Правда о русских танках
Когда в 1941 году танки Гудериана (который, кстати, учился в Казанском танковом училище во время дружбы Германии и СССР в 30-е годы!) впервые столкнулись со средним танком Т-34, они были поражены его маневренностью, покатой броней, хорошо отражавшей удары, проходимостью, неприхотливостью…
Когда удалось подбить несколько советских средних танков, их быстро погрузили на платформы и повезли в Германию, разгадывать секреты советских конструкторов. Но так до конца войны и не разгадали, хотя при создании танков «Пантера» и «Тигр –VI», а также знаменитого «Королевского Тигра» использовали многое.
У истоков создания лучшего танка второй мировой войны стоял Михаил Ильич Кошкин, которому 3 декабря 2008 г. Исполнилось бы 110 лет. Странно, но в нашей стране юбилей гениального конструктора прошел почти незаметно. Как-то сложилось, что все знаменитые танковые конструкторы были у нас «из семейства кошачьих». Тяжелые танки КВ и ИС выпускались под руководством Котина, средними занимались два Кошкина, но главным был именно Михаил Ильич. Ему удалось добиться гениального решения: эффективность оружия прямо пропорциональна его способности занять правильную позицию, чтобы нанести решающий удар и выдержать без ущерба для себя удары, наносимые противником. Именно это уравнение решил коллектив конструкторов, которым руководил Михаил Кошкин. Дадим слово и лучшему танковому генералу Третьего Рейха Гейнцу Гудериану: после столкновения с Т-34 он писал: «Превосходство материальной части наших танковых сил, имевшее место до сих пор, было отныне потеряно и теперь перешло к противнику. Тем самым исчезли перспективы на быстрые решающие победы».
Для сведения: первый грузовой автомобиль был построен в СССР в 1924 году, а к 1939 году советская промышленность стала выпускать лучший танк в мире. Но к 1941 году их насчитывалось недостаточно для того, чтобы успешно противостоять фашистским моторизованным колоннам (1110 танков, они были разбросаны по военным округам). Вот и поругайте очередной раз Сталина за индустриализацию форсированными темпами.
М.И. Кошкин родился в Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. Глава семейства вскоре погиб на лесоразработках, и Михаилу с ранних лет довелось думать, как заработать кусок хлеба. В четырнадцать лет подросток уезжает на заработки в Москву, где устраивается подмастерьем в карамельный цех кондитерской фабрики (в советское время — фабрика «Красный октябрь»). Позже Михаила Кошкина призывают на военную службу в царскую армию. Конфетами Кошкину придется руководить чуть позже… Но – я не ставлю целью своей работы биографию конструктора. Прочитать ее может каждый в энциклопедии или Интернете. Ограничусь тем, что отмечу главные черты характера крестьянского сына: трудолюбие, постоянное самообразование, упорство, принципиальность, честность, способность воспринимать и генерировать новаторские идеи. Все это помогло конструктору, когда он возглавил конструкторское бюро завода № 183 в Харькове, где выпускались тогда еще легкие танки. Именно он добился в процессе дискуссии полного гусеничного хода для отечественных танков и усиления брони. Но, если бы не война с Финляндией в 1939 году, преимущества гусеничного среднего танка не были бы так заметны. Как говорится, нет худа без добра: позорная (но необходимая!) война с Финляндией показала слабые места вооружений и управления войсками. В результате в 1940 году в серийное производство пошел танк Т-34 с 76-мм пушкой. Именно в этот момент отдававший все силы любимому делу Кошкин тяжело заболел. На посту главного конструктора его сменил А.А.Морозов, который «доводил Т-34 до ума» в течение всей войны. Так, в ответ на «Пантеры» и «Тигры» был построен Т-34-85 (с усиленной броней, маневренностью, пушкой 85-мм). Кошкин умер в 1940 году. Про таких говорят: сгорел на работе. Усилия лучших хирургов ему не помогли, а многие награды и государственные премии были присвоены ему посмертно. Для информации: Жозеф Яковлевич Котин, работавший над тяжелыми танками, умер в 1979 году.
Смешная аналогия, но русские и тут «соображали на троих»: у истоков танка стояли три конструктора: Кошкин, Морозов и Кучеренко. Но первую скрипку в этом трио играл Михаил Кошкин.
Очень рекомендую прочитать книгу Ильи Бояшова, ставшую в этом году национальным бестселлером: «Танкист или Белый Тигр». Книга читается на одном дыхании, а беллетристика великолепно сочетается с прекрасными знаниями по истории и материально-технической базе танковой техники разных типов. Эту книгу нельзя читать как военно-историческую правду, но читать интересно и занимательно.
