Подлинная картина нидерландского художника Яна Верколье хранится в Тюмени с 1960 года
Узнайте историю одного шедевра в рамках проекта "Тюменское счастье: как сибирский острог стал лучшим городом Земли".
В 1956 году Совет министров СССР постановил открыть в Тюмени картинную галерею. Чтобы наполнить ее произведениями искусства, Минкульт обратился ко всем столичным музеям: дайте Западной Сибири, кто что может… Формировать будущие музейные фонды для города на Туре помогали Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, само министерство, частники. В 60-х годах прошлого века галерея обзавелась вполне достойной коллекцией западно-европейского искусства (в большинстве здесь представлены немцы, но есть и французы, испанцы, итальянцы, конечно, голландцы).
– Она не такая солидная, как, допустим, коллекция русского искусства (картин – всего-то около сотни), но мы все равно ею гордимся! – подчеркнула хранитель коллекции классического искусства Тюменского музейно-просветительского объединения (ТМПО) Людмила Овсянкина.
Один из занятных образцов в западно-европейском «разделе» музейного комплекса имени Словцова – небольшая по размеру работа «Венера и Адонис» нидерландского художника XVII века, так называемого «малого голландца», Яна Верколье (1650-1693). Верколье – живописец, гравер. Писал он портреты, сцены из жизни зажиточного мещанства. Также оставил небольшое количество картин на мифологические сюжеты.
Добавим, что искусство в Голландии пользовалось «демократическими привилегиями»: в борьбе между протестантами и кальвинистами победили последние, а потому на многие вещи люди всех сословий смотрели безбоязненно; кроме того, творчество мастеров было доступно даже беднякам.
«Венера и Адонис» в Тюмень поступила из ГМИИ имени Пушкина в 1960-м году. Это подлинник XVII века. Скорее всего, в Москву он прибыл из самой Голландии.
– Настоящей истории бытования картины, как и год создания, мы, увы, не знаем, – добавила Людмила Владимировна. – Одно скажу: к нам она пришла в хорошей сохранности, и выставлялась потом с соблюдением всех условий. Вот поэтому и не реставрировали ни разу – только раму меняли.
Сюжет, запечатленный Верколье, Людмила Овсянкина именует «немного гламурным». Он идет от античной легенды. Предыстория: богиня Венера полюбила земного юношу Адониса. Сама история, «ушедшая» в картину: зная ревнивый нрав своего мужа Вулкана, Венера не отпускает возлюбленного на охоту, пытается удержать всеми силами и уговорами. То, что осталось «за рамой»: Адонис не послушался, ускользнул, а на охоте был растерзан вепрем, в которого превратился Вулкан; и там, где пролилась кровь молодого охотника, распустились прекрасные цветы.
Вся картина не просто говорит – кричит о сильном чувстве. Тут и влюбленная пара Венеры и Адониса, лебеди, которые, как известно, не живут по одиночке, собака, как символ верности, амурчик… Гениальной работу не назовешь, но то, что это уникальный для Тюмени, подлинный живописный образец, – однозначно! Познакомиться с ним воочию можно на выставке «Шедевры художественной коллекции» в музейном комплексе Словцова.
Читайте также: