тобольской губернии.
Удивительно, как все эти события перекликаются с современностью.
Наш сегодняшний грустный опыт происходящего на Украине куда более опасен. Ведь, по сути, происходит историческое землетрясение. Образно говоря, сдвигаются тектонические плиты. Православный мир активно обсуждает раскол между Константинопольской и Русской православной церквями, произошедшей из-за признания Вселенского патриарха Варфоломея автокефалии украинской церкви. В ответ Синод РПЦ объявил о разрыве евхаристического общения с Константинополем. Из-за этого конфликта возникают проблемы посещения русскими паломниками Святого Афона. Ну а это уже духовное продвижение НАТО на Восток. Какая же нелегкая судьба ждет православных на Украине…
А в истории жизни Распутина больше всего удивляет даже не сам факт его убийства, а то, что герой такого исполинского склада так и остается персонажем неприличных историй и анекдотов. Он был наделен невероятной судьбой, сопровожден удивительными знамениями, завязан в узловую точку нашей истории, и фигура его должна внушать если уж не уважение и почитание, то хотя бы не должна превращаться в карикатуру. Если мы хотим, чтобы у нас было будущее, нам не обойтись без серьезного пересмотра своего отношения к прошлому.
P.S. Совсем недавно у нас в музее побывал гость из Лос-Анджелеса - Андрей Милюков. Он является внуком Павла Милюкова - руководителя кадетской партии в России. Также Павел Милюков был министром иностранных дел в первом составе Временного правительства. Милюков негативно относился к Распутину. После эмиграции из России проживал в Париже. Мама Андрея Милюкова дружила с Матреной - дочерью Григория Распутина. В Америке они проживали по соседству. На фотографии, которую он подарил музею, вы видите Матрену Распутину, Пэт Бархэм и Ольгу Захарову (мать Андрея).
Слева направо: Матрена Распутина, журналистка Пэт Бархэм и Ольга Захарова (Милюкова). Публикуется впервые.