Неутомимый Раф, или Как стать легендой
Журналист-комсомолец Рафаэль Гольдберг помогал движению студенческих отрядов
В жизни молодежи Тюменской области в период создания Западно-Сибирского нефтегазового комплекса газета «Тюменский комсомолец» сыграла роль выдающуюся. Достаточно бегло пролистать пожелтевшие от времени подшивки газеты, чтобы ощутить пульс того времени. Любое предприятие, в том числе и печатное издание – это прежде всего люди. Рафаэль Гольдберг пришел в газету в 1965 году. Тюменская область в это время находилась на старте промышленного развития.
В редакции «Тюменского комсомольца» уже работали журналисты, своими материалами заслужившие читательское признание: Людмила Барабанова, Раиса Ковденко, Юрий Переплеткин.
В настоящее время Рафаэль Соломонович Гольдберг удостоен многих заслуженных наград и званий: заслуженный работник культуры РФ, заслуженный работник Минтоп-энерго РФ, почетный работник культуры и искусства Тюменской области, обладатель знаков «Золотое перо» и «Золотое перо России», звания «Легенда тюменской прессы».
При подготовке этой статьи сознательно избегал как встреч с героем материала, так и чтения материалов о нем. Постарался сконцентрироваться на текстах Рафаэля Гольдберга в период его работы в тюменской молодежке. Своего рода бонусом стало подтверждение такого вывода в откровении самого маститого журналиста Гольдберга: «Впечатляет не факт, а его подача, обработка, анализ».
Круг тем, которые освещает Рафаэль Гольдберг, в первый год его работы в газете чрезвычайно широк. Здесь и отчетно-выборные комсомольские собрания, и проблемы сельских тружеников, строителей нефтепровода Шаим – Тюмень, монтажников-вертолетчиков. Заголовки его статей говорят сами за себя: «Райком на краю света», «Обыкновенное чудо, или Как полюбить деревню», «Романтика «грузового такси»», «Встречи на лежневых дорогах». Материалы нередко несут и остро критический заряд.
О технологии своей работы сам Рафаэль повествует в одном из материалов: «...Я хожу с одного отделения на другое, заглядываю в клубы, листаю книги в библиотеке. Разговариваю. С учителями и почтальонами, школьниками и недавними солдатами, с комсомольцами, с агрономами и председателем сельсовета... После каждого разговора блокнот пополняется еще одной, двумя, а то и десятком фамилий... Это молодые ребята и девушки, уехавшие из колхоза в последнее время».
Молодой журналист, не считаясь со временем и бытовыми неудобствами, стремится в самую гущу событий – только так можно понять и суть происходящего, и оценить по-настоящему героику трудовых будней. Ради этого он в воскресенье прилетает на трассу Шаим – Тюмень и живет с трассовиками в полевых условиях в вагончике неделю в конце октября. Или поднимается с монтажниками-вертолетчиками и видит то, что неведомо тысячам читателей. Вот небольшой отрывок из того материала: «...Лечу с экипажем Ю. Глухих. Все на своих местах. Юрий – в кресле командира. Георгий Лашманов справа, он – второй пилот. Впереди, в стеклянном «скворечнике» – штурман Сима Суховерхов. Улыбчивый бортмеханик Николай Костенко успевает следить сразу за десятком стрелок на черных циферблатах... Ребята переговариваются между собой по внутренней радиосвязи. Но мне ничего не слышно, и меня тоже никто не слышит. Показываю на уши. У радистов все есть. Находится и запасная пара наушников с ларингами. Мир для меня сразу обретает звуковую форму, выразительность... Внизу просека: перпендикулярно трассе вырублены деревья, чтобы вертолет мог снижаться горизонтально. Бережно опускает командир трубы на площадку. Разворачивает машину. И так час за часом, рейс за рейсом. Вот и вся романтика. Как у грузового такси.
Километр за километром переносят винтокрылые Ми-6 на трассу трубы. Эксперимент оказался удачным. Скоро все плети будут доставлены. Отправятся экипажи в иные места. Работы им в нефтяном краю хватит».