Но мы вернемся к произведению конструкторского искусства. Из современных историй о Т-34 нельзя не рассказать о том, что во время войны в Югославии, эти танки снимали с множественных постаментов, где они играли роль памятников, и слегка «подшаманив» пускали в бой. «Т-34» успешно выполняли боевые задачи и противостояли современным западноевропейским и американским образцам! Ибо главным преимуществом танка являлась его неприхотливость, возможность ремонтировать его в полевых условиях.
Примечательно, что сегодня находятся предатели нового времени (назовем их так), которые помимо надуманного или раздутого компромата на наших полководцев пишут якобы научные статьи о недостатках советской военной техники во времена Второй Мировой войны. Хочется напомнить таким, что воевал СССР отнюдь не с одной Германией, а практически с 3\4 Европы и всем ее промышленным потенциалом. При этом европейцы давали самые лестные оценки нашей технике.
Вот что докладывали английские конструкторы после подробного изучения Т-34: «Конструкция танка свидетельствует о четком понимании его важнейших боевых качеств и требований войны с должным учетом подготовки русского солдата, театра военных действий и имеющихся производственных мощностей. Если принять во внимание, что Россия совсем недавно создала тяжелую промышленность и что значительная часть ее индустриальных районов занята противником, создание и производство таких танков в большом количестве представляет собой инженерно-техническое достижение самого высокого класса…». Кстати, танки, поставляемые нам по ленд-лизу из США и Великобритании, мы могли использовать только на второстепенных фронтах и в качестве огневой поддержки. «Валлентайны», «Черчилли» и «Шерманы» были легкой добычей для немецкого «зверья» - «пантер» и «тигров». «Хитрый лис» Эрвин Роммель гонял их по всей Африке до тех пор, пока у союзников не появился более серьезный танк М-26. Обратите внимание на это удивительное совпадение: немецких железных кошек усмирял русский крестьянин Кошкин! И русский инженер Котин (созданные на базе тяжелых танков самоходные артиллерийские установки называли в народе «зверобоями»).
Английский военный историк Дуглас Орджилл (уж лучше сошлюсь на западного, а то опять не поверят) приводит в своей работе «Самый лучший танк в мире» несколько историй о первом столкновении немцев с Т-34 в июле 1941 года. Снаряды немецких противотанковых пушек (37 мм) просто отскакивали от него, что приводило артиллеристов в шок! «Армейскими хлопушками» назвали потом такую артиллерию.
Из доклада в германский генштаб в июле 1941: «Т-34 - чудо-оружие – сеющее страх и ужас везде, где оно появляется…» Из доклада Гудериана после удара танкового корпуса Катукова под Орлом: «Русские понесли значительно меньшие потери, чем они нанесли нашим танкам. Они научились воевать…» (Для сведения: Катуков и его «тридцатьчетверки» подкараулили немцев на марше, нанесли фланговый удар, сжигая Т-III и Т-IV с любой позиции, в том время как для того, чтобы уничтожить Т-34 требовалось попасть ему в корму, в вентиляционную решетку, где находился двигатель. Катуков нанес молниеносный удар и быстро отвел танки, оставив Гудериана наблюдать, как горят 30 его машин, в то время как о потерях русских в этом бою вообще неизвестно).
Из письма немецкого офицера-танкиста: «… когда у противника танк лучше, это – страшно. Ты даешь полный газ, но твой танк слишком медленно набирает скорость. Русские танки такие быстрые, на близком расстоянии они успевают взмахнуть на холм или проскочить болото быстрее, чем ты можешь развернуть башню. И сквозь шум, вибрацию и грохот ты слышишь удар снаряда о броню. Когда они попадают в наши танки, по большей части раздается глубокий затяжной взрыв, а затем ревущий гул вспыхнувшего бензина, гул, слава богу, такой громкий, что мы не слышим вопли экипажа…»
Еще более страшным для немцев был танк КВ-1. Известен случай, когда один такой танк в течение нескольких суток сдерживал целую немецкую колонну! (Случай произошел в июне 1941 года в районе наступления 6-й танковой дивизии корпуса генерала Рейнгарда, группа армий «Север»; полагаю, немцам особенно в 1941-ом незачем было преувеличивать достоинства русской техники и отвагу русских танкистов).
К 1942 году немцы создали 56-тонный Т-VI, оснащенный 88-миллимитровой пушкой. И тот самый «королевский тигр». Но он был тяжел, малоподвижен, часто страдал от поломок. В противовес Т-34 была выпущена «пантера» - Т-V (75-мм пушка, толщина башенной брони 120 мм, скорость 50 км\ч). Она стала поступать в части весной 1943 года, но тоже страдала массой технических неполадок (из-за этого выбывало из строя 12 машин в неделю). Ни по скорости, ни по маневренности, ни, тем более, по неприхотливости она Т-34 не превосходила. Нашим ответом стал Т-34-85. В нем были устранены все недоработки первой модели, поставлена пушка 85-мм, способная уничтожать с расстояния 500 метров тяжелые «тигры». И главное: наша промышленность смогла быстро освоить его массовое производство! В 1944 году их поступило на фронт 11 тысяч, в то время как вся европейская промышленность дала Вермахту 3740 «пантер» и 1350 «тигров». Даже захватывая трофейные «пантеры» наши танкисты предпочитали ремонтировать подбитые «тридцатьчетверки» и воевать на них, чем садиться в более комфортные, но легко горящие немецкие средние танки.
Преимущество советской танковой техники было наглядно продемонстрировано в знаменитом сражении на Курской дуге под Прохоровкой 12 июля 1943 года. К этому сражению наши войска подготовились тщательно: были вырыты траншеи, длиной, сравнимой с расстоянием от Лондона до Нью-Йорка, оборона была эшелонирована на 300 км, но главное – проводились постоянные учения, те же танковые экипажи получили четкие инструкции, подробные топографические карты и технические характеристики бронетанковых сил противника. В этом сражении полегли лучшие фашистские силы: 3-я танковая армия «Великая Германия», дивизии СС «Адольф Гитлер», «Рейх», «Викинг» и знаменитая «Мертвая голова». Немцы вели наступление примерно также, как их предки на Чудском озере – бронированными клиньями («свиньей») - панцеркейле, надеясь вскрыть нашу оборону, как консервными ножами. Но ножи эти где обламывались по самую рукоятку, а где и гнулись…
Немецкий офицер о битве под Прохоровкой: «Фактически мы столкнулись с казавшейся неистощимой массой русских танков – никогда раньше я не получал столь наглядного впечатления о русской мощи и численности противника, как в тот день. Облака густой пыли делали невозможным получить поддержку от люфтваффе, и вскоре многочисленные «тридцатьчетверки» прорвали наш передовой заслон и, как хищные звери, рыскали по полю боя».
А вот признание германского историка Пауля Карела из его книги «Война Гитлера против России: «…Курская битва была решающим сражением Второй мировой войны. Официальная советская история справедливо называет ее «битвой исторического значения»… Он же сравнивает ее с Ватерлоо. Это ли не ответ тем, кто сегодня пытается переписать историю нашей Победы? Это ли не ответ пораженцам и предателям, которые очерняют наших полководцев, гений наших конструкторов, ратный и тыловой труд всего народа?! Самое удивительное, что у них находятся читатели, издатели и распространители! С моей точки зрения ничего кроме проклятия они не заслуживают, и в этом случае мне глубоко плевать на всяческий плюрализм, потому как наша Победа свята!
Пройдет еще немного времени после победы на Курской дуге, и танки Кошкина будут «колесить» по Европе, войдут в Берлин…
В ноябре этого года исполняется 120 лет со дня рождения Михаила Ильича Кошкина. Его гений сегодня продолжается в конструкторских бюро, работающих над танками Т-80, Т-90, «Армата». Лучшими танками… Главное, чтобы их хватало. Уроки 1941 года надо помнить… Чтобы враг писал о нас, как писал фельдмаршал Третьего Рейха Клейст: «Русские с самого начала проявили себя как первоклассные воины, и наши успехи объяснялись просто лучшей боевой подготовкой. Обретя боевой опыт, они стали первоклассными солдатами. Они сражались с исключительным упорством, имели поразительную выносливость и могли вести военные действия без многого, что считается необходимым в армиях других государств. Их командование быстро извлекло уроки из своих поражений в начале войны и вскоре стало высокоэффективным». «Советская боевая техника и оружие были отличного качества еще в 1941 году, особенно танки. Артиллерия была превосходной, так же, как и большинство видов стрелкового оружия… Русский танк Т-34 был самым лучшим в мире».
Кто-нибудь хочет поспорить с фельдмаршалом, который разрабатывал блицкриг?
Генерал Блюментрит: «Там, где русский займет позицию или защищается, его трудно победить, и это стоит вам много крови».
Читайте больше:
«Священная правда об истории времен Великой обезьяньей революции»