Тридцать лет назад в Тюмени начали возрождаться храмы
В День города говорим не только материальных благах, но и о душе в рамках редакционного проекта «Тюменское счастье: как сибирский острог стал лучшим городом Земли».
Середина 80-х годов прошлого века. Приближалось 1000-летие крещения Руси. Даже в советское время наши правители понимали историческую значимость этого события. В высших эшелонах власти посчитали, что религия тоже должна возрождаться. Все чаще и чаще в эти годы в СССР звучит предложение о восстановлении заброшенных храмов.
Тюмень в то время входила в Омско-Тюменскую епархию. Управляющий ею архиепископ Феодосий (к сожалению, ныне покойный) готовился к празднованию. Необычное было время. После выхода церкви из семидесятилетнего гонения на общественную службу появляются крестные ходы, концерты духовной музыки. Кое-где и колокольные звоны возродились.
Протоиерей Валерий Гордеев то время был благочинным Тюменского округа. Владыка Феодосий благословил ему осмотреть в Тюмени и ее окрестностях разрушенные храмы, забирать под свою опеку и восстанавливать. В это время в Омской области было только шесть действующих церквей, в Тюменской области – семь. Тюмени очень повезло с уполномоченным по вопросам религии по Тюменской области. Им был Николай Яковлевич Замятин, в прошлом журналист, партийный работник, человек высокой культуры, порядочный и совестливый, к сожалению, его также нет в живых. Он очень лояльно относился к церкви. Все делал в рамках закона, но стоял на стороне церкви. И это очень помогало тюменскому священству. Николай Яковлевич и предложил отцу Валерию посмотреть на церковь села Утешево, входящую в городскую черту Тюмени.
– Зрелище оказалось страшное, – вспоминает священник. – Церковь в этом селе была заброшенной, вблизи нее – автобусная остановка. Ожидая общественный транспорт, местные жители, не стесняясь, сделали из храма придорожный туалет. Вот в таком виде ее и передали Русской православной церкви.
Как она выглядела внутри? Стропила и крыша были сожжены, орнамент по верху фасада на две трети был разбит. Пола в храме не было. В недалеком прошлом в храме было зернохранилище, зернодробилка, цементохранилище. По середине церкви лежал мрачный монолит слипшегося цемента, как символ уходящей безбожной эпохи.
Отец Валерий пригласил с собой в Утешево работников из Знаменского собора Аркадия, Афанасия, Федора и приступил к восстановлению храма. Позднее сюда приехали штукатуры-маляры Клавдия и Фаина. Помогали в восстановлении утёшевской церкви Сергей Коробченко и иеродьякон Гигеон. Вот та группа, которая и подняла из руин этот храм.
Интересная деталь – почему-то деревенские жители не помогали в восстановлении храма. Иногда они подходили, посматривали на работу и уходили. Может быть, это показатель их духовного состояния, пусть не обижаются.
Отец Валерий рассказал, что когда восстанавливали на фасаде храма орнамент, то кирпич, привезенный из местного кирпичного завода, для этой цели оказался совершенно непригодным. Он просто разваливался. Что делать? Решили разбирать в храме тумбы пола и этот старинный кирпич, широкоформатный, его еще называют «николаевский», стал хорошо выпиливаться для орнамента.
Следующий этап возрождения храма. Стали думать, где установить клирос, где петь хору. Решили, что самое удобное для него место – расположить его сверху. В первозданной церкви, предположительно, клирос был внизу. Для сельской церкви того времени это было характерно. Село небольшое, прихожан немного, места хватало для всех. Клирос в обновленном храме, кстати, очень хорошо вписался. На освящении храма в Утешево, а носит он имя Николая Чудотворца, собралось столько людей, что все не смогли в него войти, и большая часть гостей стояла на улице. Это было действительно историческое событие – после семидесятилетнего гонения на церковь в десяти километрах от Тюмени вновь зазвучала молитва, затеплилась лампада, через несколько лет запели и колокола. Много теплых слов прозвучало в тот день, селяне говорили, что теперь каждое воскресенье будут сюда ходить.
В тот день, когда Владыка освящал храм в Утешево, много было тех, кто плакал от счастья, говорили, что крестились здесь, не думали, что когда-то снова будут службы и что когда-то придут в него. Это замечательная сторона. Как бы людей не давила безбожная власть, но Вера в них осталась.
– Среди гостей, присутствовавших на освящении храма в Утешево, был необычный гость – советника президента США Николая Гончарова, – рассказывает отец Валерий. – Его предки когда-то были священнослужителями на тюменской земле. Судьба их, к сожалению, не известна. Омск в то время был закрытым для иностранцев городом, а Тюмень нет, поэтому Владыка Феодосий благословил меня встретить заокеанского гостя и вести с ним всю протокольную часть. Так советник президента США со своей супругой Эммой оказался в Утешево, на освящении храма.
Владыка Феодосий освятил утешевский храм и вскоре там начались регулярные богослужения. Настоятелем в этот храм назначили иерея Иоанна Подворняка, который служит там по сей день и продолжает дальнейшее благоустройство храма.
Вскоре в Тюмени началось восстановление Свято-Троицкого монастыря, храма Архангела Михаила, Крестовоздвиженского, Трехсвятительского. Событие для Тюмени – строительство в конце 90-х, начале 2000 годов новой церкви в честь иконы Божьей матери «Целительница» на улице Мельникайте, на территории второй городской (ныне областной) больницы. Следом в областном центре появились новые храмы - Николая Чудотворца на улице Моторостроителей, в честь иконы Божьей матери «Утоли моя печали» на улице Малышева, Серафима Соровского на Лесобазе. Жемчужиной в строительстве новых храмов в городе Тюмени можно назвать Благовещенский собор в Депутатском сквере.
Читайте также:
В XIX веке в купеческой Тюмени были свои городские праздники