Еще один сюжет от первого лица о трудовых буднях: «Пятый день жду вертолета. Мне нужно в Нямбойто, к сейсмикам, повивальным бабкам нового метода. Наконец, летим. В кабине холодно. Утром термометр показывал что-то около пятидесяти. Внизу удивительно однообразная и в то же время пестрая тундра. Белая с черными рябинами. Как карта. А мне вспоминается другая карта, порядочно намозолившая глаза за время «великого сидения» в ожидании попутки. Я имею в виду структурную карту над столом главного геолога экспедиции Геннадия Петровича Быстрова, яркую, броскую, непонятную. На ней, на том же месте, где мы сейчас летим, два красных пятна, как два красных цветка. Это оконтурены газоносные площади: Тазовская и Заполярная».
Благодаря таким материалам далекое Заполярье становилось близким для жителей Тюмени, которой предстояло в недалеком будущем стать базовым городом по созданию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.
Как правило, все материалы начинающего журналиста помещали на первой полосе газеты. Гольдберг успешен в разных жанрах. Любителям истории Тюменского областного драматического театра наверняка будет интересен полностраничный разбор «Право на возвращение» спектакля «Клоп». Кому интересна история тюменского бодибилдинга, может обратиться к публикации «Спите спокойно, древние греки!» Концовка рецензии на фильм «Освенцим – школа ненависти» звучит вполне актуально: «...Туристы покидают Освенцим. Звенят кузнечики на поляне, где в последнем бою с гитлеровцами пали друзья Хенрика. Слезы стоят в горле у Юлии, уже двадцать лет тщетно пытающейся найти следы своего отца-антифашиста. Она-то не забудет урока в «школе ненависти». А американец Рудольф – муж Юлии? Понял ли он, что Освенцим, Бухенвальд, Майданек, Дахау еще сотни больших и маленьких кладбищ – не пропаганда? Что надо бороться, чтобы ужас не повторился».
Активно включился Рафаэль Гольдберг и в контакты с зарождавшимся тогда в области движением студенческих строительных отрядов. Анатолий Юрченко, командир областного штаба ССО, пригласивший молодого журналиста на работу по совместительству в стройотрядовскую газету «Горизонт», обычно скуп на похвалу. Но оценку работе Гольдберга в тот период дал лаконично: «Профессионал!»
Однажды на встрече с молодыми журналистами Рафаэль Гольдберг назвал ряд качеств, обязательных для представителей СМИ. Я бы добавил к ним еще одно – способность располагать к себе людей, тем более что сам он им обладает в полной мере. Моя личная первая встреча с ним именно этим и запомнилась. Работал я в то время инженером в Тюменском областном штабе студенческих строительных отрядов. После одной из командировок в линейные ССО на север области появилось желание рассказать об опыте стройотрядовцев по внедрению рационализаторских предложений. Мой непосредственный начальник, главный инженер штаба Володя Родионов, отреагировал моментально: «Познакомлю с Рафом, и все решим». Рафом оказался молодой улыбчивый темноволосый человек. Непривычным была в его облике беретка, поскольку корреспондентов я представлял людьми внешне более солидными. При этом держался он совершенно просто, несмотря на свой статус «официального лица». На мою просьбу о необходимости освещения этой темы в стройотрядовской газете «Горизонт» мне же и предложил написать об этом. Конечно, Раф наверняка отредактировал даже эту небольшую мою первую заметку и дал ей запоминающееся название: «Шевели мозгами!», что на какое-то время стало поводом для шуток в мой адрес со стороны товарищей по штабу.
В одном из интервью Гольдберг поделился сокровенным: «Я думаю, каждому отмерен свой пузырек интереса к жизни. У кого-то – маленький, у кого-то – целая бадья». Если продолжить этот образный ряд, то журналисту-человеку Гольдбергу интерес к жизни отмерен железнодорожной цистерной. И вполне допустимо его же словами сформулировать девиз: «Надо сохранять в себе интерес к жизни!»
Сложно дать характеристику столь неординарному человеку одним словом. Все-таки рискнул обратиться с такой просьбой к Раисе Ковденко, которая длительное время работала с Гольдбергом в редакции «Тюменского комсомольца». Поскольку знал, сто среднюю школу Гольдберг закончил с золотой медалью и продолжает учиться всю жизнь, ответ был вполне предсказуем: «Раф – это живая энциклопедия!» На правах автора позволю определить другую доминанту в личности нашего героя (см. заголовок).
Символично, что первый материал Рафаэля Гольдберга в тюменской областной комсомольской газете назывался «Найди свою звезду».
Наш герой на Тюменской земле свою точно нашел!
Александр ВЫЧУГЖАНИН, член Российского исторического общества, лауреат премии Союза писателей России «Имперская культура»
Опубликовано: газета №74(4609)
Читайте больше: