Размер шрифта+
Цветовая схемаAAA

Как тюменцы пересели с телег на пароходы и поезда

Будущее областной столицы определило создание транспортной инфраструктуры, а именно – развитие судостроения и судоходства, а также строительство железной дороги.

Слушать новость
Как тюменцы пересели с телег на пароходы и поезда. Будущее областной столицы определило создание транспортной инфраструктуры, а именно – развитие судостроения и судоходства, а также строительство железной дороги. .

Уже в XVII и XVIII веках в городе строили весельно-парусные суда, которые вместе с гребцами по течению шли на веслах и парусах, а против течения – с помощью лошадей или бурлаков, которые тащили их по берегу.

Развитие судостроения и судоходства

Как рассказал в книге «Четыре века Тюмени» краевед Александр Иваненко, первые пароходы начали строить в городе в середине XIX века , и этот путь был сложным и долгим. Купец первой гильдии Никита Мясников заложил под Тюменью два парохода, но дважды не уложился в сроки и продал право на строительство пароходов надворному советнику Альфонсу Поклевскому-Козелл. Именно Альфонс Фомич достроил пароходы и дал им названия «Основа» и «Взор».

В 1853 году была учреждена компания пароходст ва, которая приобрела буксирный пароход в 100 лошадиных сил с металлическим корпусом. Его выписали из Бельгии и собрали в Тюмени в 1854 году. В Екатеринбурге Поклевский заказал паровую машину, которую через 2 года установили на собранном в Тюмени четвертом пароходе.

В 1860 году пермский предприниматель, инженер английского происхождения Гектор Гуллет основал в Тюмени филиал своего судостроительного завода . Теперь уже машинно-строительный и литейный завод выпускал в городе паровые машины, насосы, водоподъемные машины. Здесь были построены первый пассажирский пароход «Кормилец» и железная баржа для перевозки арестованных из Тюмени в Томска.

Другая семья судостроителей – Эдуард Вардроппер с сыновьями – жила в Тюмени, но строила деревянные пароходы и баржи на реке Тавде у деревни Жиряковой. В 1868 году они построили в Тюмени судоверфь и организовали пароходную компанию , а через 20 лет построили завод судовых корпусов.

В 80-х годах XIX века в Тюмени было уже восемь верфей, судостроительных и судоремонтных заводов . За первые 20 лет работы созданного в 1845 году пароходства приток грузов из глубины Сибири на пристани Тюмени увеличился в 20 раз. Эти грузы направлялись в центральную часть России и в европейские страны. Из Тюмени их перевозили на лошадях через Урал в Пермь, где вновь грузили на пароходы или отправляли на железную дорогу.

Строительство железной дороги

Логика развития города требовала строительства железной дороги через Тюмень, где находилась ближайшая к Уралу пристань. Почти четверть века шли горячие обсуждения идеи строительства железной дороги. Сотни купцов, ведущих торговлю с Сибирью, были заинтересованы в железной дороге и просили у власти разрешения на строительство.

В 1866 году свой проект предложил чиновник сухопутного министерства внутренних дел в Петербурге Евгений Богданович, часто бывавший в командировках на Урале. Военный составил и обосновал проект железной дороги от города Сарапул на реке Каме через Екатеринбург до Тюмени. Тюменские купцы собрали деньги на проведение геодезической съемки будущей дороги – 26 тысяч рублей . 2 ноября 1867 года тюменские купцы за идею и проект присвоили полковнику Евгению Богдановичу звание Почетного гражданина города Тюмени. Именно он стал первым почетным гражданином города. «Ныне скромный, мало кому известный уголок на земном шаре – Тюмень, не иначе – завтра, с той минуты, когда у подножья ее появятся первые рельсы, превратится в яркую точку, на которую обратился взоры всего образованного мира» , – писал Евгений Васильевич в одной из служебных записок.

Развитие железной дороги связано с другим человеком, тоже ставшим Почетным гражданином города Тюмени, ­– министром путей сообщения Константином Посьетом. Именно он поддержал проект строительства железной дороге от Нижнего Новгорода до Тюмени через Екатеринбург . В те годы была реализована только восточная часть проекта и под руководством инженера путей сообщения, поручика Александра Петелина дорогу построили за два года.

5 декабря 1885 года началось регулярное движения поездов от Тюмени до Екатеринбурга и далее на Пермь . Это была первая железная дорога в Сибири протяженностью 324 км .

Развитие судостроения и судоходства, а также строительство железной дороги, способствовали развитию Тюмени. Благодаря транспортному обеспечению и бурно развивающимся торговым связям город со временем стал областным центром – комфортным и удобным для жизни сотен тысяч людей городом, который мы все знаем и любим.

