В Тюмени завелись «Призраки»
Одноименную премьеру представил драматический театр.
Уж последний месяц осени, а Тюменский драматический театр, наконец, пригласил на новый спектакль – первый новый в 161-м сезоне. Тут без камней в чужой огород, вы не думайте ничего такого… Просто ТБДТ настолько приучил в сентябре дарить премьеру, что теперь любая задержка – и куча вопросов. Но – случилось.
Генеральный прогон – 3 ноября. Презентация зрителям в ближайшее время – 4 и 5 ноября, далее – 25 ноября, 14 декабря и 19 января. Двухактная фантасмагория «Призраки» (16+) по пьесе итальянского комедиографа Эдуардо де Филиппо поставлена на грант Минкульта России. Если подробней: это грант «Молодая режиссура», и заполучила его штатный постановщик «Театриума на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой» Татьяна Михайлюк. Площадкой для «творческих опытов» выбрали Тюменскую «драму». Таня привезла сюда свою команду, за исключением художника-постановщика. Потому как у нас – талантливый и бесподобный Алексей Паненков, который может справиться с любой задачей и вполне заслуженно удивить столичных коллег (удивил – декорации стояли раньше срока).
– Заявку на грант подавала с другими названиями: «Моцарт и Сальери» и «Анна Франк», но в репертуаре Тюменского драматического театра эти спектакли уже есть. Пришлось достать из закромов то, что давно обдумывала, но решиться на это никак не могла. Италию безумно люблю! Как и пьесу Филиппо «Призраки» – ее мало кто берет из-за многослойности и многосмысловой нагрузки. Удалось заразить идеей и постановочную команду, и артистов, – после сдачи мы сидим с Татьяной в одной из гримерок, и она, еще на волне: торопится, говорит взахлеб. – Алексей Паненков быстро понял мою идею и тоже загорелся!
Рождались «Призраки» наездами – Михайлюк плотно занята в московском театре. Пара дней в мае, встречи в августе, в сентябре… А задачка-то непростая: язык спектакля сложный, любой полутон – и смазана общая картина, нарушен баланс, вместо восторженного «ах!» в зрительном зале – разочарованное «эх...».
История: недавно женившийся Паскуале (Александр Кудрин) удачно, как ему кажется, на пять лет снимает огромный дом. А дом-то нехороший, с привидениями (когда-то хозяин сих владений, испанский гранд, застал жену с любовником и велел замуровать подлецов живыми). Но у Паскуале – сделка с нынешним владельцем: если постоялец сумеет развеять мифы о призраках, то значительно обогатится, откроет пансион из 18 комнат и будет только денежки копить. Вот эти-то денежки и разрушают все и всех. Пылкий влюбленный, в начале спектакля неисправимый романтик, трогательный, милый новоиспеченный муж уже не видит меры, не хочет видеть измен любимой Мари (Анастасия Писарева) – только звон монеток и шелест бумажных купюр приводят его в чувства. Ну как ту не запеть: «Призрачно все в этом мире бушующем...». Хоть строчка и не из «той оперы», но так кстати. Кто теперь настоящее привидение? Уж не тот ли человек, заключивший порочную сделку? И уходит он с чемоданчиком в руках в белом одеянии: оглянется и вперед, оглянется и вперед – призрак, вот не вру.
История – да, простая. Но много, как уже говорила сама Татьяна, в ней пластов и смыслов. И кажется мне, во втором ряду сидящей, что не договорил режиссер о чем-то, скромно умолчал или забыл, или так решил оставить. Не хватает законченности, закольцованности, хотя актеры наши выдержали все. Александр Тихонов (роль Гастоне Калифано) даже фокусы освоил, Евгения Казакова (играет роли Армиды и Кармелы), Сергей Канаев, Николай Падалко (оба – грузчики) – приемы акробатики, Сергей Скобелев (привратник Раффаэле) как всегда цельным был (если уж зло воплощать, то без права на ошибку). Музыкальное оформление понравилось: для столь серьезного названия – столь легкие обертоны, то степ, то романтик.
– Мы только в начале пути. Думаю, за премьерные дни доделаем, доведем, – обещает молодой режиссер.
Кстати, Татьяна Михайлюк называет «Призраки» абсолютно фестивальным спектаклем, рассчитанным на публику от 16 до 116 лет. Когда обтешется, может, поедет на большие показы по стране, может, повторит успех «Молодости», номинированной на «Золотую маску»… Лично я бы дала Паненкову сто мильонов наград за декорации и костюмы!
Читайте также:
Тюменский «Космос» набирает команду, чтобы поставить спектакль о возвращении домой