Тайны тюменской аллеи Сибирских кошек
Предлагаем вашему вниманию увлекательный материал о подвиге тюменских котов в годы Великой Отечественной войны.
Изучать историю страны можно не только по книгам и учебникам. В Тюмени множество памятных мест, которые просто «дышат» прошлым. Одно из них – сквер Сибирских кошек. То, что тюменские хвостатые известны далеко за пределами нашего региона, известно многим. В далеком 1944 году именно на них была возложена важная задача – спасти бесценную коллекцию Эрмитажа от полчищ крыс. Однако подробности этой невыдуманной истории остаются в тени. Раскрыть их читателям согласился инициатор создания исторической аллеи, тюменский писатель, историк и краевед Александр Петрушин.
Странный приказ
Шел 1944 год. Несмотря на то что война еще не закончилась, в воздухе уже чувствовался дух Великой Победы. Одним из самых значимых событий этого года стало снятие блокады Ленинграда. В прекрасный город на Неве постепенно возвращалась жизнь. Советская власть приняла решение вернуть в Эрмитаж коллекцию, которая была эвакуирована в Свердловск. А это ни много ни мало 86 вагонов. Однако возвращение ценностей стояло под угрозой.
– В Эрмитаже к тому времени расплодилось огромное количество крыс, – рассказывает Александр Петрушин. – Всех кошек жители съели во время блокады. И тогда по линии НКВД пошел приказ об отправке из сибирских городов, в частности из Тюмени, котов и кошек. Дословно это выглядело так: «Не позднее первого апреля 1944 года направить в распоряжение УНКВД Ленинградской области не менее 50-ти сибирских кошек» .
В то время Тюмень входила в состав Омской области и управление НКВД находилось в Омске. Начальник Тюменского отдела поинтересовался, почему именно из Тюмени необходимо набрать такое количество котов. Ведь вблизи Омска расположено множество деревень, населенных пунктов, где этих животных много.
– Оказалось, что жители деревень не хотели расставаться со своими питомцами. Кошки для них считались членами семьи. А такое решение, по мнению руководства областного НКВД, могло вызвать недовольство жителей. Поэтому и было принято решение обратиться в Тюмень. В первую очередь милиция собирала хвостатых, которые обитали на мясокомбинате, рыбозаводе, бойне и даже на свалках, – поясняет историк-краевед.
Особая миссия кота Василия
Конечно, такого количества бесхозных котов и кошек сотрудникам НКВД набрать не удалось и, как ни крути, пришлось обращаться к жителям. Александр Петрушин ссылается на воспоминания начальника Тюменского горотдела милиции подполковника Айзенштата, которому запомнился примечательный случай. В один из дней участковый уполномоченный лейтенант Куликов доложил своему руководителю, что есть в Тюмени хороший котик, зовут его Васька. Но его хозяйка наотрез отказывалась отдавать животину. Тогда начальник с подчиненным отправились к ней вместе.
– У нее три сына погибли под Ленинградом, – продолжает Петрушин. – И когда сотрудники НКВД пришли просить Ваську, она в гневе заявила: «Вы у меня детей забрали, а теперь еще и до кота добрались!». Пришлось объяснять, что ее Васька сможет сполна рассчитаться за погибших. Ведь ему выпала честь давить фашистских крыс. Против такого довода у женщины все аргументы закончились, и она благословила своего Ваську на борьбу с врагами. Прощаясь, подполковник Айзенштат пообещал солдатке, что как только Василий со своей задачей справится, сразу же вернется домой.
Всех собранных котофеев погрузили в деревянные ящики, которые изготовили немецкие военнопленные. И прямым, специально подготовленным железнодорожным маршрутом тюменские коты и кошки отправились на спецзадание в Ленинград.
– Если в наши дни при посещении Эрмитажа увидите котов, знайте: это потомки наших сибирских кошек. И может быть, того самого Васьки, который, к слову, к своей старой хозяйке так и не вернулся. Он остался жить в музее, но Айзенштат все-таки помнил о своем обещании и привез женщине маленького котенка, – отметил Александр Петрушин.
Исторический долг братьям меньшим
Памятники животным, выполнявшим свой долг в годы войны, есть во многих странах. Например, в Англии стоят скульптуры лошадей и собак. А в Малайзии расположен памятник светлячкам: этих насекомых использовали солдаты малазийской армии. Приятно, что Тюмень не стала исключением. Однако с появлением аллеи кошек в обществе разгорелся спор о целесообразности такого памятника, кто-то даже назвал его китчем. Тем не менее, как считает Александр Антонович, эта скульптурная группа вызывает у детей желание окунуться в историю, а также прививает маленьким тюменцам любовь к животным.
Читайте также: