Владимир Владимиров: «Нет лекарства от коррупции, но важна ее профилактика»
Действуя в защиту интересов общества и государства, прокуратура Тюменской области добивается минимизации и ликвидации последствий коррупционных проявлений.
Очень важны активность населения и жесткая ответная реакция властей на коррупционные проявления. Сегодня гость редакции – прокурор Тюменской области Владимир Владимиров.
– Владимир Александрович, без реального наказания кажется призрачным эффект профилактики. Сколько коррупционных преступлений выявлено с начала года и сколько за них осуждено граждан?
– Действительно, один из основных итогов работы правоохранительных органов в борьбе с коррупционными преступлениями – не столько сами факты, сколько установление фигурантов уголовных дел и назначение им справедливого наказания.
С начала 2018 года в области выявлено 218 коррупционных преступлений, из них 40 фактов получения взяток, 79 преступлений совершено в крупном и особо крупном размере. В этом году за коррупционные преступления осуждено 59 граждан (в прошлом – 45).
В частности, за получение взяток к реальному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии осуждены бывшие начальник отдела уголовного розыска межмуниципального отдела МВД России «Тобольский» Белозерцев и его заместитель Ефремов, бывший заместитель директора муниципального учреждения г. Заводоуковска «Единый расчетный центр» Пашин.
За вымогательство взятки в крупном размере к штрафу в размере 2,4 миллиона рублей осужден бывший директор муниципального учреждения по вопросам похоронного дела «Некрополь» Мадьяров.
Направлены в суд уголовные дела по обвинению в получении взяток в отношении главного налогового инспектора ИФНС России по г. Тюмени № 3 (взятка в размере 9,5 миллиона рублей) и бывшего главного специалиста-эксперта управления Росреестра по Тюменской области (140 тысяч рублей).
– Усиление борьбы с коррупцией вынуждает ее ярких представителей изощряться в создании преступных схем. Можно ли привести примеры наиболее распространенных криминальных операций?
– Сколько дел о коррупционных преступлениях, почти столько же способов их совершения. В каждом случае имеются какие-то нюансы и отличия. Самые распространенные преступления – присвоение вверенных средств посредством незаконной выплаты себе премий, начисления второй зарплаты по дополнительной ведомости, фиктивного трудоустройства родственников, знакомых и получение за них зарплаты.
К примеру, недавно по материалам выездной проверки прокуратуры области и сотрудников полиции возбуждено уголовное дело в отношении директора одного из муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Как оказалось, он не только незаконно выплачивал себе премии на сумму более 270 тысяч рублей, но и за счет предприятия без согласования с администрацией округа сам у себя приобрел автомобиль Volkswagen за 720 тысяч рублей, который продолжал использовать как собственный.
Чтобы скрыть факт покупки автомобиля, он сначала оформил сделку купли-продажи с подчиненным ему юристом предприятия, который в этот же день по договору продал автомашину предприятию.
Чиновники и должностные лица воруют бюджетные средства, используя подконтрольные фирмы и завышая в актах объемы выполненных работ по контрактам. Нередко с аффилированными предприятиями они заключают фиктивные договоры на оказание, например, консультационных услуг. Очень сложно доказать, что услуги не оказываются, а деньги перечислены за «воздух».
Имеются свои особенности и по делам о получении взяток. Опасаясь разоблачения, взяточники прибегают к различным ухищрениям. В частности, взятка перечисляется на банковскую карту кого-либо из знакомых коррупционера, а потом еще проходит несколько банковских счетов, прежде чем деньги будут обналичены и попадут в руки коррупционера. Иногда получение взятки маскируется под оказание по фиктивному договору тех же консультационных услуг.
Не особо изощряются в методах получения взяток сотрудники ДПС. Чтобы не быть задержанными с поличным на взятке, они стараются вообще не касаться денег и рекомендуют водителям оставлять деньги на обочине под каким-нибудь дорожным знаком, предварительно спрятав их в пустую пачку из-под сигарет или пластиковую бутылку.
– При назначении судом наказания коррупционеру распространяется ли материальная ответственность на его родственников? По закону они могут лишиться имущества, переписанного на них коррупционером?
– Исходя из требований действующего законодательства, ответственность за совершенное коррупционное преступление несет только виновный человек как в части исполнения наказания в виде штрафа, так и в части возмещения причиненного ущерба. В данном случае ответственность родственников законом не предусмотрена.
Если будет установлено, что имущество, полученное родственниками (или иными лицами от виновного), приобретено за счет доходов от преступления или являлось предметом взятки, то по решению суда оно может подлежать конфискации в доход государства.
К примеру, Центральный районный суд приговорил директора одного из тюменских ООО Романа Иноземцева к четырем годам лишения свободы за хищение бюджетных средств в особо крупном размере и взыскал с него причиненный ущерб. Кроме прочего имущества в доход государства обращен автомобиль Mersedes-Benz стоимостью более 3,2 миллиона рублей. Несмотря на то, что иномарку он оформил на другого человека, в ходе следствия и в суде доказано, что фактически Иноземцев купил ее на похищенные деньги.
– В приговорах судов нередко звучит фраза «средства и имущество осужденного обратить в доход государства». Кто и как обращает их в доход?
– Полномочия по исполнению приговоров судов в части конфискации (обращению в доход государства) денежных средств и имущества осужденных возложены законом на Федеральную службу судебных приставов. Прокуратура области уделяет серьезное внимание этому направлению работы. Не так давно прошла совместная коллегия с областным управлением Федеральной службы судебных приставов, где выработан ряд совместных мероприятий, направленных на повышение эффективности работы службы.
– Что такое антикоррупционная экспертиза? Сколько документов прокуратура проверила с начала 2018 года на коррупционную составляющую?
– Этот вид экспертизы проводится в отношении нормативных правовых актов, их проектов и предусмотрен специальным федеральным законом. Целью антикоррупционной экспертизы является проверка актов и проектов на предмет наличия в них положений (норм), которые при применении могут привести к коррупции. Сам по себе коррупциогенный фактор – это еще не нарушение закона, а лишь положение, предоставляющее на практике должностным лицам необоснованно широкие пределы или возможность необоснованного применения исключений из правил.
Это и создание искусственных барьеров – неопределенных и трудновыполнимых требований к гражданам и организациям.
Известны случаи, когда закрепленные законом права граждан «выпадали» из нормативного акта. Такая экспертиза проводится не только прокуратурой, но и органами власти, которые разрабатывают нормативные акты и их принимают, а также независимыми экспертами, специально аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации.
Только с начала года прокуратура области провела антикоррупционную экспертизу в отношении 2 120 принятых актов, 2 084 проектов и выявила коррупциогенные факторы в 137 принятых актах и 51 проекте. Все нарушения устранены.
Например, по протесту Тобольской межрайонной прокуратуры исключены коррупциогенные факторы из постановления администрации г. Тобольска «Об утверждении предельных тарифов на платные услуги, оказываемые МАУ г. Тобольска «МФЦ». В акте нарушены требования закона, отсутствовали условия и основание взимания платы учреждением за подготовку копий документов.
– Насколько часто инициируются проверки достоверности деклараций о доходах и расходах госслужащих? Известны ли случаи их увольнения в связи с утратой доверия, в том числе за недостоверные декларации?
– Прокуратура области постоянно проводит проверки полноты и достоверности сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Проверяются сведения, представленные государственными служащими федеральных и областных органов власти, а также муниципальными служащими и депутатами. В этом году по итогам проверок выявлено 337 фактов представления недостоверных сведений о доходах и имуществе, за которые по представлениям прокуроров 106 служащих привлечено к дисциплинарной ответственности.
По остальным выявленным фактам акты реагирования находятся на рассмотрении.
За коррупционные правонарушения должностных лиц увольняют со службы в связи с утратой доверия. В 2017 году по представлениям прокуратуры освобождено от должности (уволено) семь должностных лиц, в том числе досрочно прекращены полномочия четырех сельских депутатов, не представивших сведения о доходах и расходах, уволено два муниципальных служащих и один сотрудник полиции.
– Благодарю вас за интервью.
Опубликовано: газета №109(4644)
Читайте больше:
Тюменским школьникам обеспечивают «Безопасное лето»
Тюменский аэропорт понесет наказание за бетонные блоки на дороге