×
В социальных сетях
В печатной версии

Тюменский драматический театр предложил по-новому взглянуть на классический «Месяц в деревне»

19.06.2018
19:45
Тюменский драматический театр предложил по-новому взглянуть на классический «Месяц в деревне». На суд публики актеры представили спектакль «Молодость».. Два предыдущих сезона Тюменский большой драматический театр отработал под слоганом-баннером «Молодость». А вот спектакль с этим названием в репертуаре ТБДТ появился только в июне 2018-го – подбирались к нему, так сказать, издалека. «Молодостью» в постановке молодого режиссера Данила Чащина (родом из Тюмени, ставит больше вне Тюмени – в МХТ, например) по комедии Ивана Тургенева «Месяц в деревне» артисты решили завершить текущий творческий год. Последний «аккорд» труппы прозвучал так прозвучал! Уверена, зрители, которые побывали на премьере, обязательно посмотрят ее еще раз, приведут в зал совсем не театральных родственников: уж столько смысловых пластов из небольшой в общем-то классической пьесы «вскрыла» постановочная группа – ковыряйся, не хочу, ищи параллели, черти меридианы. А что нашла я? От намека к действию Тургенев – это современно. Любовь, отношения, погоня за впечатлениями, ускользание от старости – актуальны, понятны, в тренде. Любой глянец об этом надрывно кричит: уколы красоты, пилинги, подтяжки, истязание тела на тренажерах, свежие тряпки. Реклама на ТВ, радио, в газетах не отстает. В общем, поддержание молодости, возвращение молодости – огромная индустрия, смысл бытия, в общем-то («спасибо» нагрешившим прародственникам). Все герои «Молодости» за один единственный день проживают сверхжизни. Этих событий хватило бы на месяц, да на полгода, но сейчас все так быстро разрешается, и знакомую фразу «утром деньги – вечером стулья» следует переписать так: обмен стульев на деньги – сию секунду. Размеренные, будто плетение кружев, разговоры о чувствах, мыслях, думах – только в самом начале. Они обычны, невинны. Фи, ничего особенного, думаешь ты, и это Чащин, который ставит в МХТ?!. А потом оказываешься втянут в игры сокрушительной силы: вместо слов, вздохов, небрежных проходок – действия, действия, действия, взрывы смеха, крики, но точные, прицельные, истерики, взлеты и падения, ожидание катастрофы. Вот-вот, сейчас, что-то произойдет, сломается, лопнет, треснет. В имении Ислаевых – с утра все как всегда. Много гостей, будничная суета прислуги, никак не получающие развязку беседы старых друзей Натальи Петровны Ислаевой (Кристина Тихонова) и Михаила Александровича Ракитина (Сергей Скобелев). Но стоило появиться в доме новому учителю для Коленьки Ислаева – роль Алексея Беляева играет Николай Аузин, как суетиться начинают и господа. Ну как не влюбиться в такого красавца?! Подтянут, активен, интересен, а, главное, молод. Молод, черт возьми! С воздушным змеем бегает и прыгает как козлик! Рядом с ним преображается хозяйка. Она уже не Петровна. Она – Наташа, словно старшая сестра взятой на воспитание сироты Верочки (Софья Илюшина). Влюблены в Беляева и Вера, и немножко ее нареченная бабушка (Татьяна Пестова), и бабушкины подружки… Ох уж этот повеса! Ну а что остается делать мужчинам увлекшихся женщин? Да действовать надо, хватит вздыхать через левое плечо. Ракитин, четыре года бывший «на привязи», – действует. Даже душить соперника пытается. Хозяин Аркадий Ислаев (Константин Антипин) – действует, жаль, не там и не так (во всех бедах винит Ракитина, а не учителя). Ну хоть что-то новое тут происходит, хоть какие-то эмоции рождаются, народ перестает говорить о болячках, чтоб говорить об интригах, скандалах, расследованиях. Калейдоскопная сценография Все это, даже при участии сильных артистов, принесших в постановку свои находки, было бы пресновато, если б не антураж, не фантик для Тургенева. Не усадьба в березовой роще, а что-то типа отельчика с номерами, баром, spa-салоном вместо русской бани. Не прислуга, а персонал. Не учитель, а… аниматор, который и йогой займет, и на дискотеке медлячок включит. Не лошади, а скутеры. Сценография Дмитрия Горбаса – многомерная, многоуровневая, как кубик-рубик, как лего-конструктор – потрясает. Двухэтажный отель в разрезе с видеолокацией, созданной Михаилом Заикановым, театральный круг являет зрительному залу то рощу, то бар, то сауну. Костюмы Юлии Ветровой кстати: примерно те же вещи, что и на зрителях, то есть сегодняшние, но лаконичнее, потому и стильнее, без лишней мишуры. Минуты бегут, сценки сменяют друг друга: от прошлого сюжетика – только искажение в зеркалах, впереди – что-то новое… Может, гости, спешно собравшие чемоданы под «Вояж-Вояж», еще вернутся. Может, Наталья уйдет от Аркадия к Ракитину. Может, увязнет в отношениях с Беляевым. Может? Может-может! ...На уроках в советской школе учили так: это – хорошо, это – очень плохо, серединки нет. Тургенев был скучен (нам не умели подать его иначе), а в списке литературы на лето предусмотрительно подчеркнут жирной пастой: мол, следует надавить на себя, вымучить хоть сколько-нибудь страниц. А теперь пофантазируем: если б моим учителем литературы был Чащин, я бы знала другого Ивана Сергеевича и относилась к нему иначе, и не иронизировала бы так… В 35 лет открыть классику – финт, конечно, ведь наверняка за плечами уже половина жизни. Но и в шестьдесят кто-то надевает экипировку, чтоб поболтаться в аэротрубе. А кто-то женится на молоденькой девушке, внучке почти. За молодостью гонимся. Это факт. Для меня, например, именно в театре, именно на последней премьере выпал шанс вернуться на школьный урок «литры» и прожить с Тургеневым два абсолютно счастливых часа без антракта.
На суд публики актеры представили спектакль «Молодость».
Спорт как смысл бытия. Фото Кати Христозовой.