Читайте также:

Тюмень: история управления городом

Тайны тюменской аллеи Сибирских кошек

Уже в XVII и XVIII веках в городе строили весельно-парусные суда, которые вместе с гребцами по течению шли на веслах и парусах, а против течения – с помощью лошадей или бурлаков, которые тащили их по берегу.

Развитие судостроения и судоходства

Как рассказал в книге «Четыре века Тюмени» краевед Александр Иваненко, первые пароходы начали строить в городе в середине XIX века , и этот путь был сложным и долгим. Купец первой гильдии Никита Мясников заложил под Тюменью два парохода, но дважды не уложился в сроки и продал право на строительство пароходов надворному советнику Альфонсу Поклевскому-Козелл. Именно Альфонс Фомич достроил пароходы и дал им названия «Основа» и «Взор».

В 1853 году была учреждена компания пароходст ва, которая приобрела буксирный пароход в 100 лошадиных сил с металлическим корпусом. Его выписали из Бельгии и собрали в Тюмени в 1854 году. В Екатеринбурге Поклевский заказал паровую машину, которую через 2 года установили на собранном в Тюмени четвертом пароходе.

В 1860 году пермский предприниматель, инженер английского происхождения Гектор Гуллет основал в Тюмени филиал своего судостроительного завода . Теперь уже машинно-строительный и литейный завод выпускал в городе паровые машины, насосы, водоподъемные машины. Здесь были построены первый пассажирский пароход «Кормилец» и железная баржа для перевозки арестованных из Тюмени в Томска.

Другая семья судостроителей – Эдуард Вардроппер с сыновьями – жила в Тюмени, но строила деревянные пароходы и баржи на реке Тавде у деревни Жиряковой. В 1868 году они построили в Тюмени судоверфь и организовали пароходную компанию , а через 20 лет построили завод судовых корпусов.

В 80-х годах XIX века в Тюмени было уже восемь верфей, судостроительных и судоремонтных заводов . За первые 20 лет работы созданного в 1845 году пароходства приток грузов из глубины Сибири на пристани Тюмени увеличился в 20 раз. Эти грузы направлялись в центральную часть России и в европейские страны. Из Тюмени их перевозили на лошадях через Урал в Пермь, где вновь грузили на пароходы или отправляли на железную дорогу.

Строительство железной дороги

Логика развития города требовала строительства железной дороги через Тюмень, где находилась ближайшая к Уралу пристань. Почти четверть века шли горячие обсуждения идеи строительства железной дороги. Сотни купцов, ведущих торговлю с Сибирью, были заинтересованы в железной дороге и просили у власти разрешения на строительство.

В 1866 году свой проект предложил чиновник сухопутного министерства внутренних дел в Петербурге Евгений Богданович, часто бывавший в командировках на Урале. Военный составил и обосновал проект железной дороги от города Сарапул на реке Каме через Екатеринбург до Тюмени. Тюменские купцы собрали деньги на проведение геодезической съемки будущей дороги – 26 тысяч рублей . 2 ноября 1867 года тюменские купцы за идею и проект присвоили полковнику Евгению Богдановичу звание Почетного гражданина города Тюмени. Именно он стал первым почетным гражданином города. «Ныне скромный, мало кому известный уголок на земном шаре – Тюмень, не иначе – завтра, с той минуты, когда у подножья ее появятся первые рельсы, превратится в яркую точку, на которую обратился взоры всего образованного мира» , – писал Евгений Васильевич в одной из служебных записок.

Развитие железной дороги связано с другим человеком, тоже ставшим Почетным гражданином города Тюмени, ­– министром путей сообщения Константином Посьетом. Именно он поддержал проект строительства железной дороге от Нижнего Новгорода до Тюмени через Екатеринбург . В те годы была реализована только восточная часть проекта и под руководством инженера путей сообщения, поручика Александра Петелина дорогу построили за два года.

5 декабря 1885 года началось регулярное движения поездов от Тюмени до Екатеринбурга и далее на Пермь . Это была первая железная дорога в Сибири протяженностью 324 км .

Развитие судостроения и судоходства, а также строительство железной дороги, способствовали развитию Тюмени. Благодаря транспортному обеспечению и бурно развивающимся торговым связям город со временем стал областным центром – комфортным и удобным для жизни сотен тысяч людей городом, который мы все знаем и любим.

Читайте также:

Тюмень: история управления городом

Тайны тюменской аллеи Сибирских кошек