Сербская память
Почему сербские солдаты никогда не стреляли в русских? Почему, так стремясь в ЕС, Сербия категорически не принимает их санкционную политику в отношении России? Потому что у сербов, как и у нас, работает генетическая память. Да, скажут мне, не у всех. Я соглашусь. Но я говорю о подавляющем большинстве.
Сегодня я не буду говорить о событиях XIX века, когда Россия помогала славянским странам Балкан освобождаться от османского ига. Почему? Потому что в Болгарии стоит множество памятников Александру II, но у болгарского правительства память напрочь отшибло. И это предсказывал великий Достоевский.
Я буду говорить о событиях ХХ века. Сербское королевство в десятых годах ХХ века хоть и было суверенным, во главе со стареющим Петром и его сыном Александром, но испытывало немалые экономические трудности после балканских войн. Над Сербией все это время нависала Австро-Венгрия, которая владела частью исконно сербских территорий и хотела больше. А еще были в мире силы, которые хотели устроить войну ради простой цели – обогащаться и покончить с некоторыми монархиями и нанести удар православию. Когда я спрашиваю у окружающих, почему началась Первая мировая война, в основном люди пересказывают мне штампы из советских и современных учебников о переделе мира между империалистическими странами и причинно-следственных связях. Да, как повод, некоторые помнят выстрел Гаврило Принципа в Сараево в австрийского эрц-герцога Франца Фердинанда и его жены Софии Гогенберг в 1914 году.
Сейчас много спорят, была ли реально записка бывшего министра внутренних дел России Петра Дурново Николаю, где он предсказывал детально и точно последствия вступления России в мировую войну, вплоть до того, что единственное нам приобретение от нее – Галиция – с которой головной боли у нас будет на сотни лет. События на нынешней Украине это подтверждают. Письмо Дурново нашли в германских архивах уже после Второй мировой войны. У некоторых историков после этого сомнения в его подлинности пропали.
Многие предупреждали русского императора о последствиях вступления в войну. Вопрос: а надо ли было убеждать в этом человека, который первым предложил странам всеобщее разоружение еще задолго до мирных инициатив СССР? Человеку, который прекрасно знал мощь и техническое обеспечение германской армии. Почему же он все же объявил мобилизацию, а потом и вступил в войну? Каждый второй серб ответит вам: потому что он не мог бросить Сербию, король которой обратился к нему за помощью, с сыном которого, Александром, фактически была помолвлена дочь Николая Александровича Татьяна. И до начала военных действий они писали друг другу нежные письма. Когда в 1918 году Александр узнает о гибели Татьяны, он даже попытается покончить с собой… А сербы помнят. Потому в центре Белграда у старейшей гостиницы «Москва» установлен памятник Николаю Второму. Потому на кладбище «Ново Гробле» аккуратными рядами лежат поручики, штабс-капитаны, священники, инженеры, творческая интеллигенция России, которых Сербия приняла лучше, чем союзная Франция.
И, с моей точки зрения, в Сербии – там же, на кладбище, стоит лучший памятник русским солдатам Первой мировой войны. Величественный монумент, над которым возвышается Архангел Михаил.
Что еще помнят сербы? Второе спасение – и снова благодаря России. Той зимой 1915-1916 годов немцы подготовили масштабное наступление, в болгары предательски ударили в спину, отсекая сербскую армию от Салоник, откуда шло снабжение. Сербы вынуждены были отступать… Не хватало продовольствия, людей выкашивал тиф… Именно его испугались союзники и отказались предоставить сербам корабли для переправки армии. И снова на помощь пришел русский царь, который объявил союзникам, если кратко: не вывезете сербскую армию, Россия выйдет из войны. Это подействовало. Стотысячная сербская армия была вывезена на остров Корфу (тоже, кстати, прославленный русским оружием) и спасена. Сербы приходили в себя и пели «Тамо далеко», песню, которая стала гимном несломленной Сербии. Потом… потом… сербская армия сама освободит свою страну… Но России уже не будет… До тех пор, пока не появится Советский Союз…
И, конечно, сербы помнят победный марш советской армии по Европе после перелома во Второй мировой войне. Для нас она – Великая Отечественная. Знаете, при освобождении какой страны меньше всего погибло советских солдат? Сербии… Там наши потери около 8 тысяч человек. Сербы и сами неплохо воевали с захватчиками - икоролевские четники, и прокоммунистические партизаны Тито. Для сравнения – в Польше полегли 600 тысяч советских солдат и офицеров. Наверное, поэтому поляки теперь старательно и скрупулезно сносят памятники и надгробия над братскими могилами советских солдат.
Как сказал нам на личной встрече предыдущий президент Сербии Томислав Николич: нам очень тяжело. С одной стороны, на нас мощно давит Запад, и мы, по сути, маленький островок в Европе, который тянется к России. Любой политик Сербии, который сегодня выступит против России, завтра останется без карьеры…
Но Запад ведет политику по перевоспитанию сербской молодежи. По той же схеме, как он делал это на Украине, особенно в упомянутой выше Галиции.
Да, сербы помнят и правление ельциноидов, когда Ельцин побоялся дать сербам всего 3-4 комплекса ПВО, чтобы прикрыть их небо от самолетов НАТО в 1999 году. Но помнят и бросок русских десантников на Приштину. И ухаживают за могилами наших добровольцев.
У нас общая память, кровь и вера. Но в России есть очень много политиков, которые хотели бы, чтобы и у нашей молодежи эту память отшибло… Этих политиков, оцененных в долларовом эквиваленте, самих надо отшибать в мусорную корзину истории. Мы сыты либерализмом, общечеловеческими ценностями (из которых нам полагалась только любовь к западным ценностям), свободным рынком и прочими прелестями гниющей цивилизации. А сербы еще помнят…
От себя: я побывал во многих странах, но только в Сербии и Беларуси я ощущаю себя родным…
Время последнего снега
Дарья Плодник
Что за волшебная нега!
Что за волнующий вид!
Время последнего снега,
Время забытых обид.
Терпким сибирским морозом
Встретит родная земля.
Куплены желтые розы,
Брошены возле руля.
"Я к вам теперь попрощаться.
Благословите на путь" –
Так я скажу домочадцам...
Тесной становится грудь.
Здесь молодой была мама.
Папа здесь просто был жив.
Здесь мои первые драмы
Были уложены в стих.
Здесь им теперь оставаться –
Я не беру с собой драм.
Время пришло попрощаться.
Время последним слезам.
Шепчут устало колеса.
Долгим же выдался день!
Сосны сменяют березы.
На горизонте – Тюмень.
Чистое зимнее небо,
Кругом идет голова.
Что за волшебная нега!
Пункт назначенья – Москва.
Снежным прощальным приветом
Я возвращаюсь назад.
Может, увидимся. Летом.
За облаками – Белград.