Два предыдущих сезона Тюменский большой драматический театр отработал под слоганом-баннером «Молодость». А вот спектакль с этим названием в репертуаре ТБДТ появился только в июне 2018-го – подбирались к нему, так сказать, издалека.

«Молодостью» в постановке молодого режиссера Данила Чащина (родом из Тюмени, ставит больше вне Тюмени – в МХТ, например) по комедии Ивана Тургенева «Месяц в деревне» артисты решили завершить текущий творческий год. Последний «аккорд» труппы прозвучал так прозвучал! Уверена, зрители, которые побывали на премьере, обязательно посмотрят ее еще раз, приведут в зал совсем не театральных родственников: уж столько смысловых пластов из небольшой в общем-то классической пьесы «вскрыла» постановочная группа – ковыряйся, не хочу, ищи параллели, черти меридианы. А что нашла я?

От намека к действию

Тургенев – это современно. Любовь, отношения, погоня за впечатлениями, ускользание от старости – актуальны, понятны, в тренде. Любой глянец об этом надрывно кричит: уколы красоты, пилинги, подтяжки, истязание тела на тренажерах, свежие тряпки. Реклама на ТВ, радио, в газетах не отстает. В общем, поддержание молодости, возвращение молодости – огромная индустрия, смысл бытия, в общем-то («спасибо» нагрешившим прародственникам).

Все герои «Молодости» за один единственный день проживают сверхжизни. Этих событий хватило бы на месяц, да на полгода, но сейчас все так быстро разрешается, и знакомую фразу «утром деньги – вечером стулья» следует переписать так: обмен стульев на деньги – сию секунду. Размеренные, будто плетение кружев, разговоры о чувствах, мыслях, думах – только в самом начале. Они обычны, невинны. Фи, ничего особенного, думаешь ты, и это Чащин, который ставит в МХТ?!. А потом оказываешься втянут в игры сокрушительной силы: вместо слов, вздохов, небрежных проходок – действия, действия, действия, взрывы смеха, крики, но точные, прицельные, истерики, взлеты и падения, ожидание катастрофы. Вот-вот, сейчас, что-то произойдет, сломается, лопнет, треснет.

В имении Ислаевых – с утра все как всегда. Много гостей, будничная суета прислуги, никак не получающие развязку беседы старых друзей Натальи Петровны Ислаевой (Кристина Тихонова) и Михаила Александровича Ракитина (Сергей Скобелев). Но стоило появиться в доме новому учителю для Коленьки Ислаева – роль Алексея Беляева играет Николай Аузин, как суетиться начинают и господа. Ну как не влюбиться в такого красавца?! Подтянут, активен, интересен, а, главное, молод. Молод, черт возьми! С воздушным змеем бегает и прыгает как козлик! Рядом с ним преображается хозяйка. Она уже не Петровна. Она – Наташа, словно старшая сестра взятой на воспитание сироты Верочки (Софья Илюшина). Влюблены в Беляева и Вера, и немножко ее нареченная бабушка (Татьяна Пестова), и бабушкины подружки… Ох уж этот повеса! Ну а что остается делать мужчинам увлекшихся женщин? Да действовать надо, хватит вздыхать через левое плечо. Ракитин, четыре года бывший «на привязи», – действует. Даже душить соперника пытается. Хозяин Аркадий Ислаев (Константин Антипин) – действует, жаль, не там и не так (во всех бедах винит Ракитина, а не учителя). Ну хоть что-то новое тут происходит, хоть какие-то эмоции рождаются, народ перестает говорить о болячках, чтоб говорить об интригах, скандалах, расследованиях.

Калейдоскопная сценография

Все это, даже при участии сильных артистов, принесших в постановку свои находки, было бы пресновато, если б не антураж, не фантик для Тургенева. Не усадьба в березовой роще, а что-то типа отельчика с номерами, баром, spa-салоном вместо русской бани. Не прислуга, а персонал. Не учитель, а… аниматор, который и йогой займет, и на дискотеке медлячок включит. Не лошади, а скутеры. Сценография Дмитрия Горбаса – многомерная, многоуровневая, как кубик-рубик, как лего-конструктор – потрясает. Двухэтажный отель в разрезе с видеолокацией, созданной Михаилом Заикановым, театральный круг являет зрительному залу то рощу, то бар, то сауну. Костюмы Юлии Ветровой кстати: примерно те же вещи, что и на зрителях, то есть сегодняшние, но лаконичнее, потому и стильнее, без лишней мишуры. Минуты бегут, сценки сменяют друг друга: от прошлого сюжетика – только искажение в зеркалах, впереди – что-то новое… Может, гости, спешно собравшие чемоданы под «Вояж-Вояж», еще вернутся. Может, Наталья уйдет от Аркадия к Ракитину. Может, увязнет в отношениях с Беляевым. Может? Может-может!

...На уроках в советской школе учили так: это – хорошо, это – очень плохо, серединки нет. Тургенев был скучен (нам не умели подать его иначе), а в списке литературы на лето предусмотрительно подчеркнут жирной пастой: мол, следует надавить на себя, вымучить хоть сколько-нибудь страниц. А теперь пофантазируем: если б моим учителем литературы был Чащин, я бы знала другого Ивана Сергеевича и относилась к нему иначе, и не иронизировала бы так… В 35 лет открыть классику – финт, конечно, ведь наверняка за плечами уже половина жизни. Но и в шестьдесят кто-то надевает экипировку, чтоб поболтаться в аэротрубе. А кто-то женится на молоденькой девушке, внучке почти. За молодостью гонимся. Это факт. Для меня, например, именно в театре, именно на последней премьере выпал шанс вернуться на школьный урок «литры» и прожить с Тургеневым два абсолютно счастливых часа без антракта.

Читайте также:

В новых театральных сезонах тюменцев ждет много интересного

Тюменцев зовут на бесплатные лекции о современном театре

3265Просмотров

Интересно

Премьера «Молодости» несколько раз откладывалась – сей спектакль потребовал от постановщиков и актеров больше времени и сил. Современным его делает не только тема, но и звучащие музыкальные хиты.

Комментарии для сайта Cackle

Читать далее
На площадках Тюменского института культуры встретятся ценители фольклора.
Тюменцы посмотрели первый спектакль конкурсной программы.
На новом фестивале будет много «фишек».
Самым активным столичные писатели подарили свои тома.
Участники литературно-просветительского проекта «Большая книга. Встречи в провинции» побывали на встрече с читателями из города декабристов.
В научной библиотеке назвали победителей творческого конкурса.
Беседу с Татьяной Потемкиной о ее творчестве вы можете посмотреть в очередном выпуске программы «Литературный четверг» 17 октября. Начало в 12 часов.

Интересно

Премьера «Молодости» несколько раз откладывалась – сей спектакль потребовал от постановщиков и актеров больше времени и сил. Современным его делает не только тема, но и звучащие музыкальные хиты.

Опрос
Готовы ли вы отказаться от использования изделий из пластика?
Да, конечно
Мы отказались от полиэтиленовых пакетов
Готовы, если этот пластик опасен для здоровья
Нет, пластик — это удобно
Да, если появится альтернатива пластику
Нет, проблема не в пластике, а в его использовании и утилизации

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы не пропустить главное